ЕГЭ! Как много в этом звуке…
Ах,
как нам хочется,
как всем нам хочется
Не
умереть, а именно уснуть.
В. Высоцкий
Три с половиной месяца
остается до важнейшего события в жизни среднестатистического одиннадцатиклассника. Три с половиной героических месяца до
Единого Государственного Экзамена, проевшего ощутимую плешь на системе
российского образования.
Эта уже давно приевшаяся аббревиатура особенным образом
отзывается в сердцах школьников: для кого-то – похоронным маршем Шопена, для
кого-то – зубодробильными соло Rammstein.
Теперь у выпускников не бывает каникул. Теперь у выпускников не бывает
выходных. И только равнодушный не проронит ни
слезинки, увидев мчащегося к очередному репетитору вечно голодного школьника с
въевшейся синевой под глазами.
В этот напряженный период о репетиторах следует сказать
пару слов. По независимым подсчетам, на них у среднестатистического московского
одиннадцатиклассника уходит более 100 тысяч
рублей в год. Родители будущих выпускников, желая достичь максимального
результата путем вложения огромных средств, нанимают все новых и новых репетиторов
для своих давно загнавшихся отпрысков, отказываясь от бутерброда с маслом по
утрам, влезая в неподъемные долги.
Зачем же столько сложностей? Дело в том, что абитуриент,
сдавший ЕГЭ менее чем на 85 процентов, по факту выбывает из конкуренции в
лучшие вузы страны. Значение высшего образования в России огромно. Без него
человек в сегодняшнем капиталистическом обществе не может найти работу, ведь
подразумевается, что у такого «специалиста» попросту не хватит знаний для
выполнения необходимых задач. Соответственно, дипломы ныне насквозь
проплаченных МГУ и МГИМО, по привычке, привитой с советского времени, ценятся
работодателем существенно выше. Сегодняшние реалии для абитуриентов отнюдь не
безоблачны: бюджетных мест в вузах в разы меньше, чем платных. Из почти
трех тысяч высших учебных заведений России, лишь мизерная часть дает студентам
и действительно качественное образование, и «распознаваемый» работодателем
диплом. Бакалавры остальных вузов в большинстве своем оказываются на отшибе
жизни, пополняя ряды безработных и малоимущих.
Сейчас результаты ЕГЭ являются главным показателем
эффективности учебных заведений, как школ, так и вузов. «Неэффективные»
учреждения или закрываются, или сливаются с «эффективными». У образовательных
заведений, не так давно сошедших с бюджетного финансирования по Федеральному
Закону №83, единственная забота – добиться хоть каких-то выплат на дальнейшее
поддержание жизнеспособности. А посему, у школы стоит задача не научить, но
создать в стенах учреждения конвейер по производству стобалльников.
А вы как хотели? Хочешь жить – умей вертеться. Такое отношение уже привело к
тому, что школы попросту перестают справляться со своей целевой задачей, тратя
урочные часы на то, чтобы подготовить учащегося к ЕГЭ. Все бы хорошо, если бы
этот экзамен полностью отвечал школьной программе. Только вот у экзамена своя
специфика. И все чаще в школах слышится возмутительная фраза: «Дети, на
самом деле, то, что я говорю, неправда, но это нужно для ЕГЭ».
В столичных школах нытье одиннадцатиклассников
слышится со всех сторон. Среди них бытует мнение, что если не имеешь денег –
не сдашь. Опасения не беспочвенны. Год за годом дети чиновников и
бизнесменов заполоняют собой бюджетные места в университетах. Платить за
обучение своего отпрыска – не царское дело. Господ можно понять: гораздо проще
подкупить один раз, нежели отстегивать раз в год по полмиллиона. По мнению же
российских чиновников, раз за разом непосильным трудом добывающих ответы к
экзамену для своих чад, ЕГЭ является по-настоящему объективной и справедливой
проверкой знаний учащихся, а ужесточение требований ведет лишь к улучшению
качества образования. Кто бы спорил: обведение в кружочек правильного
ответа воистину является наивернейшим способом выявления гениев, а решение
однотипных задач в наше тяжелое время остается лучшей тренировкой навыков
преподавания, способствуя появлению в голове обучающегося нештампованных
мыслей.
Детство для обычных ребят закончилось. Перед ними
страшный капиталистический мир, в котором господствует конкуренция. Где большой
съедает маленького, оставляя его без гроша в кармане. Те же, кто назло системе
решает участвовать в этом уничтожающем соперничестве, сами подписываются на
дальнейшие нечеловеческие условия существования. Множество молодых парней и
девушек, ставших на этот путь, сходят с дистанции, не добравшись до вершины
из-за страшного изнурения. А некоторые кончают с жизнью, увидев результаты
своих трудов. Людей уже нет, а ЕГЭ живет и размножается, как вирус, захвативший
жизненно-важный участок организма.
Система образования в России доживает свой век. Страна,
отряхнувшаяся от обломков Союза, больше не является самой читающей державой
мира и не бьет рекордов по количеству образованных людей. «Специалисты» же,
закончившие «блатные» вузы, работают не инженерами на заводах, а заместителями
своих отцов в нефтедобывающих компаниях. В то время,
как заводы стоят. Каким будет будущее этого государства?
Светлана Максимова