Вдохновленная российским революционным опытом

 

150 лет назад 11 мая 1864 года родилась Этель Лилиан Войнич, английская писательница, композитор, которую весь мир знает по очень яркому и, безусловно, существенно влиявшему на мировоззрение молодежи ХХ-го века, роману «Овод».

Семья, в которой родилась и выросла Э.Л. Войнич, принадлежала к верхушке английской научной интеллигенции. Ее отцом был выдающийся английский математик, один из создателей математической логики Джордж Буль (1815 - 1864) (Войнич – фамилия писательницы по мужу). Мать писательницы преподавала математику в колледже. А фамилия дедушки с материнской стороны, исследователя Индии географа Джорджа Эвереста была увековечена в названии самой высокой горной вершины Земного шара.

Мать в нужде воспитывала своих пятерых дочерей, поэтому, когда самая младшая, Этель, достигла восьмилетнего возраста, она отвезла ее к брату своего мужа, работавшему интендантом на шахте. Он был очень религиозным и суровым человеком.

Две сестры Э.Л. Войнич посвятили свою жизнь науке. Одна из них стала математиком, вторая – химиком. Однако будущую писательницу больше интересовали искусство, литература и жизнь людей. В 1882 года она поступает в Берлинскую консерваторию, однако травма руки заставляет забыть о мечте стать профессиональной пианисткой. Тем не менее, Э.Л. Войнич сама сочиняла музыку, хотя ее композиторские успехи были более скромными, чем писательские.

Приехав в Лондон, она присутствовала на собраниях политических иммигрантов, среди которых был русский писатель Сергей Кравчинский (псевдоним — Степняк). Он много рассказывал ей о своей родине — России. У Этель возникло желание посетить эту загадочную страну, которое она осуществила в 1887 г. Она проработала в России два года как гувернантка и преподавательница музыки и английского языка.

Всю свою последующую жизнь Э.Л. Войнич очень любила Россию и русскую культуру. Она переводила на английский язык произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Т. Шевченко; была активным членом «Общества друзей русской свободы», объединявшего левых и либеральных интеллигентов Англии и США.

Вышла в 1890-х годах замуж за М. В. Войнича, белорусского литератора и библиофила, переселившегося в Англию после побега из сибирской ссылки, но позже отошедшего от революционных идей.

После поездки в Россию Э.Л. Войнич начинает работать над своим первым романом.

В Англии и США «Овод» был опубликован в 1897 году, но был встречен весьма сдержанно. А в США и вовсе появились газетные рецензии, в которых роман именовали вредным для юношества произведением, воспитывающим безбожие и безнравственность. Надо думать, такие рецензии создали роману хорошую рекламу среди этого юношества.

В 1898 году «Овод» был переведен на русский язык и со значительными цензурными сокращениями опубликован в журнале с благочестивым названием «Мир Божий». Но даже и с цензурными сокращениями, книга вызвала восхищение у русской радикальной молодежи. После этого роман переиздавался несколько раз до 1917 года, и, многократно, на многих языках, общим тиражом несколько миллионов экземпляров – после Октябрьской революции. По «Оводу» трижды снимались фильмы, была написана и поставлена опера.

Главный секрет успеха «Овода» - созданный автором образ революционера. Это не первый такой образ. Еще в начале 1860-х годов революционер Рахметов появляется в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать». Однако содержательную сторону революционной деятельности Рахметова Чернышевский, по понятным причинам, показать не мог и, в конечном итоге, читателю пришлось домысливать самое главное: ради чего, собственно, Рахметов спит на гвоздях и совершает иные сверхчеловеческие подвиги. Из текста романа «Что делать» это так и остается непонятным. Тем не менее, Рахметов оказал очень сильное влияние на молодых людей, пошедших в дальнейшем в революцию.

А в «Оводе» содержательная сторона революционной деятельности героя показана совершенно ясно. И тем сильнее было эмоциональное воздействие книги.

О том, какое влияние оказал «Овод» на будущих большевиков, хорошо показано в романе «Как закалялась сталь». Павел Корчагин, герой романа Н. Островского «Как зака­лялась сталь», говорит, чем дорог «Овод» пролетарским революционерам, для которых роман Войнич был одной из любимейших книг. «Отброшен только ненужный тра­гизм мучительной операции с испытанием своей воли. Но я за основное в «Оводе» — за его мужество, за безграничную вы­носливость, за этот тип человека, умеющего переносить страда­ния, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ револю­ционера, для которого личное ничто в сравнении с общим». (Примечательно, что ушедшему год назад из жизни советскому, украинскому режиссеру, народному артисту Украины Николаю Мащенко, снявшему целый ряд известных фильмов, признание принесли шестисерийный фильм «Как закалялась сталь» (1973) и трехсерийная картина «Овод» (1980) – ред.).

Образ Джемми как бы дополняет образ Овода: столь же беззаветно преданная делу революции, она смотрит на вещи шире и не считает терроризм верным путем. Поддерживая Овода, она в то же время открыто выражает свое несогласие с его методами борьбы.

