По следам просмотра
“Николай БАУМАН”.
Фильм о Ленинце
14
апреля прошло очередное заседание киноклуба «Культурная
революция». Был показан советский историко-революционный фильм 1967 года
«Николай Бауман», посвященный последним годам жизни легендарного большевика,
соратника Ленина, организатора большевистского подполья в Москве накануне и в
начале революции 1905 года. Он погиб от руки натравленного царской охранкой
черносотенца, когда, с красным флагом в руках, вел колонну рабочих к тюрьме –
освобождать политзаключенных. Этот фильм – настоящий шедевр советского
киноискусства. Дрожь бьет, когда смотришь отдельные сцены. В финале показаны
похороны Баумана, которые собрали под Красные знамена всю пролетарскую Москву:
бесконечная колонна идет шесть часов в тишине, потому что музыку полиция
запретила под угрозой разгона демонстрации. И вдруг откуда-то сверху начинает
звучать «Траурный марш» Шопена. Люди поднимают головы: в окнах дома играет
целый оркестр, а в окне дома напротив дирижирует композитор
Сац… Процессия движется дальше, а траурный марш перерастает в мелодию
революционного гимна, который является лейтмотивом всего фильма.
Один
из присутствовавших комсомольцев сказал, что прибавляет этот фильм к числу
любимых. Молодежь часто не хочет смотреть советские фильмы, считая их чисто
агитационными. Но этого нельзя сказать о многих высокохудожественных
произведениях советского киноискусства, в том числе и о фильме «Николай
Бауман».
Фильм
показывает самоотверженность и бескорыстие революционеров, не имевших ни кола,
ни двора, живших по принципу: «Все для людей, ничего для себя». Сама смерть
Баумана, похороны которого превратились в мощнейшую демонстрацию московского
пролетариата, дала толчок развитию революции. К ней применимы знаменитые слова
Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин» – смерть Баумана тоже стала
«величайшим коммунистом-организатором».
Геннадий Алехин