О важнейшем из искуств

 

С призерами Международного фестиваля авторского кино – обладателями Золотых и Серебряных Жан-Люков (в честь знаменитого французского кинорежиссера) вы можете познакомиться на официальном сайте. Мы же предлагаем пятерку художественных фильмов и один документальный, затрагивающие наиболее актуальные для прогрессивной молодежи темы и наиболее точно препарирующие окружающую социально-политическую действительность.

 

Dreamjob

Фильм-антиутопия молодого украинского режиссера Юлии Райнветер рассказывает о четырех кандидатах, поступающих на работу своей мечты. Они не знают, что на самом деле являются жертвами эксперимента по созданию идеально послушного работника, который забудет слово «забастовка».

Несмотря на некоторые сюжетные и актерские огрехи, фильм весьма живо и с юмором вскрывает потаенные желания правящего класса во всем мире.

 

Адаптированные

Это кино, созданное коллективом единомышленников из Кемерово во главе с режиссером Михаилом Бондаренко, как говорится, не для всех. За фасадом нарочито примитивизированных сюрреалистических образов скрывается честный взгляд взрослеющего молодого человека на окружающую (и поглощающую его) действительность. Элитаризм, искусственная иерархичность и просто банальная неадекватность «взрослого мира» представляются подростковым подсознанием в абсурдистски саркастическом виде, позволяя не только наблюдать типичные впечатления молодого человека, столкнувшегося с взрослой реальностью, но и примерить его ироничный взгляд (местами очень точно подмечающий действительность) на стереотипы этого мира. Случайно ли, что название фильма отсылает к знаменитой актюбинской панк-группе, а в подходе уловимо чувствуется влияние Питерской группы НОМ? Думаем, нет.

 

Девушка с флагом

Получивший (вполне заслуженно) «Гран-при» фестиваля фильм молодого московского режиссера Дмитрия Майорова разбирает актуальную (особенно для левых) тему: как относиться к тем, кто при показном бунтарстве на самом деле становится частью той системы, против которой он, якобы, борется. Что собой представляют «революционные» фантики? Автор дает жесткий и нелицеприятный ответ.

 

Москвичка

Маленький человек в большом мегаполисе современного капиталистического общества, где господствует принцип «Homo homini lupus est» — эта тема в искусстве поднималась неоднократно, и, по всей видимости, будет подниматься до тех пор, пока будут существовать мегаполисы и капитализм. Чтобы в очередной раз показать, как ломает личность бездушный каменный монстр,  московский режиссер Константин Смирнов выбирает в качестве «подопытного» персонажа молоденькую одинокую провинциалку — «мечта педофила», как ее характеризуют коллеги на работе. К сожалению, автор оставляет за кадром социальные мотивы и личную историю героини, сосредоточившись на погружении в психологический мир девушки, его развитии, а точнее сказать «мутации». Что стоит отметить, получается у него достаточно сильно: фильм превращается в перманентный саспенс. «Волки», кто от души, кто поневоле, воспитывают нового «волчонка», который как и положено маргиналу, готов все воспринимать буквально.

 

Строители

Снятый казахстанским режиссером Адильханом Ержановым в черно-белом, нарочито замедленном стиле с неподвижной камерой, фильм напоминает другую пост-советскую ленту – «Окраина». Однако в отличие от эпической провокации Петра Луцика, фильм «Строители» вполне прямолинеен, хотя и не лишен гиперболы. Он повествует о двух братьях и маленькой сестре, которые в силу ряда обстоятельств оказались на улице с одним лишь свидетельством о праве на землю. Поставив перед собой невозможную цель  — построить на ней дом – они сталкиваются с новыми проблемами: у власти и бизнесменов свои планы на эту землю, а значит и законы на их стороне.

Фильм получил «Золотого Жан-Люка» в номинации «Лучший полнометражный фильм».

 

Очаг

Отдельно стоит сказать об обладателе специального приза ««Фильм: социализм» — за правильный пафос», о документальной картине Вениамина Тронина, посвященной конфликту между работниками Дома культуры и чиновниками, поставившими цель закрыть ДК, который стал практически последним очагом культурной жизни простых жителей относительно небольшого провинциального города Глазов. Автор пытается провести параллели между разрушением ДК и разрушением местного храма, но запечатленная реальность плохо согласуется с его фабулой, а точнее совершенно расходится, если обратиться к ситуации в целом: падение уровня культуры в стране шло и продолжает идти на фоне уничтожения таких вот Домов культуры и массового строительства церквей. Впрочем, автор, что ценно, не пытается во что бы то ни стало навязать свою точку зрения и этим повышает ценность своей работы, точно подмечая самые характерные моменты борьбы жителей и чиновников.

Алексей Паутинычъ

rksmb.org