Последняя космическая программа СССР

 

Развитие проекта «Энергия-Буран». К середине 1980-х годов СССР стоял на пороге нового научно-технического взлета. Одним из подтверждений этому являются космические программы СССР, имевшие место в тот период. Триумфальный успех проекта «Энергия»-«Буран» открывал путь множеству новых проектов.

В КБ НПО "Энергия" и головных смежных организациях были развернуты изыскательские и проектные работы по тяжелым и сверхтяжелым ракетам-носителям, создаваемым на базе ракетного комплекса "Буран". Выработалось направление разработок ракет-носителей грузового варианта "Буран-Т" (это ракета-носитель), где вместо орбитального корабля на те же связи навешивался грузовой контейнер, в котором размещался полезный груз. Масса полезного груза и приведенной части массы контейнера, то есть масса, отделяемая в конце участка, составляла 102 т. При этом структура ракетного пакета не отличалась от штатного варианта. Эта схема в наименовании приобрела дополнительный индекс - Т, то есть транспортный вариант, который позволял выводить на геостационарную орбиту аппараты массой до 18 т, к Луне - 32 т, к Марсу и Венере - около 28 m. Вариант с двумя блоками А и уменьшенным транспортным контейнером разрабатывался под наименованием "Гроза" или РЛА-125.

Сверхтяжелый носитель "Вулкан" разрабатывался по структуре пакета с восемью удлиненными блоками А и центральным блоком Ц с увеличенной заправкой. Грузовой отсек располагался в головной части центрального блока. "Вулкан", по проекту, выносил на опорную орбиту 200 т полезного груза. Предусматривался "Вулкан" в основном для программ освоения Марса и полетов на другие планеты Солнечной системы. В 1984 г., в декабре, постановлением правительства о программах создания ракетно-космических систем на 1986-1995 гг. были установлены сроки опытно-конструкторских работ: по "Бурану-Т" - 1986-1993 гг., "Вулкану" - 1990-1995 гг., к нему разгонный блок "Везувий" - 1991-1995 гг., "Гроза" - 1986 г.

На базе имеющихся наработок с учетом возможности, заложенной в структуре "Энергии" - универсальности и модульного принципа построения - был разработан перспективный ряд ракет-носителей. Ряд подразделяется на два направления: грузовые одноразовые ракетно-космические транспортные системы и системы многоразового применения.

Мировой ракетно-космический флот состоит в основном из одноразовых баллистических систем. Ракеты-носители СССР распределились в зависимости от программ и планов заинтересованных ведомств. Располагая носителями "Космос", "Циклон", "Восток-Молния-Союз", "Протон", страна в состоянии была вывести от 1,5 до 20 т на опорную орбиту и до 3,2 т на геостационарную орбиту. Ракета-носитель "Энергия" расширила эти возможности до 100 т на низкой круговой орбите и 18 т на геостационаре. Перспективный ряд ракет-носителей позволяет на основе блочно-модульного принципа построить семейство, заполнить пробелы и сделать непрерывной цепочку возможностей по выносу на опорную орбиту массы полезного груза.

Следующая группа носителей относится к ракетам, создаваемым на основе грузового варианта "Энергии" путем почти простого вычитания двух блоков А из первой ступени строящейся ракеты. История разработки такого типа ракет начиналась в июне 1976 г, когда разработчики "Бурана" - НПО "Энергия", КБ "Южное"., НИИ авиационных приборов и НПО радиоприборов - вышли с предложением начать летные испытания ракетно-космического комплекса с двумя блоками А для уменьшения затрат на разработку этой системы. С этой целью были разработаны технические предложения по ракете, получившей индекс РЛА-125.

Проектировался также вариант РЛА-131 в составе четырех блоков А и укороченного блока Ц на два бака из четырехбаковой конструкции штатного блока. РЛА-132 был также с укороченным блоком Ц, вершинным расположением полезного груза и восьми блоков А. Прорабатывался также вариант РЛА-133 с восемью блоками А, но увеличенной на 50 % заправкой и укороченным блоком Ц. Боковое расположение полезного груза рассматривалось в варианте ГТК-4, с четырьмя блоками А и с шестью блоками А - в варианте ГТК-6. Последние индексы "ГТК" означали - грузовой транспортный комплекс, а "РЛА" - ракетный летательный аппарат. Дальнейшие работы в этом направлении были приостановлены, все внимание было сконцентрировано на разработке базового варианта "Энергии".

В 1984 г. возобновились работы по поиску рационального варианта ракеты-носителя в диапазоне 30-40 т полезной нагрузки. Необходимость создания такого носителя рассматривалась как ближайшая перспектива отечественных ракет для решения проблемы запуска на геостационарную орбиту грузов больших, чем запускает "Протон", и даже с его модернизацией. Определились три направления в решении этой задачи: модернизация "Протона", разработка ракеты 11К37 и ракеты-носителя "Гроза" - это новое наименование модифицированной ракеты РЛА-125. Главный недостаток ракеты-носителя "Протон" - его небезосновательно критикуемая экология компонентов.

В 1985 г., используя практически все штатные блоки ракеты-носителя "Энергия", как двухступенчатая конструкция был разработан РЛА-125 (по новому наименованию "Гроза"). Ракета образовывалась простым отсоединением двух блоков А от ракеты "Энергия". Заправка блока Ц составляла 703 т. Вновь разрабатывался транспортно-грузовой отсек под полезную нагрузку, который, по замыслу, был частью отсека контейнера, разрабатывавшегося для "Энергии" в грузовом варианте. Масса полезного груза, выносимого на опорную орбиту, составляла 60 т.

"Вулкан". Ракета-носитель "Вулкан" сверхтяжелого класса входит в ряд унифицированных ракет типа "Зенит", РЛА-125, "Энергия" - "Буран-Т", использующих единые маршевые двигатели и унифицированные ракетные блоки с их основными системами. В состав ракеты космического назначения входят: восемь ракетных блоков первой ступени - блоков А, выполненных на базе блоков А ракеты-носителя "Энергия", ракетный блок второй ступени - блок Ц - соответствует центральному блоку ракеты "Энергия", стартово-стыковочный блок - блок Я новой разработки и космическая головная часть в различных комплектациях и вариантах.
  Стартовая масса ракеты-носителя "Вулкан" 4747 т. Грузоподъемность при выведении на опорную орбиту высотой 200 км с наклонением 50,7 град. составляет 200 т, наклонением 97 град. - 172 т, на геостационарную орбиту, с использованием разгонного космического блока "Везувий" -36 т, на орбиту искусственного спутника Луны - до 43 т, на траекторию полета к Марсу - до 52 т.
  Блоки А объединяются попарно в четыре параблока. Блоки А ракеты-носителя "Вулкан" не оснащаются средствами возвращения и связанными с ними элементами. Ракета-носитель "Вулкан" решала практически все проблемы пилотируемой транспортной операции полета на Марс. Он тогда был не так далек от нас.

