РОМАНТИКА СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ И ТРАГЕДИЯ БАНДЕРОВЩИНЫ

 

9 июня в необычной, немного романтической обстановке, прошло очередное заседание киноклуба «Культурная революция», на котором были показаны первый фильм режиссеров Алова и Наумова «Тревожная молодость» и киножурнал, посвященный текущим событиям на Украине. По не зависящим от организаторов обстоятельствам, участники не могли попасть в зал и вынуждены были смотреть программу в коридоре, где стульями служили большие пластиковые банки с краской, а также столы. Кто-то сидел на своих рюкзаках или прямо на полу, кто-то просто стоял – а стоять пришлось не меньше двух часов!

Киножурнал, разоблачающий зверства прежних и нынешних бандеровцев… Кадры обугленных одесситов, кадры, показывающие истинное лицо старых и новых нацистских подонков обожгли сердца присутствующих, они напомнили самые страшные кадры фильма «Обыкновенный фашизм».

После показа прошло очень заинтересованное обсуждение, которое начала кратким рассказом о фильме Н.О.Глаголева. Если песня из киножурнала об украинских событиях вызвала разные, в том числе и противоположные, отклики, то по отношению к советскому фильму о послереволюционной Украине практически все были единодушны: фильм понравился. Кто-то из выступивших стал разбирать чисто технические стороны – работу оператора, кто-то отметил сильные места, где высмеиваются уродливые гримасы нэпа, в том числе и в молодежной среде. Отмечалась, конечно, некоторая «детскость» (собственно, фильм и предназначался для юного зрителя) и прямолинейность картины, где конкретно черное называли черным, а белое – белым, что некоторые товарищи посчитали недостатком. На это им возразили: а как быть со Спартаком? Возможно, он имел какие-то личные недостатки, но для нас важно, что он боролся за справедливое дело. Есть две идеи: эксплуататорство, элитаризм, господство немногих и коммунизм – социальное равенство и всеобщее счастье. Есть идея хорошая и идея плохая. Тот, кто борется за коммунизм, – положительный герой.

Впрочем, все единодушно отметили ряд блестящих эпизодов. Очень сильное впечатление произвела концовка фильма, где «воспитатель» главного отрицательного персонажа Котьки, бывшего скаута, выдавшего петлюровцам на расправу раненого большевика, а теперь – засланного из-за границы диверсанта, задыхаясь от страха, кричит: «Ненавижу! Ненавижу!», а в другом месте, возле Старой крепости, его противники – бывшие пионеры, а теперь комсомольцы Максим и Галя, кричат друг другу и всему миру от счастья: «Люблю! Люблю!», и им вторит эхо и голоса новых пионеров, взобравшихся, как и они когда-то, на крепостную башню – жизнеутверждающая перекличка поколений…

Геннадий Алехин