Партизанская снегурочка

 

От редакции сайта РКСМ(б). Чрезвычайно радует отклик читателей нашего сайта на рубрику “Культура”. Благодаря этим откликам, рубрика становится шире. Раньше вы могли найти у нас на сайте анонсы к книгам, фильмам, музейным экспозициям и т. д., но сегодня мы публикуем новую и достаточно необычную вещь – анонс к мультфильму. Вместе с письмом-заметкой нашего читателя, потрудившегося написать свои впечатления об этой вещи (http://mults.info) и выслать нам. Многие советские мультфильмы по художественной силе не уступают хорошим фильмам. После их просмотра уже вряд ли кого-нибудь всерьез впечатлят байки о страшных “жидокомиссарах” и кровавых заградотрядах, только благодаря которым “ненавистная народу совковая власть” выиграла войну…

В детстве я этого мультфильма не видел. О нем мне гораздо позже, в канун Дня Победы, рассказал один знакомый: «В ту войну моя мать, еще девчонкой, была в партизанах.говорил он, — Не видел, чтобы она плакала над какими-нибудь фильмами о Великой Отечественной, даже самыми сильными и страшными. Над этим мультфильмом плачет всегда».

Посмотрели, найдя в интернете, и мы, всей семьей. Сильная вещь, ничего не скажешь. Нет слов и в самом этом мультфильме. То ли потому, что люди слов таких не придумали — полностью выразить всё горе, все страдания, все переживания детской души на той войне. А то ли потому, что слова тут лишние — без них всё ясно. Через движения, мимику, через мелкие, но потрясающие детали. К разрывам бомб и красному от крови снегу на экране мы, современные зрители, как-то привыкли, что ли. А тут – миска с двумя картошками, небольшими и кривоватыми, да уж какие остались — немцы же кормят только тех, кто на них работает. Или фигурки, пропадающие по одной с семейной фотографии: кто ушел на фронт, а кого уже и нет в живых. И лыжи, спрятанные в сугробе. Ведь они, как и многие другие вещи, «подлежали обязательной сдаче для нужд немецкой армии». Сохранились немецкие приказы, руководствуясь которыми, расстрелять или повесить могли не только за спрятанный приемник или пишущую машинку, но и за лыжи, за теплый тулуп… да много еще за что. Или вообще ни за что – поглядел человек не так или лицом не понравился…

И грохот вражеских машин, проходящих к далёкому пока фронту. И дикий хохот полицаев, пока еще полностью уверенных в своей власти над «недочеловеками».

А когда сломается лыжа – как тяжело бежать по проваливающемуся под ногами снегу, но надо спешить! И ненадежный лёд на реке, то ли ещё не замерзшей как следует, а то ли уже подтаивающей к весне – тяжёлая, опасная преграда на пути…

Все эти трудности и опасности преодолевает маленькая девочка, партизанская связная. Наверное, она сама не знает, что там, в донесении, которое спешит доставить. Не знать ничего лишнего – извечный принцип подпольной работы. Но и тут у девчушки находится минутка для заветной ребячьей мечты – хоть немножко побыть настоящей Снегурочкой. Дарить подарки, играть с лесными зверятами. Кружиться в танце вместе со снежинками. И обязательно в белой шубе и кокошнике, как в старой песне.

Этой народной колыбельной «Вьюга над полем всё метёт, метёт, белая Снегурка по полю идет»… и начинается, и кончается мультфильм. На ту же мелодию композитор фильма Антон Миха написал вариации для разных других эпизодов – то боевых, то тревожных, то тихо-грустных. В музыке это называется «лейтмотив».

А главный лейтмотив всего мультфильма — что мечта о радости, о добрых чудесах неистребима. В блокаде, в партизанских отрядах, в катакомбах. В нищете и бесправии оккупированных городов и деревень. Может быть, именно такая светлая мечта (а не только о хлебе, тепле, безопасности – хотя и это понять можно, в таких-то обстоятельствах) помогала жить и выжить, и не сойти с ума, и действовать, преодолевая слабость и страх. Крылатая мечта, поднимающая человека над корытом с баландой, над собственным шкурным интересом. Та самая, которую сегодня заменили нам на тележвачку, как заменили и всю Идею служения человека обществу на мелкие идейки главенства собственного кармана.

В. Смирнов

От редакции «М»: Фильм снят на студии «Киевнаучфилм» в 1981 году. Тогда – еще советскими кинематографистами на Советской Украине.