Оборонные проекты. «Невзирая на предупреждения, американский "Челленджер" упорно сближался с белым цилиндром русской орбитальной станции. Выбрасывая "шнуры" бело-красного пламени из двигателей ориентации, громоздкий космический самолет наклонил нос, мчась в космической пустоте большой "дельтой". Он нагонял станцию, двигаясь быстрее нее всего на два десятка метров в секунду. Над центральной Атлантикой "Челленджер" должен был вплотную сблизиться с русским, раскрыв продольные створки люка на "спине" и выпустив наружу хватательные щупальца-манипулятор.

Но русская станция быстро развернулась тупым носом в сторону преследователя. И последнее, что увидели американцы, были вспышки, озарившие ее круглые борта.

Выпущенные в космосе снаряды страшны. Их скорость в безвоздушье - почти два километра в секунду - делает любую броню подобной куску картона перед выпущенной пулей.

Очередь маленьких стальных дьяволов врезалась в кабину "Челленджера". Четверо его пилотов погибли быстро и страшно, лопнув в вакууме. Кровь и лимфа закружили по расстрелянной кабине мерзлыми хлопьями. Обледеневшая голова командира экипажа с выпученными мертвыми глазами, беспорядочно кувыркаясь, ударилась о пульт управления. Рванулись в космос струи воздуха, перемешанного с водными парами, брызнули в стороны обломки и разбитые плитки теплозащиты. Выброшенная из развороченной гидросистемы жидкость мгновенно застыла ледяными шарами. Ожил вспомогательный двигатель русской станции, и она ушла чуть выше, пропуская вперед мертвый корабль врага...».

Такой гипотетический эпизод описывается в книге М.Калашникова «Сломанный меч империи». Далее он пишет:

«Этого эпизода никогда не было, но он вполне реален. Ведь именно мы обладали прекрасным оружием - пилотируемыми аппаратами "Алмаз", вооруженными скорострельной пушкой. Первый успешный запуск "Алмаза" произвели 25 июня 1974 года. А 4 июля корабль "Союз-14" доставил на борт полковника Павла Поповича и подполковника Юрия Артюхина. В целях секретности станция официально называлась "Салютом-3".

Аппарат работал отлично, периодически отправляя на Землю спускаемые капсулы с отснятыми пленками. Были даже проведены стрельбы из пушки, давшие отличные результаты. Но, увы, не ладилось дело с созданием многоразового возвращаемого корабля, а в 1981 году работы над "Алмазом" прекратили.

Однако новый "Алмаз-Т" под именем "Космос-1870" стартовал с Байконура 25 июля 1987 года. Два года он зондировал планету сверхточной радиолокационной аппаратурой, пробиваясь ее "взглядом" сквозь любую облачность, различая все предметы более 25 метров длиной. Последний "Алмаз-Т", запущенный в марте 1991-го, летает до сих пор (писано в 1996 году). Предел его "зоркости" - 15 метров при ширине полосы обзора в 600 верст.

Так что, дорогой читатель, в конце 80-х в ответ на "звездные войны" Империя могла вывести в космос эскадру пилотируемых станций с пушками на борту. Космических "летающих крепостей", могучего орудия господства в околоземном пространстве, которое делали в Москве, на заводе имени Хруничева.

В конце 70-х будущий президент США, актер Рейган часто любил смотреть хит тех времен - боевик "Звездные войны". Но его куцые голливудские мозги и помыслить не могли, что у русских уже есть космические крейсеры. Любое обострение ситуации, подобное Карибскому кризису - и вся система космической разведки США уничтожалась русскими "Полетами". Зато у нас оставались прекрасные аппараты разведки, способные поразить любого, кто дерзнет к ним приблизиться.

Не США, а мы могли победить. Однако здесь нам нанесли удар в спину собственные же партийные вожди. 12 мая 1987 года большой конференц-зал на Байконуре был переполнен – перед собравшимися выступал генсек Горбачев. У многих тогда все похолодело внутри, а министр общего машиностроения Олег Бакланов просто сжал кулаки до белизны в костяшках пальцев.

"Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе... - вещал с трибуны маленький человечек с пятном на лысине. - Наши интересы тут совпадают с интересами американского народа... Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос..."

Этот радетель интересов американского народа действительно совершал убийство. Ибо в тот день на старте стояла ракета "Энергия" с пристыкованным сбоку 80-тонным аппаратом "Скиф-Д" - прототипом космического истребителя с лазерной пушкой. Его создавали в рекордные сроки в НПО "Салют", под руководством Дмитрия Полухина, и сам Бакланов, работая по шестнадцать часов в сутки, давил на смежников, контролировал ход поставок. Но речь Горбачева пустила все коту под хвост за три дня до старта. "Скиф" был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотные слои атмосферы.

А ведь "Скифы" означали полную нашу победу в борьбе за ближний космос. Ведь каждый истребитель типа "Полет" уничтожал всего один космический аппарат врага, погибая при этом сам. А вот "Скиф" мог долго летать на орбите, поражая своей лазерной пушкой чужаков. Его лучевое оружие не нужно было делать дальнобойным - хватило бы и двадцати-тридцати километров действия.

Ведь американцам приходилось ломать голову над станциями, бьющими на тысячу километров по мчащимся с бешеной скоростью маленьким бронированным боеголовкам. Жертвами же "Скифа" рисовались легкоуязвимые орбитальные спутники, которые он сбивал бы на догоне, когда скорость цели относительно преследующего ее охотника - поистине черепашья. Да и для точности выстрела лазером не нужны были особые суперкомпьютеры. И флот "Скифов" гарантированно разносил в клочки всю низкоорбитальную группировку военных спутников США».