Революционная непримиримость Овода и его товарищей, их мужество и неуклонная последовательность в осуществлении своих планов прекрасно оттеняются образами итальянских общественных деятелей либерального толка, лишь играющих в оппозицию.

Еще одна сторона дела: отношение к религии. Юный Артур – глубоко верующий человек. Он же, революционер Овод, – воинствующий атеист, бескомпромиссный критик религии и церкви.

Что способствовало этому превращению? Э.Л. Войнич выдвигает на первый план личные переживания Артура. Наверное, этого все-таки недостаточно: взгляды людей масштаба Овода формируют более объективные причины.

В «Оводе» многое держится на контрасте между его героем в юности и зрелом возрасте. И читатель не может не задать себе вопрос – как же добрый и наивный Артур Бертон превратился в совершенно не похожего на него Овода. Осознавая этот пробел, Э.Л. Войнич пишет в 1910 году роман «Прерванная дружба» («Овод в изгнании»), где пытается показать становление революционера. Однако в художественном отношении этот роман значительно уступал «Оводу» и не приобрел такой популярности.

Но важно то, что в «Оводе» Э.Л. Войнич показала, что человек может очень сильно измениться. И что для глубоко верующего человека путь к революции и атеизму оказывается, зачастую, более коротким, чем для толерантного либерального интеллигента, по большому счету равнодушного к мировоззренческим вопросам.

Второй главный герой романа – отец Артура, священник, в дальнейшем, кардинал Монтанелли. Это, по-существу, хороший и добрый человек, поставленный перед необходимостью сделать страшный выбор между жизнью сына и служением Христу.

Рассуждая по-человечески, Артуру, наверное, следовало бы принять помощь отца, не предлагая ему отречься от веры. Жестоко требовать от старого человека, чтобы он коренным образом изменил свои взгляды и свою жизнь. Но тогда бы рассыпался главный конфликт романа. (И, думаем, была бы утеряна главная мысль романа о стоической верности революционера своим убеждениям во имя достойной жизни для людей, за которую он и борется – ред.).

В 1920 году семья Э.Л. Войнич переезжает в США, где писательница проводит последние 40 лет своей жизни.

Свой последний роман «Сними обувь свою» Э.Л. Войнич пишет в 1945 году. В нем идет речь о предках Артура Бертона.

В середине 1950-х годов советский литературовед Е.А. Таратута начинает работать над книгой о творчестве Э.Л. Войнич и с удивлением узнает, что престарелая писательница, которую все считали давно умершей, живет, всеми забытая, в США. В апреле 1955 года большую статью о Э.Л. Войнич печатает журнал «Огонек». После этого к Э.Л. Войнич приезжают советские журналисты, появляются новые и новые публикации в советской печати. Писательница получает многочисленные письма от советских читателей, ее навещают в Нью-Йорке делегации пионеров, артистов Большого театра, моряков и других советских граждан, оказывавшихся по работе в США. Элеонора Войнич узнает и чувствует, что в Советской стране ее любят и помнят.

В декабре 1955 года секретариат ЦК КПСС вынес специальное постановление о выплате Э.Л. Войнич крупной суммы денег в качестве гонорара за издание ее произведений в Советском Союзе, а также о передаче в дар Э.Л. Войнич копию фильма «Овод». Подарок-фильм еще раз показал автору, что труд ее был не только очень важен для современников, но и высоко ими оценен. Деньги же оказались как нельзя кстати – материальное положение престарелой писательницы было более чем незавидным. 

Э.Л. Войнич умерла 28 июля 1960 года в Нью-Йорке в возрасте 96 лет.

 К.б.н. С.В. Багоцкий

* * *

Роман «Овод» — одно из сильнейших в мировой литературе антицерковных атеистических произведений. Прослеживая путь становления революционера, превращение Артура Бертона в Овода, Войнич с большой художественной убедительностью показывает губительную роль религии.

Войнич доказывает, что пути революции и религии несовместимы и что церковное вероучение — будь то протестантизм (который исповедуют родственники Артура) или католицизм (которого придерживаются кардинал Монтанелли и священник Карди) — калечит духовный облик человека.

Всей логикой развития образов — в первую очередь кардинала Монтанелли, как и через историю его отношений с Артуром (Оводом) Войнич доказывает, что религия вредна и бесчеловечна не только в тех случаях, когда ее сознательно используют в своих целях бесчестные эгоисты, но и тогда, когда ее проповедуют прекраснодушные альтруисты, убежденные, что они творят добро. Больше того, нередко религия становится еще более опасным оружием в руках хороших людей, ибо их личный авторитет внешне облагораживает несправедливое дело. «Если монсиньор Монтанелли сам и не подлец, то он орудие в руках подлецов»,— с горечью говорит Овод о своем отце, которого он научился презирать, хотя втайне и продолжает любить.

Вдохновленный в немалой мере российским революционным опытом, роман этот стал в свою очередь любимой книгой русской передовой общественности.

http://www.newreferat.com/