По следам просмотра

“Николай БАУМАН”. Фильм о Ленинце

 

14 апреля прошло очередное заседание киноклуба «Культурная революция». Был показан советский историко-революционный фильм 1967 года «Николай Бауман», посвященный последним годам жизни легендарного большевика, соратника Ленина, организатора большевистского подполья в Москве накануне и в начале революции 1905 года. Он погиб от руки натравленного царской охранкой черносотенца, когда, с красным флагом в руках, вел колонну рабочих к тюрьме – освобождать политзаключенных. Этот фильм – настоящий шедевр советского киноискусства. Дрожь бьет, когда смотришь отдельные сцены. В финале показаны похороны Баумана, которые собрали под Красные знамена всю пролетарскую Москву: бесконечная колонна идет шесть часов в тишине, потому что музыку полиция запретила под угрозой разгона демонстрации. И вдруг откуда-то сверху начинает звучать «Траурный марш» Шопена. Люди поднимают головы: в окнах дома играет целый оркестр, а в окне дома напротив дирижирует композитор Сац… Процессия движется дальше, а траурный марш перерастает в мелодию революционного гимна, который является лейтмотивом всего фильма.

Один из присутствовавших комсомольцев сказал, что прибавляет этот фильм к числу любимых. Молодежь часто не хочет смотреть советские фильмы, считая их чисто агитационными. Но этого нельзя сказать о многих высокохудожественных произведениях советского киноискусства, в том числе и о фильме «Николай Бауман».

Фильм показывает самоотверженность и бескорыстие революционеров, не имевших ни кола, ни двора, живших по принципу: «Все для людей, ничего для себя». Сама смерть Баумана, похороны которого превратились в мощнейшую демонстрацию московского пролетариата, дала толчок развитию революции. К ней применимы знаменитые слова Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин» – смерть Баумана тоже стала «величайшим коммунистом-организатором».

Геннадий Алехин