Неудивительно, что О.Д.Бакланов в 1991 году принял участие в попытке ГКЧП остановить горбачевскую контрреволюцию. К 15-летнему юбилею ГКЧП один из составителей плана введения чрезвычайного положения, пожелавший остаться анонимным, рассказывал в газете «Завтра» (№33 за 2006 г.) о планах советского руководства в случае победы над контрреволюцией:

«Например, всё было готово для так называемого проекта "Чёрная рука". Ведь "Энергия" — она же избыточна для запуска "Бурана". Все говорили про "Буран", про "советский шаттл", и никто особенно не задумывался, зачем ему была "Энергия". А она была нужна для вывода в космос платформ, способных нести стратегические ракеты. Я сейчас не помню, сколько: то ли шесть, то ли двенадцать. И экипаж — два-три человека. "Буран", кстати, должен был челночить, менять экипаж и в случае необходимости — доставлять новые боеголовки, которые в условиях космической радиации еще неизвестно как бы себя повели. К лету 1991 года уже были готовы абсолютно все элементы для реализации этого проекта, подчеркну — готовы не на бумаге, а в металле. Наши платформы планировалось развесить на геостационарных орбитах над Штатами, над Европой. Суть тут в чем — у этих стратегических ракет не было баллистической траектории, они просто вбивались бы сверху, как гвозди, в территорию противника. Перехватить их невозможно в принципе. Всё, ребята, свертывайте СОИ — и милости просим за стол переговоров».

Межпланетные программы. Одним из направлений развития системы «Энергия»-«Буран» был полет к Луне. Журнал «Наука и жизнь» за апрель 1989 года сообщал, что «Энергия» способна вывести 32 тонны полезного груза к Луне и 28 тонн к Марсу или Венере.  Предусматривались три варианта размещения полезного груза в контейнере.
  Первый вариант - размещение крупногабаритного груза большой массы и вывод его на относительно низкие орбиты. К этой категории относятся космические аппараты больших масс с собственными двигательными установками для дальнейшего движения к расчетной траектории. Двигательная установка для любого груза обязательна. Дело в том, что баллистическая схема выведения космических аппаратов на орбиту "Энергией" имеет, как известно, особенность. Для исключения засорения околоземного космоса фрагментами ракетных конструкций, блоков и, в том числе самой второй ступенью "Энергии", вторая ступень заканчивает свою работу, не завершив вывод груза на орбиту, и падает в антиподную точку. Задача довыведения возлагается на специальный буксир, который в этом случае становится блоком довыведения, или на собственную двигательную установку груза, или, в других вариантах, на целевые разгонные блоки.
  Для выведения пассивных тяжелых крупногабаритных космических аппаратов на орбиты искусственного спутника Земли высотой 600 км, а также для осуществления маневров и торможения при полетах на Луну, Марс и другие планеты на базе одного из серийных разгонных блоков типа ДМ, находящегося в настоящее время в эксплуатации, в составе "Энергии" разрабатывался буксир с увеличенной массой заправляемого топлива до 11-15 т. В зависимости от применения буксир выполняет задачи блока довыведения или блока торможения и коррекции траектории. В качестве компонентов топлива используются углеводородное горючее и жидкий кислород. В случае использования буксира в дальних полетах как блока торможения и коррекции он оснащается холодильной установкой для обеспечения температурного режима компонентов топлива в течение всего срока активного существования (до 1 года). Холодильная установка создавалась на базе аналогичной установки "Бурана". Габаритные размеры буксира: диаметр 3,7 м, длина 5,56,3 м. Маршевый ракетный двигатель развивает тягу до 8,5 т. Для выполнения межорбитальных маневров конструкция двигательной установки позволяет производить до 7 включений.
  При использовании доразгонного блока такого типа возможно довыведение на орбиту порядка 200 км космических аппаратов массой до 88 т и 81,5 т - на орбиты до 600 км. Полезный объем для груза ограничен диаметром 5,5 м и длиной 35 м - это более 80 м.
  Второй вариант. С целью доставки космических аппаратов на высокие орбиты искусственного спутника Земли, включая геостационарную, к Луне, в составе ракеты-носителя "Энергия" разрабатывался кислородно-водородный космический разгонный блок 14С40, который является как бы третьей ступенью ракеты-носителя. Разгонный блок имеет диаметр 5,5 м и длину 16 м. В качестве компонентов топлива в нем используются жидкие кислород и водород, то есть такие же компоненты, как и в блоке второй ступени ракеты-носителя "Энергия". Баки разгонного топлива вмещают до 70 т топлива. Маршевый ракетный двигатель блока развивает тягу до 10 т. Для выполнения межорбитальных маневров конструкция двигательной установки позволяет осуществлять до 10 включений в космосе, что обусловливает возможность доставки полезных грузов на любые орбиты и отлетные траектории. Управление блоком в полете осуществляется качанием маршевого двигателя, установленного в карданном подвесе, и малыми двигателями автономной системы ориентации. Разгонный блок 14С40 известен под наименованием "Смерч" в изложении событий, связанных с его разработкой.
  Для выведения полезных грузов на геостационарную орбиту необходим маневр для ракет, стартующих с Байконура. Высокоэнергетический маневр с изменением характеристической скорости на 4500 м/с. При этом требуются даже несколько маневров для изменения плоскости орбиты на больших высотах. В зависимости от целей полетов оптимизируются и стартовые массы ракет.

  В композиции с водородным блоком "Смерч" на геостационарную орбиту выводился груз весом 18-19 т, в либрационные точки системы Земля - Луна - весом 23-29 т, на орбиту искусственного спутника Луны - 21,5-23 т. При этом под полезный груз отводилось место диаметром 5,5 м и длиной 23,5 м - более 550 м3.
  Третий вариант. При необходимости доставки космических аппаратов на Луну, полетов к Марсу, Юпитеру, Солнцу используется более сложная композиция разгонных блоков - двухступенчатая. Первая ступень - разгонный блок "Смерч", вторая - типа "ДМ". Блоки компонуются последовательно, один над другим, и функционируют последовательно.
  Предполагалось донести до поверхности Луны груз массой 910 т (так по тексту книги, прим.webмастера), на отлетную траекторию к Марсу 26-28 т, на суточную орбиту искусственного спутника Марса 15 т и на отлетную траекторию к Солнцу с облетом Юпитера 5-6 т. Полезный объем - цилиндр диаметром 5,5 м, длиной 19,5 м - около 460 м3.
  Как видно из проекта, проблема создания грузового варианта "Энергии" заключалась только в разработке контейнера и, главное, разгонного блока "Смерч". Этот блок нужен был с самого начала. Он был основой всех отлетных программ. Требовалась не сомнительная компиляция акробатических вариантов компоновки малоэнергетических блоков, а завершенная конструкция перспективного применения для транспортных систем межпланетных полетов. Любое занижение энергетики, в том числе применение несовершенных двигателей, разрушает программу дальних полетов. Поэтому принятие конструкции на ретро-решениях и отказ от разгонного блока "Смерч" стало сокрушительным ударом: "Энергия" оставалась без программы.
  Созданные космические средства должны были быть использованы для расширения исследований Луны, планет и Солнца, доставки груза с планет, астероидов и комет и для астрофизических исследований.

