Плоды просвещения

 

125-летию со дня рождения прославленного командарма Семена Михайловича Буденного посвящается.

Как говорится во многих официальных документах, а также в статьях, публикуемых в изданиях либерального направления, школьное образование должно быть гуманитаризированным и личностно-ориентированным. И не следует слишком мучить бедных подростков науками.

Эволюционируя в направлении личностно-ориентированного образования, отечественная школа достигла немалых успехов. В чем автор настоящей статьи имел возможность наглядно убедиться не далее, как 31 марта 2008 года. В этот день в Московском университете проводилось собеседование с победителями Биологической олимпиады школьников, приехавших в столицу из разных концов нашей необъятной страны. Накануне эти молодые люди показали глубокие познания в самых разных разделах биологии и в награду были допущены к заключительному собеседованию, где решался вопрос о том, кому какое место присудить.

Итак, перед нашей комиссией предстали 11 десятиклассников, представляющие интеллектуальную элиту подрастающего поколения.

– Как ты думаешь, – спросил один из членов Комиссии девочку, увлекающуюся лошадьми, – на коне какой породы мог мчаться в атаку на французов поручик Ржевский?

– Я думаю, буденовской, – ответила девочка.

Члены комиссии переглянулись.

– А скажи-ка, пожалуйста, – спросил председатель Комиссии, – кто такой был Семен Михайлович Буденный? И когда он жил?

– Это был такой граф, – ответила девочка. А вот в какие годы он жил, я сказать затрудняюсь…

После этого всех последующих школьников, проходивших собеседование, Комиссия стала спрашивать, кто такой Семен Михайлович Буденный. И услышала немало интересного. Например, что С.М. Буденный – выдающийся врач, избавивший человечество от опаснейшей болезни.

Когда перед Комиссией предстал мальчик, который сказал, что С.М. Буденный – выдающийся полководец Гражданской войны, члены Комиссии вздохнули с удовлетворением. Но тут я для очистки совести решил уточнить:

– Семен Михайлович воевал на стороне красных или на стороне белых?

Мальчик чуть задумался, но затем уверенно ответил:

– На стороне белых.

Комиссия дружно крякнула…

Оказалось, что из одиннадцати опрошенных десятиклассников только трое имеют близкие к истине представления о том, кем был Семен Михайлович Буденный. А когда одна из девочек сказала, что Семен Михайлович командовал Первой Конной армией, Комиссия прямо-таки пришла в восторг. 

При подведении итогов Биологической Олимпиады члены Комиссии приняли решение воздержаться от присуждения Первой премии по 10 классу, мотивируя это наличием у участников достойных сожаления пробелов в общем образовании.

Приведенная выше курьезная история наглядно свидетельствует о том, что за годы реформ российская школа достигла немалых успехов по части «гуманитаризации» и «личностной ориентированности» образования. Но вот только хорошо ли это?

канд. биол. н. С.В. Багоцкий