“Кина
не будет... Электричество кончилось!”
Киноискусство и культура телеэкрана в России
постсоветского периода стремительно угасают — печальный, но правдивый факт.
Всё сильней деградирует обыватель под
влиянием «нашего» телевидения, и это вполне логично. Что показывают нам на
экранах, помимо дурацких реклам с бесконечными
реалити-шоу?
Ну, во-первых, сериалы. Куда же без них
уставшим после рабочего дня россиянам и многочисленным домохозяйкам? Причём,
именно сериалы в самом скверном смысле этого слова. Не многосерийные
телефильмы, такие как «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений
весны» и т.д. Сериал сегодняшнего дня — это произведение серий на двести, а
лучше — на триста, напрочь лишённое каких-либо идеалов
и возвышенных стремлений, в большинстве своем годное лишь на то, чтобы нарезать
под него салат. Но, не найдя ничего более приемлемого, уставший обыватель
вздыхает и подсаживается на очередную «Евдокию» или «Станицу» — надо же как-то
скоротать свободное время…
Далее идут разнообразные фильмы нашего и не
очень производства — на любой вкус и цвет. Поскольку мы говорим о российском
кинематографе, то оставим в покое всё иностранное. Чем может порадовать нас
отечественный производитель, наконец-то «освободившийся от идеологического ига
тоталитарного СССР»? Увы, ничем. Практически все немудрящие сюжеты построены по
западному образцу: «хорошие парни бьют плохих», «барышня ищет своего принца на
белом “Мерседесе”, «он в одночасье теряет всё и готов отомстить ублюдкам, лишившим его счастья» и так далее и тому подобное.
А иногда сюжет не просто сработан по лекалу, а напрямую перенят с иностранного. Этакий секонд-хенд от кинематографа.
Изменились и образы телегероев. Место
отважного милиционера теперь занимает Шилов из Ментовских
войн, слишком уж реалистично сражающийся со своими врагами. Одним из любимейших
сериалов про медиков стали “Интерны” во главе с хамоватым главврачом и
слаборазвитыми молодыми людьми в белых халатах. О жизни студентов нам поведает
“Универ”, герои которого поражают зрителя не только
своим весьма средним интеллектом, но и полным отсутствием морально-нравственных
норм. Про развлекательные передачи не хочется даже вспоминать: разнообразные
“Плюс сто пятьсот” с дегенеративным ведущим, глупыми сюжетами, лёгкой похабщинкой и стыдливо запикиваемым
матерком стали уже чем-то вроде нормы. К
кинематографу это, конечно, отношения не имеет, но культуру российских
телеэкранов демонстрирует довольно наглядно.
Теперь умножьте «наше» новое кино на полное
отсутствие актерской игры (а зачем тревожиться-трудиться, если в ближайшей
перспективе еще три-четыре картины — не будешь же для каждой полноценно
погружаться в образ), убогость музыки и массу компьютерных спецэффектов. И это
ещё хорошо, если кино вам попалось о наших реалиях. С историческими фильмами
творится ещё больший караул. Советские женщины-солдаты с выщипанными по
последней моде нынешнего века бровками, жандармские полковники с генеральскими
галунами, полное невнимание к специфике эпохи и историческим датам… Но зато героики — хоть отбавляй.
Возникает вопрос: за что же так не любят
российского зрителя, за что его так беззастенчиво кормят всей этой низкосортной
баландой? И почему всё нормальное кино отечественного производства на девяносто
процентов состоит из фильмов советского периода, которые всё-таки крутят по
экранам, не забывая, впрочем, прибавлять, что актёры играли на таком уровне
исключительно из страха перед партийными вождями? Почему хорошие фильмы и
телепередачи стали редкими жемчужными зернами в навозной куче?
Ответ прост. Экранное время при капитализме —
это, прежде всего, деньги. Это реклама майонеза и женских средств гигиены,
очень хорошо монтирующаяся с героическими фильмами о
войне. Это, как и в любом бизнесе, прежде всего, желание прибыли. А зритель
волен отплёвываться сколько ему угодно — главное, чтобы исправно потреблял
продукцию. С переходом на рыночные рельсы институт кинематографа утратил свои
воспитательные, развивающие функции, а ведь без этого настоящее кино как
таковое состояться не может.
Уже нет той строгой цензуры, которая была в
советское время. Хочешь – снимай сцены совокупления, хочешь – показывай горы
трупов. Нет и идеологического давления. То есть, если раньше героиня любимого
народом романа братьев Вайнеров Варя Синичкина
умирает, то при экранизации с самого верха даётся команда – ни в коем случае
этой сцены не ставить! С каким настроением гражданин пойдёт на работу после
подобного телефильма? И Варю “оставляют в живых”. А теперь можно смело ставить
фильмы в духе многосерийной “Родины”, где русский офицер спецназа предает всё и
вся: страну, убеждения, веру, становится шахидом и едва не подрывает себя в
Мавзолее. Чувства трудящихся обывателей уже никого не волнуют. Да и грозный дядя-гэбист с дубиной за
актерами больше не гоняется – играй, как тебя совесть (или ее отсутствие –
ред.) позволяет. Так что, вроде как, все условия для создания великого
российского кинематографа успешно сложились. За исключением самой малости:
желания и умения снимать качественные фильмы.
Оттого-то нынешняя политико-экономическая
система и не в силах подарить стране новых Эйзенштейнов, Орловых, Гайдаев и
Смоктуновских. Не вписываются они в систему рынка. Потому что в свое время
классик очень верно заметил, что служенье муз не терпит суеты, и прекрасное
обязательно должно быть величавым. А произведение искусства, испечённое
небрежно, наспех, как пирожки в дешёвой столовой, подаваемое своему зрителю с
пренебрежением и исключительно ради денег – давай-давай, лопай,
что дают! – быть таковым не способно по определению…
Саша Стриж
От
редакции. Хотелось бы, однако, добавить, что не только
и не стролько небрежность и спешка снижает качество и
значимость ныне создающихся российских фильмов (справедливости ради – актеры не
всегда заслуживают строгой критики автора), но, главное, отсутствие или
умаление неразрывной связи такого искусства с интересами и чаяниями общества,
его трудового народа.