Исследования планеты Марс. На этапах подготовки к пилотируемому полету на Марс с использованием "Энергии" автоматическими аппаратами могут быть решены:
  - широкомасштабные исследования планеты с орбиты искусственного спутника Марса и на ее поверхности, включая детальное картографирование, долговременное изучение физических характеристик планеты, ее атмосферы и окружающего пространства. Материалы этих исследований могут доставляться на Землю специальными возвратными ракетами;
  - доставка марсианского грунта на Землю из нескольких точек, с возможностью проведения глубокого бурения;
  - отработка элементов пилотируемого марсианского комплекса с доставкой их на орбиту искусственного спутника Марса или на поверхность Марса.
  Особенностью "Энергии" является возможность доставки больших масс космических аппаратов, что позволяет существенно упростить схемы полета, то есть отказаться от сложнейших операций сборки различных частей марсианского комплекса на орбите или на поверхности Марса, а также от применения торможения в атмосфере планеты при выходе на орбиту искусственного спутника Марса. Поэтому могут использоваться так называемые "прямые" схемы полета.
  Наши оценки показывают, что по этим схемам на суточную орбиту искусственного спутника Марса "Энергия" доставит около 15т, или на поверхность Марса около 14-15 т, с предварительным выходом на суточную орбиту, или до 25 т при посадке на планету с гиперболических траекторий. Располагая такими возможностями, "Энергия" может обеспечить при одном пуске доставку на Марс нескольких аппаратов с последующим возвратом марсианского грунта из различных районов планеты. Может быть также поставлена задача глубокого бурения с целью достижения криолитосферы, поиска воды и ископаемой жизни.

Исследования планеты Венера. Изучение планеты Венера с использованием ракеты-носителя "Энергия" было направлено на дальнейшее развитие ранее выполненных программ и ориентировано на крупномасштабные и долговременные исследования этой планеты:
  - с орбиты искусственного спутника Венеры может быть реализовано глобальное изучение ее ионосферы, поверхности планеты, гравитационного и магнитного полей, детальное картографирование;
  - в атмосфере Венеры с помощью аэростатных станций изучение химического состава на разных высотах, климата и проведение мелкомасштабной съемки поверхности;
  - на поверхности планеты с помощью долгоживущего подвижного аппарата (венерохода) изучение химического состава грунта с поверхности и глубины, с использованием бурения, физико-химических свойств и микроструктуры поверхности, строение планеты, метеорологические исследования.
  Для проведения этих исследований "Энергия" может вывести на суточную орбиту искусственного спутника Венеры массу около 16 т, доставить на поверхность Венеры 15-16 т, с предварительным выходом на суточную орбиту искусственного спутника Венеры, или до 26 т при посадке на Венеру с гиперболических траекторий.

Исследования Солнца и Юпитера. Для проведения эффективной программы наблюдений Солнца со сверхмалых расстояний и непосредственных измерений физических параметров околосолнечной среды наиболее эффективным является полет в близкое околосолнечное пространство с прохождением космическим аппаратом через корону Солнца на расстоянии нескольких радиусов от его центра. При этом могут быть решены следующие задачи:
  - исследование солнечной атмосферы, околосолнечного пространства и гелиосферы;
  - экспериментальная проверка ряда положений общей теории относительности с проведением регистрации изменений параметров электромагнитных волн и орбитальных параметров под действием гравитационного поля;
  - исследование внеэклиптического космического пространства.
  Поскольку достижение близких окрестностей Солнца с наименьшими затратами энергии осуществимо лишь с помощью пертурбационного маневра у Юпитера, целесообразно включить в научную программу полета исследования и этой планеты-гиганта. С использованием "Энергии" возможно выведение к Солнцу космического аппарата массой 5-6 тонн, при этом одновременно можно доставить к Юпитеру спускаемый аппарат для исследования атмосферы планеты. Перелет Юпитер - Солнце может быть осуществлен с выходом из плоскости эклиптики.
  Реализация в одной экспедиции двух различных по характеру научных программ - исследования Солнца и исследования Юпитера - будет иметь огромное научное значение.

Исследования Луны. Выполненные к настоящему времени с помощью автоматических аппаратов, с высадкой на ее поверхность кратковременных экспедиций в составе двух человек; исследования Луны дали существенные результаты с точки зрения познания собственно Луны и некоторых планетологических проблем. Однако эти исследования не получили широкого и глубокого развития в силу, прежде всего, ограниченных возможностей использования технических средств и кратковременности пребывания человека на Луне. Поэтому Луна по-прежнему представляет несомненный и большой интерес как объект исследований. Ее дальнейшее фундаментальное изучение позволит ответить на многие вопросы планетологии, остающиеся до сих пор проблемными в понимании происхождения и эволюции Солнечной системы, природы и эволюции Земли, распределения земных природных ресурсов.
  Создание на Луне соответствующих технических средств позволит решать важные народнохозяйственные задачи, будет способствовать развитию и совершенствованию ракетно-космических систем для дальних космических полетов.
  Концепция освоения Луны предусматривала следующее.
  Первый этап (1992-2000 гг.) освоения Луны, по-видимому, рекогносцировочный этап - детальная съемка лунной поверхности с борта космических аппаратов, выведенных на орбиты искусственного спутника Луны, близкие к полярным и, возможно, последующая исследовательская работа луноходов в перспективных районах.
  На этом же этапе целесообразно провести размещение космического радиоинтерферометра на поверхности Луны или в либрационных точках системы Земля-Луна. Радиоинтерферометр вместе с наземными телескопами может явиться средством, которое обеспечит прорыв в решении широкого круга астрономических задач, связанных с уточнением метрики Вселенной, ее эволюции, поиска новых астрофизических объектов.
  На втором этапе (2001-2010 гг.) - создание модульной базы на видимой стороне Луны, которая, как правило, должна работать в автоматическом режиме, с проведением кратковременных экспедиций посещения с целью изучения возможности промышленного использования Луны, проведения астрофизических и биомедицинских исследований.
  На третьем этапе, после 2010 г., - создание обитаемой лунной базы, с постепенным наращиванием оборудования и превращением ее в лунный промышленный комплекс для получения веществ и материалов как для использования на Земле, так и для снабжения космических аппаратов.
  Новые оценки показывают, что "Энергия" может доставить в либрационные точки системы Земля - Луна 23-29 т, на орбиту искусственного спутника Луны 11-23 т, а на поверхность Луны 9-10 т полезного груза. "Энергия" и разрабатываемые космические средства - космический разгонный блок и буксир - открывают возможности по доставке тяжелых космических аппаратов на орбиты искусственного спутника Земли, к Марсу, Венере, Луне, Солнцу и проведению крупномасштабных исследований космического пространства и планет Солнечной системы в интересах науки и человечества.
  Через 3-4 года мог быть создан энергопоезд ("Энергия", космический разгонный блок и буксир), который одним пуском может обеспечить выведение в космос космических аппаратов массой в 5 раз больше, чем самые мощные эксплуатируемые носители. Эта концепция исследований, реализация которой требует больших материальных затрат, станет более реальной, а отдельные ее задачи могут быть решены на основе международного сотрудничества. Народы Земли придут к пониманию того, что глобальные исследования планет и космического пространства можно осуществить совместными усилиями уже в наше время.

