О важнейшем из искуств
С
призерами Международного фестиваля авторского кино – обладателями Золотых и
Серебряных Жан-Люков (в честь знаменитого французского кинорежиссера) вы можете
познакомиться на официальном сайте. Мы же предлагаем пятерку художественных
фильмов и один документальный, затрагивающие наиболее актуальные для
прогрессивной молодежи темы и наиболее точно препарирующие окружающую
социально-политическую действительность.
Dreamjob
Фильм-антиутопия
молодого украинского режиссера Юлии Райнветер рассказывает о четырех
кандидатах, поступающих на работу своей мечты. Они не знают, что на самом деле
являются жертвами эксперимента по созданию идеально послушного работника,
который забудет слово «забастовка».
Несмотря
на некоторые сюжетные и актерские огрехи, фильм весьма живо и с юмором
вскрывает потаенные желания правящего класса во всем мире.
Адаптированные
Это
кино, созданное коллективом единомышленников из Кемерово во главе с режиссером Михаилом
Бондаренко, как говорится, не для всех. За фасадом нарочито
примитивизированных сюрреалистических образов скрывается честный взгляд
взрослеющего молодого человека на окружающую (и поглощающую его)
действительность. Элитаризм, искусственная иерархичность и просто банальная
неадекватность «взрослого мира» представляются подростковым подсознанием в
абсурдистски саркастическом виде, позволяя не только наблюдать типичные
впечатления молодого человека, столкнувшегося с взрослой реальностью, но и
примерить его ироничный взгляд (местами очень точно подмечающий
действительность) на стереотипы этого мира. Случайно ли, что название фильма
отсылает к знаменитой актюбинской панк-группе, а в подходе уловимо чувствуется
влияние Питерской группы НОМ? Думаем, нет.
Девушка с флагом
Получивший (вполне заслуженно) «Гран-при»
фестиваля фильм молодого московского режиссера Дмитрия Майорова
разбирает актуальную (особенно для левых) тему: как относиться к тем, кто при
показном бунтарстве на самом деле становится частью той системы, против которой
он, якобы, борется. Что собой представляют «революционные» фантики? Автор дает
жесткий и нелицеприятный ответ.
Москвичка
Маленький
человек в большом мегаполисе современного капиталистического общества, где господствует
принцип «Homo homini lupus est» — эта тема в искусстве поднималась
неоднократно, и, по всей видимости, будет подниматься до тех пор, пока будут
существовать мегаполисы и капитализм. Чтобы в очередной раз показать, как
ломает личность бездушный каменный монстр, московский режиссер Константин
Смирнов выбирает в качестве «подопытного» персонажа молоденькую одинокую
провинциалку — «мечта педофила», как ее характеризуют коллеги на работе. К
сожалению, автор оставляет за кадром социальные мотивы и личную историю
героини, сосредоточившись на погружении в психологический мир девушки, его
развитии, а точнее сказать «мутации». Что стоит отметить, получается у него
достаточно сильно: фильм превращается в перманентный саспенс. «Волки», кто от
души, кто поневоле, воспитывают нового «волчонка», который как и положено
маргиналу, готов все воспринимать буквально.
Строители
Снятый казахстанским режиссером Адильханом
Ержановым в черно-белом, нарочито замедленном стиле с неподвижной камерой,
фильм напоминает другую пост-советскую ленту – «Окраина». Однако в отличие от
эпической провокации Петра Луцика, фильм «Строители» вполне прямолинеен, хотя и
не лишен гиперболы. Он повествует о двух братьях и маленькой сестре, которые в
силу ряда обстоятельств оказались на улице с одним лишь свидетельством о праве
на землю. Поставив перед собой невозможную цель — построить на ней
дом – они сталкиваются с новыми проблемами: у власти и бизнесменов свои планы
на эту землю, а значит и законы на их стороне.
Фильм получил «Золотого Жан-Люка» в номинации
«Лучший полнометражный фильм».
Очаг
Отдельно стоит сказать об обладателе
специального приза ««Фильм: социализм» — за правильный пафос», о
документальной картине Вениамина Тронина, посвященной конфликту между
работниками Дома культуры и чиновниками, поставившими цель закрыть ДК, который
стал практически последним очагом культурной жизни простых жителей относительно
небольшого провинциального города Глазов. Автор пытается провести параллели
между разрушением ДК и разрушением местного храма, но запечатленная реальность
плохо согласуется с его фабулой, а точнее совершенно расходится, если
обратиться к ситуации в целом: падение уровня культуры в стране шло и
продолжает идти на фоне уничтожения таких вот Домов культуры и массового
строительства церквей. Впрочем, автор, что ценно, не пытается во что бы то ни
стало навязать свою точку зрения и этим повышает ценность своей работы, точно
подмечая самые характерные моменты борьбы жителей и чиновников.
Алексей Паутинычъ
rksmb.org