1-я партийная школа РКСМ(б)

 

Эта история началась ещё в конце прошлого года. Тогда комсомольское руководство готовилось к очередному Съезду РКСМ(б) и анализировало причины трудностей в работе. В ходе подготовки Отчётного доклада ЦК был сделан вывод о том, что комсомол на самых разных направлениях своей работы испытывает сильный дефицит руководящих и организаторских кадров. И этот дефицит сильно вредит всей работе, вызывая множество самых разнообразных трудностей. Как устранить проблему? Сама собой возникла идея «партийной школы» - централизованной подготовки комсомольцев, где актив обучался бы по самым разным направлениям, начиная от идеологии и кончая техническими навыками вроде вёрстки листовок. «Партийной» она была названа не потому, что комсомол решил изображать из себя партию, а чтобы подчеркнуть аналогию с большевистскими партийными школами.

Восьмой Съезд РКСМ(б) принял идею школы и поручил новому составу ЦК в трёхмесячный срок поломать голову над её организацией. Признаться, это была нелёгкая задача. Ведь в комсомоле до этого ни разу ничего подобного не организовывалось. Начатая несколько лет назад учёба имела до сих пор форму межрегиональных идеологических семинаров, проводимых нерегулярно и собиравших мало слушателей.

Тем не менее, в апреле уже был сформирован список курсов и предварительно назначены ведущие. Школу было решено проводить в течение пяти дней, а за ней должен был последовать центральный летний лагерь. Удивительно, но направлений учёбы в итоге набралось очень много. Вот их список:

Втиснуть такое обилие знаний в пять дней оказалось непросто. Пришлось урезать программы учёбы, часть курсов переносить в лагерь, а распорядок дня делать довольно жёстким. Подготовленное расписание школы предусматривало учебный день с 10:00 до 20:00. Большая продолжительность учебного дня вынуждала решать вопрос о качественном питании участников; эта задача была с честью выполнена руководством Московского горкома комсомола. Приходилось также на ходу решать такие организационные вопросы как обеспечение учебного процесса материальной базой (помещение, компьютеры, проектор, доступ к Интернету, ночлег участников). Немало хлопот доставило и составление расписания занятий, ведь приходилось увязывать друг с другом продолжительность курсов, периодические перерывы, а также те дни, в которые преподаватели смогут эти занятия проводить. Так или иначе, накануне школы после напряжённой работы все эти вопросы были в основном решены.

* * *

И вот настал час «Ч». Накануне в Москве собрался Пленум ЦК комсомола, который ещё раз проверил готовность к школе и лагерю. Готовность была на достаточно высоком уровне, хотя многие проблемы пришлось решать в последний момент. Систематическая пропаганда школы в комсомольских рядах, широкое обсуждение её подготовки среди актива привели к желаемому результату - явка комсомольцев из разных регионов приближалась к полусотне, что весьма неплохо, учитывая множество трудностей и жизненных неурядиц, которые не оставляют людей даже в летний период.

Таким образом, во второй половине июля школа комсомола в Москве собрала несколько десятков активистов из самых разных уголков страны. Организаторы, конечно, волновались, ведь никто не знал заранее, как пройдёт обучение, насколько интересной и увлекательной будет школа. Будет ли первый блин комом?

Приятно сознавать, что на сей раз поговорка ошиблась. Школа удалась на славу. Интенсивная пятидневная учёба оставила у участников самые положительные впечатления.

После краткого приветственного слова Первого секретаря ЦК комсомола тов. Батова школа была открыта занятиями по основам политологии. Притом вёл её не кто-нибудь, а лидер РКРП-РПК Виктор Аркадьевич Тюлькин, специально приглашённый комсомольцами для участия в занятиях. Политология многим кажется скучным и «загрузным» предметом, но, несмотря на это, лидер российских коммунистов провёл занятия живо и остроумно. В его исполнении занятие было чем угодно, но только не лекцией. В.А. активно взаимодействовал с аудиторией, вовлекая комсомольцев в обучение не только как слушателей, но и как деятельных участников. Учащимся были объяснены психофизиологические причины некоторых человеческих реакций, показаны некоторые полемические приёмы, после этого прямо с ходу ребята отработали небольшие упражнения и тренинги, позволяющие лучше готовиться к идеологической схватке с врагом.

Следующими занятиями был семинар по информационной безопасности. Комсомольцы получили представление об основных методах защиты информации, безопасном веб-серфинге, программных способах шифрованной передачи данных. Рассказ ведущего сопровождался демонстрацией необходимых навыков с помощью компьютера и проектора. Завершали учебный день идеологические занятия, на которых были рассмотрены основы диалектического материализма.

Утро второго дня школы было посвящено занятиям по агитации и пропаганде. Сотрудники Агитпропотдела ЦК рассказали комсомольцам, как лучше всего писать тексты для листовок, после чего залу был продемонстрирован тренировочный пример вёрстки листовки в программе Adobe InDesign. Разбившись по группам, активисты смогли самостоятельно попробовать свои силы в вёрстке на расположенных в зале компьютерах. После занятий представителям регионов были розданы заранее заготовленные Агитпропотделом компакт-диски, на которых находились программы вёрстки, клип-арты, коллекция макетов и другие необходимые инструменты. Также во второй день школы были продолжены идеологические занятия.

