ЕГЭ! Как много в этом звуке…

 

Ах, как нам хочется,

          как всем нам хочется

Не умереть, а именно уснуть.

                         В. Высоцкий

Три с половиной месяца остается до важнейшего события в жизни среднестатистического одиннадцатиклассника. Три с половиной героических месяца до Единого Государственного Экзамена, проевшего ощутимую плешь на системе российского образования.

Эта уже давно приевшаяся аббревиатура особенным образом отзывается в сердцах школьников: для кого-то – похоронным маршем Шопена, для кого-то – зубодробильными соло Rammstein. Теперь у выпускников не бывает каникул. Теперь у выпускников не бывает выходных. И только равнодушный не проронит ни слезинки, увидев мчащегося к очередному репетитору вечно голодного школьника с въевшейся синевой под глазами.

В этот напряженный период о репетиторах следует сказать пару слов. По независимым подсчетам, на них у среднестатистического московского одиннадцатиклассника уходит более 100 тысяч рублей в год. Родители будущих выпускников, желая достичь максимального результата путем вложения огромных средств, нанимают все новых и новых репетиторов для своих давно загнавшихся отпрысков, отказываясь от бутерброда с маслом по утрам, влезая в неподъемные долги.

Зачем же столько сложностей? Дело в том, что абитуриент, сдавший ЕГЭ менее чем на 85 процентов, по факту выбывает из конкуренции в лучшие вузы страны. Значение высшего образования в России огромно. Без него человек в сегодняшнем капиталистическом обществе не может найти работу, ведь подразумевается, что у такого «специалиста» попросту не хватит знаний для выполнения необходимых задач. Соответственно, дипломы ныне насквозь проплаченных МГУ и МГИМО, по привычке, привитой с советского времени, ценятся работодателем существенно выше. Сегодняшние реалии для абитуриентов отнюдь не безоблачны: бюджетных мест в вузах в разы меньше, чем платных. Из почти трех тысяч высших учебных заведений России, лишь мизерная часть дает студентам и действительно качественное образование, и «распознаваемый» работодателем диплом. Бакалавры остальных вузов в большинстве своем оказываются на отшибе жизни, пополняя ряды безработных и малоимущих.

Сейчас результаты ЕГЭ являются главным показателем эффективности учебных заведений, как школ, так и вузов. «Неэффективные» учреждения или закрываются, или сливаются с «эффективными». У образовательных заведений, не так давно сошедших с бюджетного финансирования по Федеральному Закону №83, единственная забота – добиться хоть каких-то выплат на дальнейшее поддержание жизнеспособности. А посему, у школы стоит задача не научить, но создать в стенах учреждения конвейер по производству стобалльников. А вы как хотели? Хочешь жить – умей вертеться. Такое отношение уже привело к тому, что школы попросту перестают справляться со своей целевой задачей, тратя урочные часы на то, чтобы подготовить учащегося к ЕГЭ. Все бы хорошо, если бы этот экзамен полностью отвечал школьной программе. Только вот у экзамена своя специфика. И все чаще в школах слышится возмутительная фраза: «Дети, на самом деле, то, что я говорю, неправда, но это нужно для ЕГЭ».

В столичных школах нытье одиннадцатиклассников слышится со всех сторон. Среди них бытует мнение, что если не имеешь денег – не сдашь. Опасения не беспочвенны. Год за годом дети чиновников и бизнесменов заполоняют собой бюджетные места в университетах. Платить за обучение своего отпрыска – не царское дело. Господ можно понять: гораздо проще подкупить один раз, нежели отстегивать раз в год по полмиллиона. По мнению же российских чиновников, раз за разом непосильным трудом добывающих ответы к экзамену для своих чад, ЕГЭ является по-настоящему объективной и справедливой проверкой знаний учащихся, а ужесточение требований ведет лишь к улучшению качества образования. Кто бы спорил: обведение в кружочек правильного ответа воистину является наивернейшим способом выявления гениев, а решение однотипных задач в наше тяжелое время остается лучшей тренировкой навыков преподавания, способствуя появлению в голове обучающегося нештампованных мыслей.

Детство для обычных ребят закончилось. Перед ними страшный капиталистический мир, в котором господствует конкуренция. Где большой съедает маленького, оставляя его без гроша в кармане. Те же, кто назло системе решает участвовать в этом уничтожающем соперничестве, сами подписываются на дальнейшие нечеловеческие условия существования. Множество молодых парней и девушек, ставших на этот путь, сходят с дистанции, не добравшись до вершины из-за страшного изнурения. А некоторые кончают с жизнью, увидев результаты своих трудов. Людей уже нет, а ЕГЭ живет и размножается, как вирус, захвативший жизненно-важный участок организма.

Система образования в России доживает свой век. Страна, отряхнувшаяся от обломков Союза, больше не является самой читающей державой мира и не бьет рекордов по количеству образованных людей. «Специалисты» же, закончившие «блатные» вузы, работают не инженерами на заводах, а заместителями своих отцов в нефтедобывающих компаниях. В то время, как заводы стоят. Каким будет будущее этого государства?

Светлана Максимова