Альтернативные многоразовые проекты. Помимо проекта «Энергия»-«Буран» разрабатывались и альтернативные проекты многоразовых космических систем, наиболее разработанной из которых был проект «МАКС».

Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя Ан-225 "Мрия", на котором устанавливается орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте или грузовой контейнер с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива.

Система базируется на обычных аэродромах 1 класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами. Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения. МАКС создается на основе последних достижений науки и техники в области авиации и космонавтики.

МАКС предназначена для решения широкого круга задач в космосе, в том числе:

- выведение на околоземную орбиту и возврат с орбиты различных полезных грузов;

- транспортно-техническое обеспечение космических объектов различного назначения;

- проведение аварийно-спасательных работ на орбите;

- решение научно-технических и технологических экспериментов в космосе;

- проведение международного контроля за космическим пространством;

- экологический контроль за космическим пространством и земной поверхностью;

- производство кристаллов, биопрепаратов и других материалов в условиях вакуума и микрогравитации.

МАКС обладает неоспоримыми преимуществами перед существующими ракетами-носителями:

* более низкая стоимость выведения полезных грузов на орбиту(~1,000.-US$/кг) по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями (~12,000.- 15,000. US$/кг) и многоразовыми средствами выведения первого поколения ("Буран", СССР и "Space Shuttle", США);

* возможность запуска в любом направлении;

* возможность выведения на орбиты с необходимым фазированием и параллаксом относительно аэродрома вылета;

* возможность широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях при возврате с орбиты;

* оперативность применения;

* возможность возврата полезных грузов и их многоразового использования;

* возможность возврата МАКС при отмене пуска;

* экологическая чистота (сокращение полей падения ступеней и нетоксичные компоненты топлива).

Мир-2". В декабре 1986 года в НПО «Энергия» были разработаны технические предложения по станции 180ГК «Мир-2». 14 декабря 1986 года первым заместителем генерального конструктора Ю.П. Семеновым был подписан эскизный проект по станции «Мир-2», но только 25 декабря 1989 года вышло решение Госкомиссии о развертывании работ над «Миром-2». Масса этой станции должна была составлять 100-120 тонн, объем гермоотсеков — 360 м3, мощность системы энергопитания — 100 кВт, экипаж — 3-6 человек.

Первым должен был быть запущен в августе 1993 года жилой модуль 17КС №12801 на орбиту с наклонением 65°. К нему в октябре 1993 года планировалось пристыковать базовый модуль станции (МоБ) в составе грузового транспортного аппарата снабжения ГТА-С №1 массой 90 тонн, запускаемого ракетой-носителем «Энергия» (14А10) с блоком доразгона, созданного на базе блока ДМ. Затем до июня 1994 года должно было завершиться создание орбитальной станции «Мир-2» первого этапа и бортовой электростанции. Для этого планировалось развернуть на «Мире-2» энергетический модуль, состоящий из большой фермы с поворотными солнечными батареями.

Для доставки на станцию различных полезных грузов и экипажей должны были использоваться орбитальные корабли «Буран», грузовые транспортные корабли «Прогресс М2», выводимые на орбиту ракетой-носителем «Зенит», многоразовые пилотируемые корабли «Заря». Для снабжения станции ежегодно требовалось два запуска «Зари», три запуска ТГК «Прогресс М2» и один-два запуска «Бурана».

В 1994-1997 годах строительство «Мира-2» должно было включать запуски к нему технологического модуля, модуля целевой служебной аппаратуры и биотехнологического модуля. Кроме того, планировалось установить на главной ферме, помимо восьми больших солнечных батарей, еще и восемь солнечных газотурбинных установок ГТУ, а также собрать платформу научной аппаратуры.

В 1997-2000 годах на базе «Мира-2» должно было начаться создание орбитального сборочно-эксплуатационного центра (ОСЭЦ). Для этого планировалось запустить еще четыре больших модуля в составе ГТА-С: главный центральный модуль со служебными системами, модуль с мобильным транспортным аппаратом, заправочный модуль, модуль технического обслуживания и ремонта.

В 1990 году начались работы по выпуску конструкторской документации. Однако этот проект не получил развития, во-первых, из-за отсутствия ракеты-носителя большой размерности, ведь «Энергия» так и не была принята в эксплуатацию. Во-вторых, переход к станциям такой размерности был плохо обоснован. И, в-третьих, ремонт отечественных спутников на орбите был практически невозможен, поскольку у всех из них служебная аппаратура размещается только в гермоотсеках, в связи с чем их разборка и сборка возможна только в заводских условиях. Требовалось принципиально новое, модульное построение космических аппаратов, но к этому ни на одном из предприятий отечественной ракетно-космической промышленности даже не приступали.

