Наностипендия

 

 

    Я вообще-то противник всякой нецензурщины, но комментировать подобные заявления нанопрезидента, ограничиваясь лишь нормативной лексикой, мне крайне затруднительно:

 

    «Я считаю, что целью государства не может быть выплата стипендий, на которую студент может более или менее безбедно жить. У государства нет таких возможностей, это первое.

    И второе, если говорить откровенно, – таких стипендий нет ни в одной стране мира. Потому что это же не форма материальной поддержки, а просто такая помощь для решения каких-то частных задач...

    Поэтому, конечно, для студентов, мне кажется, очень важно, чтобы была создана возможность трудиться. Причём не так, как это было раньше, действительно, улицы мести или ящики таскать, хотя это на самом деле неплохо. Это опыт, но желательно, чтобы это было или в университете, или в бизнесе, который создан при университете...»

    Цитата взята из выступления Медведева на встрече со студентами региональных вузов (источник - http://kremlin.ru/news/12716)

 

    Итак, борьба с патернализмом продолжается.

    Вспоминая свой студенческий опыт, скажу, что подработка в свободное от учебы время - это, конечно, неплохо, но есть два НО:

    1) найти студенту такую работу, чтобы зарплаты хватало на жизнь, шансов реально очень мало. Положительные примеры, как водится, есть, но они лишь подтверждают правило: у нас нет такого количества рабочих мест; студентов на хорошие места почти не берут, и у нас без всяких студентов армия безработных и еще миллионы людей, еле дотягивающих от получки до получки;

    2) от подработок так или иначе начинает страдать учебный процесс, и самое главное - качество выпускников; и чем работа более оплачиваемая, тем больше времени и сил, как правило, на нее требуется.

 

    Я начал работать на первом курсе со второго семестра: сначала сторожем, затем дворником, затем нашел работу в офисе seo-специалистом - это уже на третьем курсе. Затем был менеджером интернет-магазина и админил один интернет-проект. Только с последних двух работ (это уже был 5 курс) мой доход был уже достаточным, чтоб совсем не просить денег у родителей. И академическую стипендию при этом я получал.

    В итоге что - красный диплом, конечно, получить удалось. Но остались серьезные пробелы в знаниях. На отдельные предметы приходилось «забивать». Не было, главное, системы получения знаний - когда изучаешь предмет в течение года, а не штурмуешь его за два-три дня перед экзаменом.

    И я, несмотря на полученный жизненный опыт, очень жалею, что недополучил многих знаний, и время ушло. Сейчас многое приходится наверстывать самому.

    И, кстати, учился-то я по довольно «легкой» специальности: историк. А что касается технарей, или тем более медиков, то их пробелы в знаниях - это уже реальная угроза нашей с вами безопасности.

 

    Поэтому, в отличие от нанопрезидента, я считаю, что главная задача студента - учиться. И государство обязано студенту эту возможность обеспечить.

    С другой стороны, и спрос со студента должен быть серьёзным. И отработать он должен по целевому после вуза.

    Я уж не говорю о той стороне вопроса, что заявленная нанопрезидентом политика - это перевод высшего образования в разряд роскоши с последующим усилением социального расслоения на безграмотную «чернь» и образованную «элиту». Такой процесс уже начался.

 

    В общем, когда весь этот бардак закончится, мы должны всё перевернуть обратно с головы на ноги: с одной стороны, прекратить обоюдную имитацию образования в вузах и жестко требовать с преподавателей и студентов, с другой - обеспечить нормальную жизнь тем, кто завтра будет трудиться на общее благо. В нормальной стране, не расходующей астрономические суммы на переодевание и переименование милиции в полицию, деньги на студентов найдутся.

 

Ярослав Немчанинов