Без сомнения, «гвоздём» программы этого дня (а может быть, и всей школы) стала встреча комсомольского актива с представителями Коммунистической партии Греции. Две наши партии: РКРП-РПК и КПГ - связывает давняя дружба, возникшая на базе идейной общности и единства позиций по ключевым вопросам истории и современности. Два представителя КПГ: член Политбюро ЦК Георгиос Маринос и член ЦК Элисеос Вагенас - как раз в дни школы прибыли в Москву для встречи с руководством РКРП-РПК и других партий. Они охотно откликнулись на просьбу руководства РКСМ(б) встретиться с комсомольцами. График у греческих товарищей был весьма напряжённым, поэтому на встречу был выделен всего один час. Тем не менее, интерес к борьбе греческих коммунистов был столь высок, что встреча, с согласия гостей, продолжалась без малого три часа. Встреча помогла многим понять, что Революционный комсомол и наша партия вовсе не в одиночестве ведут свою борьбу, а являются неотъемлемой частью мирового коммунистического движения. (Подробнее о встрече будет рассказано в отдельном материале - Ред.)

Третий день школы, как и предыдущий, также был посвящён агитационно-пропагандистской и идеологической учёбе. Организационным отделом ЦК был также проведён небольшой тренинг по подготовке акций. Учащиеся были разбиты на группы и получили задание смоделировать свои действия для участия в различных публичных мероприятиях. Тренинг был весьма полезен неопытным товарищам, которые пока ещё теряются в разных ситуациях и не могут с ходу сформировать своё отношение к публичным акциям всевозможных групп и организаций.

Четвёртый день школы был открыт лекцией по контрпропаганде. Комсомольцы узнали о различных методах ведения пропагандистской войны, выборе целевой аудитории, способах воздействия на сознание различных социальных групп, приёмах контрпропагандистской техники. Занятие завершилось небольшим тренингом, в ходе которого комсомольцы разделились на две большие группы. Одна из этих групп должна была встать на позиции антикоммунистов, другая же отстаивала марксистские позиции. Нет нужды говорить, что тренинг получился очень увлекательным, а полученные знания окажутся полезными в повседневной агитационной работе.

Следующим курсом были занятия по журналистике. И партийная, и комсомольская пресса нуждается в притоке свежих, актуальных материалов, в которых текущие события в стране и мире рассматривались бы с коммунистических позиций. Совершенно недостаточно ограничиваться отчётами об акциях, а традиционные «ругательные» статьи, которые часто написаны на «птичьем» языке, приносят больше вреда, чем пользы. Своей прессой коммунисты должны стараться охватить все стороны жизни человека, чтобы каждый, независимо от своих пристрастий и увлечений, смог бы найти у «красных» что-нибудь интересное для себя. Чтобы повысить качество наших СМИ и, вдобавок, уметь оперативно и грамотно оценивать те или иные события, комсомольцы должны учиться писать небольшие заметки по текущим злободневным темам. Поэтому занятие по журналистским навыкам было разбито на две части. Сначала была выбрана произвольная статья с буржуазного новостного агентства (Lenta.Ru), было проведено её обсуждение, по итогам которого комсомольцы тезисно сформулировали позиции, которые следовало бы изложить в нашей заметке на данную тему. Затем учащиеся были разбиты на группы, и каждая в качестве задания должна была написать заметку по заранее заданной теме. Источником служили новости буржуазных СМИ. По оценке некоторых комсомольцев, этот курс помог им понять, что журналистские навыки не есть что-то недоступное. Можно надеяться, что после этого занятия товарищи из регионов станут с большей охотой писать материалы для партийной и комсомольской прессы.

После обеденного перерыва руководство Орготдела ЦК устроило своеобразное тестирование по нормативным документам Революционного комсомола. Целью экзамена было выявление знаний активистов и их способности в различных ситуациях следовать программно-уставным документам РКСМ(б). Результаты тестирования, как потом сообщил секретарь ЦК комсомола по организационной работе тов. Лешин, оказались лучше ожидаемых.

Завершился этот насыщенный день интересным занятием, в рамках которого комсомольцы познакомились с деятельностью и позицией двух крупнейших молодёжных левых организаций страны - ориентирующегося на КПРФ Содружества коммунистической молодёжи (СКМ) и «Левого фронта», который вобрал в себя самые разнородные элементы, от леваков и троцкистов до национал-патриотов и исламистов. Чтобы сделать знакомство более объективным и непосредственным, на занятие были приглашены представители обеих организаций. Они поочерёдно выступили перед комсомольцами и ответили на вопросы. Получился живой и интересный диалог, который помог активистам РКСМ(б) составить более ясное впечатление об СКМ и ЛФ.

Последний день школы начался с тренинга по работе с новичками. Обсудив методы работы со сторонниками, комсомольцы устроили показательные диалоги, когда один из товарищей изображал присматривающегося к организации новичка, а другой должен был вести с ним беседу. Без сомнения, работе со сторонниками поможет также «Курс молодого бойца» - брошюра, подготовленная Орготделом ЦК и предназначенная для самих новичков.

Остальные занятия последнего дня были посвящены основам трудового законодательства и обзору профсоюзного движения страны. Комсомольцы узнали о различных профсоюзных объединениях современной России, их позициях и истории возникновения.

Вечером пятого дня школы по завершении занятий часть комсомольцев отправилась в летний спортивный лагерь РКСМ(б).

* * *

Первая партийная школа РКСМ(б) успешно завершилась. Но это не значит, что теперь следует сидеть и ждать целый год до следующего раза. Материалы, наработанные для школы, лягут в основу заочной формы обучения, в которую будут вовлечены как новички, так и те комсомольцы, которые по разным причинам не смогли приехать на школу. В перспективе процесс обучения должен стать непрерывным. Нам ещё предстоит решить задачу организации заочной учёбы. Но успех школы вселяет уверенность, что мы возьмём и эту высоту.