Впрочем, несмотря на тяжелый экономический кризис, инженерная мысль не дремала, и в 1992 году был выпущен проект орбитальной станции «Мир-2» значительно меньших размеров. Конечно, она во многом повторяла свою предшественницу — орбитальную станцию «Мир». Но были и существенные отличия. Во-первых, наклонение орбиты увеличивалось, что позволяло использовать для запусков транспортных кораблей космодром Плесецк. Во-вторых, для увеличения энергетических возможностей станции и исключения затенения одних солнечных батарей другими была введена научно-энергетическая платформа (НЭП), которая представляет собой большую ферменную конструкцию, закрепленную на базовом блоке. На концах НЭП будут размещены поворотные панели солнечных батарей и солнечные газотурбинные установки. В-третьих, научные модули, один из которых создавался Европейским космическим агентством, будут меньшей размерности и создаваться на базе «Прогресса» по типу астрофизического модуля «Гамма», ведь опыт создания модулей для орбитального комплекса «Мир» показал, что 20-тонные модули на базе функционального грузового блока очень сложны и имеют длительный цикл изготовления и испытаний. Для снабжения орбитальной станции предполагалось использовать наряду с «Союзами» и «Прогрессами» многоразовый орбитальный корабль «Буран», а в будущем перейти на снабжение многоразовыми космическими кораблями «Заря», выводимыми на орбиту ракетой-носителем «Зенит». Для выведения транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс» с космодрома Плесецк требовалась более мощная чем «Союз-У» ракета-носитель, поэтому возник проект ракеты-носителя «Союз-2» («Русь»).

Начало эксплуатации орбитальной станции «Мир-2» планировалось на 1996 год. Первым должен был быть запущен базовый блок. Затем с помощью несколько пусков грузовых кораблей «Прогресс М» доставлялась и разворачивалась НЭП. Правда, оставалась еще призрачная надежда на использование для этих целей «Бурана». Вслед за этим в 1996 году запускались стыковочный отсек и служебный модуль, в 1997 году — биотехнологический модуль, в 1998 году — технологический. На «Мире-2» должен был постоянно присутствовать экипаж из 2-3 человек.

В 1993 году проект «Мира-2» претерпел новые изменения. Добавились два универсальных стыковочных модуля, у каждого из которых было по шесть стыковочных узлов. К переходной камере на корме базового блока должен был причалить второй стыковочный отсек. Число целевых модулей выросло до трех (плюс модуль для исследования природных ресурсов Земли), не считая служебного модуля типа модуля дооснащения «Квант-2». Однако состояние экономики России и финансовые трудности не позволили проекту выйти из бумажной стадии и вынуждали неоднократно продлевать работу орбитального комплекса «Мир».

Марсианская экспедиция. Еще в 1960 году был разработан первый проект корабля для посадки человека на поверхность Марса. В этом проекте было принято решение об использовании для межпланетного перелета электрореактивной двигательной установки с ядерным источником электроэнергии. Реактор оснащался теневой биологической защитой и имел мощность 7 МВт. Корабль собирался на околоземной орбите из модулей, выводимых ракетой-носителем Н1, и затем стартовал в сторону Марса с экипажем из шести человек, трое из которых вместе с оборудованием совершали посадку на поверхность Марса, для чего предусматривалось пять аппаратов сегментально-конической формы. После посадки исследовательский комплекс формировался в "поезд" на крупногабаритных колесных шасси, который состоял из пяти платформ: платформы с кабиной экипажа с манипулятором и буровой установкой, платформы с конвертопланом для разведочных полетов над Марсом, двух платформ с ракетами (одна запасная) для возвращения экипажа с поверхности Марса на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и платформы с силовой ядерной энергоустановкой. Поезд в течение одного года должен был пройти по поверхности Марса от южного полюса до северного, провести исследования его поверхности и атмосферы и передать информацию на корабль, обращающийся по околомарсианской орбите, откуда она ретранслировалась на Землю. После окончания работ на поверхности Марса экипаж с образцами грунта и другими результатами исследований возвращался на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и затем стартовал к Земле.

В 1969 году был рассмотрен еще один проект экспедиции на Марс. Марсианский корабль должен был собираться на околоземной орбите с использованием модификации ракеты-носителя Н1 (H1M). В составе марсианского экспедиционного комплекса предусматривались: межпланетный орбитальный корабль, в котором размещались экипаж и основные бортовые системы; марсианский посадочный корабль для посадки на поверхность Марса; возвращаемый аппарат для полета к Земле (на нем экипаж спускался на Землю); электрореактивная двигательная установка с ядерным источником электроэнергии. Конструкция марсианского корабля представляла собой удлиненную иглу с вынесенным для радиационной безопасности реактором и коническим тепловым радиатором. В отличие от проекта 1960 года на поверхность Марса садился один аппарат сегментально-конической формы с разворачивающимся лобовым щитом. На корабле также использовались электрореактивные двигатели, мощность ядерного реактора была увеличена до 15 МВт. Численность экипажа была уменьшена до 4-х человек.

Успех проекта «Энергия»-«Буран» вместе с опытом многомесячных полетов на орбитальных станциях создал все возможности для осуществления успешной пилотируемой экспедиции на Марс. «Кто первым ступит на Марс? - Советский космонавт ступит на Марс раньше американского и, вероятно, это произойдет к концу нашего века», - заявлял тогдашний глава НАСА Джеймс Флетчер в интервью, опубликованном в газете "Сан-Франциско кроникл" в сентябре 1987 г. По его мнению, в пользу СССР говорят такие достижения, как запуск ракеты-носителя "Энергия", способной вывести на орбиту до ста тонн, а также рекорд пребывания в космосе, принадлежащий советским космонавтам.

 В "Правде" 10 февраля 1988 г. появилось небольшое письмо Ф.Волкова "Надо ли лететь к Марсу?". Посыпались многочисленные отклики. "Наивно рассчитывать на успешное преодоление наших сегодняшних проблем у нас на Земле и лишь только затем отправляться к Марсу и другим планетам, - пишет научный сотрудник Уральского отделения Академии наук. - Это иллюзия, поскольку решение одних проблем порождает другие, более сложные и более угрожающие... Проблема, очевидно, не в выяснении того, сколько "за" и сколько "против" той или иной космической программы, а в более широком и свободном доступе научной и технической общественности к результатам космических исследований. Решение ее состоит в демократизации исторически неизбежного процесса космической экспансии..."

 В.П.Глушко отвечал на вопросы в мае в статье "Дорога к Марсу": "Мы вправе рассчитывать на находки следов истории Марса, интересных природных образований. Многие открытия, которые ждут нас на Марсе, наверное, будут иметь прямое отношение к открытиям на нашей планете..."

Следующий проект экспедиции на Марс, предложенный в 1987 году, после успешного запуска сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия", во многом использовал технические решения проекта 1969 года.

Особенность этого проекта - использование ракеты-носителя "Энергия" в качестве средства доставки элементов корабля на орбиту. Кроме того, для межпланетного перелета использовались две независимые двигательные установки, каждая из которых представляла собой пакет электрореактивных двигателей с ядерным источником электроэнергии мощностью по 7,5 МВт, снабженным тепловым радиатором. Это позволило резко увеличить надежность и безопасность межпланетного перелета без увеличения начальной массы и стоимости.

Существенное изменение проекта произошло в 1988 году, когда в экспедиционном комплексе в качестве энергетической установки было предложено вместо ядерного реактора применить экологически чистую систему с использованием пленочных солнечных батарей на линейных разворачиваемых фермах, отработанных на станциях "Салют-7" и "Мир". Основной мотив этого решения - стремление сделать корабль экологически чистым. Большое влияние на это решение оказал и прогресс в создании пленочных фотопреобразователей энергии, что позволяло значительно упростить создание солнечной электростанции большой мощности.

Основные параметры проекта:

общее время полета - 2 года,

масса корабля - 350 т,

экипаж - четыре человека,

экипаж на поверхности Марса - два человека,

время работы на поверхности Марса - 7 суток.

Экспедицию на Марс планировалось провести с последовательным наращиванием средств, начиная от автоматов и кончая пилотируемой экспедицией.

Предполагалось три этапа:

первый - отработка принципов совместного функционирования элементов марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) с использованием его моделей, доставляемых грузовыми кораблями "Прогресс" на орбитальную станцию и собираемых там космонавтами и совершающих дальнейший самостоятельный полет в автоматическом режиме. Эти модели оснащаются научной аппаратурой для уточнения условий функционирования МЭК;

второй - генеральная репетиция пилотируемой экспедиции, в ходе которой солнечный буксир доставит на поверхность Марса два посадочных аппарата вместо одного, причем один из них используется для отработки схемы посадки и возвращения экипажа, а второй (с несколькими марсоходами массой около 20 т) - для проведения детального исследования поверхности Марса;

третий - пилотируемая экспедиция на Марс.

Полет советского космонавта на Марс стал бы величайшим достижением советской космонавтики. Однако горбачевское руководство профанировало эту идею, заявляя, что полет на Марс должен быть не советским, а международным, вместе с США. В частности, М.С.Горбачев, отвечая на вопросы газеты "Вашингтон пост" и журнала "Ньюсуик", в том числе, сказал: «После некоторой модернизации она ("Энергия") будет способна вывести 200 т. Я предложу президенту Рейгану сотрудничество в организации совместного полета на Марс. Ведь все те результаты с точки зрения развития науки и техники, которых ждут от программ "звездных войн" и противоракетной обороны, могут быть достигнуты в рамках мирных проектов освоения космоса...».

«Марс-96». В качестве подготовительного этапа к пилотируемой марсианской экспедиции рассматривался план отправки в 1994 и 1996 году на Марс двух АМС: первая – по традиционной схеме (с орбитальным аппаратом на орбите Марса и стационарным спускаемым аппаратом), вторая – в виде марсохода или с доставкой на землю марсианского грунта. До практической реализации дошел лишь первый проект, вошедший в историю под названием «Марс-96».

В конце 1980-х годов, после выполнения широкой программы исследований Венеры, успешной экспедиции к комете Галлея и не вполне удачной экспедиции к Фобосу, основным объектом дальнейших планетных исследований в Российской космической программе был выбран Марс. Основным аргументом в пользу такого выбора было следующее:

·                     Марс, так же как и Венера, является одной из планет земной группы и представляет большой интерес с точки зрения исследований происхождения и эволюции Солнечной системы.

·                     Экспедиции к Марсу, проведенные ранее, показали, что эта планета в далеком прошлом была еще более похожа на Землю, чем сейчас. Не исключено, что там были открытые водоемы, текли реки. Исследования эволюции атмосферы и климата Марса помогут пониманию истории и прогнозу будущего нашей планеты.

·                     На Марсе при наличии гидросферы в прошлом могла возникнуть и биосфера. Среди планет Солнечной системы именно на Марсе, наиболее вероятно, существует, либо существовала ранее жизнь.

·                     Марс, несомненно, будет первой планетой, на которую отправятся космонавты. Но прежде чем посылать туда людей, необходимо тщательно изучить планету при помощи автоматов.

Переход к исследованиям Марса обеспечен хорошим техническим заделом: имеется базовая конструкция орбитального аппарата, разработанная ранее для миссии ФОБОС, опыт разработки посадочных аппаратов.

Подготовка новой миссии к Марсу в нашей стране началась еще в 1989г., сразу после завершения экспедиции к Фобосу. С тех пор эта задача отражена в Российской федеральной программе космических исследований. Ранее в ней были намечены две экспедиции к Марсу: в 1994 и 1996 гг. Старт в 1994 г. не состоялся по причине недостаточного финансирования из-за экономических трудностей в стране. Он был перенесен на 1996 год.

Космический аппарат МАРС-96 состоит из следующих элементов:

·                     Орбитальный аппарат, который совершает перелет по трассе Земля -Марс, выводится на орбиту искусственного спутника Марса (ИСМ) и доставляет к планете четыре малых посадочных модуля, в том числе:

·                     две малые автономные станции, совершающие посадку на поверхность,

·                     два пенетратора, внедряющиеся в марсианский грунт.

схема спуска посадочного аппарата посадочный аппарат на Марсе принцип действия пенетратора

Космический аппарат, малые станции и пенетраторы разработаны и изготовлены в НПО им. С.А. Лавочкина. В создании малых станций (комплекс научной и служебной аппаратуры) принимал участие институт космических исследований Академии наук (ИКИ), в создании пенетраторов – Геохимический институт им. Вернадского (ГЕОХИ).

Старт с Земли планировался на 16 ноября 1996 г. (резерв - 17 ноября 1997 г.); подлет к Марсу, ориентировочно, на 12 сентября 1997 г. Длительность перелета составит примерно 10 месяцев. На трассе перелета предусмотрено проведение двух коррекций (на 5-10 сутки полета и за месяц до подлета к Марсу) с суммарным импульсом 35 м/с. Параметры подлетной траектории и время подлета к Марсу выбираются из условия, чтобы десантируемые с нее малые станции (МС) произвели посадку в выбранные районы. Отклонения этой траектории от расчетной не превысят по координатам ±1100 км, а по времени прилета к Марсу ±7 мин. Точность знания траекторных параметров к моменту десантирования МС должна быть не хуже ±150 км по координатам и ±1 мин по времени.

За 5 сут. до подлета к Марсу производится отстрел двух МС, после чего орбитальный аппарат (ОА) уводится на другую пролетную траекторию, обеспечивающую выход на выбранную орбиту искусственного спутника Марса (ИСМ).

Точки посадки МС могут выбираться в диапазоне от 0 до 45° с.ш. Однако они должны быть выбраны таким образом, чтобы трасса рабочей орбиты ИСМ (имеющей наклонение ~106°) проходила на достаточно близком расстоянии от каждой из точек, и на одном витке можно было провести сеанс связи с любой из МС. С учетом этого разность широт точек посадки двух МС не должна превышать 10° вблизи экватора и ~5° в области средних широт. С учетом того, что хотя бы с одной МС связь будет производиться при помощи запускаемого в 1996 году американского КА "Марс Глобал Сервейер", малые станции могут быть разнесены по широте на угол до 30-40°.

Со станции планировалось осуществить десантирование пенетраторов (малых зондов, внедряющихся в грунт).

Время активного существования аппарата после выхода на орбиту ИСМ, а также пенетраторов и МС штатно составляет один земной год.

Запуск космического аппарата был осуществлен 16 ноября 1996 года в 23 ч 48 мин 52,752 с московского времени с космодрома Байконур. Время основных операций в процессе выведения дано в таблице

При втором включении Блока Д предусмотренные по программе операции на борту не были выполнены. Блок Д отделился от космического аппарата, не сообщив ему предусмотренный программой полета импульс. В результате этого космический аппарат не вышел на траекторию полета к Марсу и на третьем витке вокруг Земли вошел в атмосферу Земли и упал в Тихом океане.

Перспективные проекты. Помимо этих самих по себе захватывающих проектов, в научно-популярной литературе, в первую очередь в литературе для подрастающего поколения, из этих проектов выводились еще более захватывающие планы. В частности, один из вариантов станции «Мир-2» рассматривался как станция тороидальной формы, вращение которой создает искусственную силу тяжести.

Строились планы промышленных установок на околоземной орбите, в числе которых – лаборатории для производства сверхчистых веществ в условиях невесомости; гигантские гелиоэлектростанции, производимая которыми энергия передавалась на Землю в виде СВЧ-луча, космические зеркала, отражающие солнечный свет на ночные участки Земли для бесперебойного обеспечения народнохозяйственных работ. Писатель Сергей Лукьяненко, описывая конец XXI века в своей книге «Лорд с планеты Земля», образно описал открывающуюся при этом картину:

«Ночное небо на  Земле  оказалось для  меня  самым реальным доказательством прошедших столетий. Нет, рисунок созвездий не изменился, или же моих познаний в астрономии не хватило, чтобы заметить отличия. А вот ползущие по небу искры космических спутников привели бы в экстаз Циолковского или Королева. Честно говоря, от их обилия становилось не по себе. Разноцветные огни скользили во всех возможных направлениях с самыми неожиданными скоростями. Несколько раз траектории спутников менялись у меня на глазах, причем под такими углами, что в наличии гравикомпенсаторов можно было не сомневаться. С десяток спутников имели явно километровые размеры - они выглядели не точками, а маленькими дисками. Вокруг одного такого диска периодически вспыхивал тусклый ореол, который я определил как вторичные эффекты работы плазменных двигателей. Похоже, эта махина ползла по такой низкой орбите, что ей постоянно приходилось компенсировать потерю высоты от торможения в стратосфере. На востоке, почти у самого горизонта,  висело  нечто вообще невообразимое - тусклый квадратик, от которого уходила вниз колонна яркого света. Умом я понимал, что это всего лишь космическое зеркало - огромная блестящая пленка, отбрасывающая на нужную точку земной  поверхности солнечный свет. Но единственная ассоциация, которую вызывало у меня зеркало, была до жути прозаической. Окошко. Маленькое квадратное окошко в темном подвале, из которого сочится дневной свет».

В середине 1980-х годов советские ученые выдвинули фантастический план освоения Марса – путем электролиза марсианской воды создать на нем кислородную атмосферу (а водород, выделяющийся при электролизе, направлять на питание термоядерных электростанций, которые будут поставлять энергию для этого электролиза). Попутно планировалось создать на Марсе парниковый эффект, что привело бы к повышению температуры до земного уровня.

Примером продвижения космических программ была выпущенная в 1980-е годы книга для школьников «Станция Луна», где в популярной форме со множеством иллюстраций подробно рассказывалось всё про луну – про ее движение, строение поверхности, астрофизику, подробная история исследований (объективно описываются как советские, так и американские исследования, с обстоятельным сравнением, что эффективнее – высадка человека или луноходы), и, наконец – описание различных вариантов освоения Луны для промышленного использования. Это и было господствующим мотивом в советской космической пропаганде – любые научные исследования в космосе – будь то исследования Луны, Марса, дальних планет, околоземного пространства или планы межзвездных полетов.

Реставрация капитализма поставила крест на этих планах. «Вот мы жили не тужили, строили планы освоения звездных систем. А тут вы с вашей перестройкой, реставрацией капитализма, межнациональными бойнями и прочей херней», - обличала реставраторов капитализма комсомольская газета «Бумбараш» в 1994 году.

«А теперь проглядите книжные полки детских отделов в сегодняшних магазинах. Роскошные альбомы с прекрасными рисунками. Но только там все - американское. Нет в них ни “Лунохода”, ни наших орбитальных станций, ни сенсационной посадки в пятисотградусную жару Венеры наших автоматов-десантников в 1975 году, ни корабля “Союз”, ни “Бурана”. Нет ни Циолковского, ни Королева. Все — русских больше нет. Вы — проигравшая нация, нация-неудачник. Вас и не было никогда, и ничего вы не создавали. Оккупация сознания, поставленная на поток, каждодневное впечатывание комплекса неполноценности в юные умы. Консциентальное и ментальное оружие в чистом виде, которое лишает нас воли и энергии. Сталинская индустрия мечты разрушена. И какой рывок может породить нынешняя атмосфера в стране?», - писали М.Калашников и Ю.Крупнов в книге «Оседлай молнию» в 2003 году.

 


«В продолжение темы: советский проект "космический парус".