К вопросу о задачах молодежи сегодня

 

Советским ученым и пропагандистам приходилось думать и о том, как помочь трудовому народу за рубежом, в том числе и молодежи, в их борьбе за условия жизни без эксплуатации, за многие естественные тогда для нашей страны права людей, за прогрессивное социалистическое будущее в их странах.

Но уже скоро как три десятилетия наша страна сама попала в жернова капитализма. И теперь эти задачи встали перед трудящимися нашей страны, перед нашей молодежью.

Потому – несколько советов из книги П. Решетова 1985г. издания, «Идеологическая борьба и молодежь», думаем, будут очень кстати и нынешней молодежи. Анализируя ситуацию в западных странах, автор пишет:

Уровень, характер и содержание социальной активности молодежи позволяют сделать вывод о том, что в капиталистических странах значительная ее часть приближается к пониманию классовых целей борьбы, а это делает ее важным потенциальным союзником и резервом политической армии социалистической революции. Конечно, идеологический разрыв с ценностями буржуазного общества еще не означает перехода всей молодежи к научному мировоззрению. «...Переход от желания быть революционным и от разговоров (и резолюций) о революции к действительной революционной работе, — учит В.И. Ленин, — есть очень трудный, медленный, мучительный переход». Активизировать этот процесс могут только решительные действия самой молодежи и постоянная борьба коммунистов за идеологическую четкость ее позиций...

Задача соединения молодежного движения с борьбой рабочего класса и марксистско-ленинским учением ныне приобретает важное значение потому, что, несмотря на глубокие качественные изменения, происшедшие в движении /демократической/ молодежи, значительная часть его все еще находится в плену буржуазной и близко примыкающей к ней социал-реформистской идеологии. Среди молодежи широкое хождение имеют праворадикалистские взгляды, живы в ее среде и левацкие настроения — желание добиться наиболее быстрой победы... Опыт учит, что как правый, так и левый радикализм имеет склонность к распространению и вовлечению под свои лозунги новых и новых политически неопытных людей в периоды обострения классовой борьбы. В. И. Ленин в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» отмечал, что в такие моменты, как никогда, необходимо «пропагандировать, и организовать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо...».

Это особенно важно сейчас, так как среди молодых людей, даже активно участвующих в общественных движениях, немало тех, кто не может еще найти дорогу к рабочему классу и его партиям из-за неумения разобраться в сложностях классовой борьбы, из-за бытующих еще предрассудков в отношении коммунизма, навеянных буржуазной пропагандой.

Актуальность этой задачи вытекает также из того факта, что в настоящее время существенно изменился социальный состав молодежного антикапиталистического движения. Находящиеся в его рядах представители непролетарских слоев — выходцы из служащих, мелких торговцев, мелкой буржуазии — оказываются довольно восприимчивыми к идеологическим воззрениям, в которых обосновывается ложная концепция о возможности победы революционной борьбы без рабочего класса, без коммунистических партий. ...Подобные тезисы усиленно навязываются молодежи откровенно буржуазными идеологами.

Одни из них, имея в виду «левых» радикалов, убеждают молодежь в том, что именно они-то в наши дни и есть самые революционные борцы. Другие тщатся убедить молодежь, что прогресс общества вообще возможен лишь в результате внутреннего самоусовершенствования личности, не связанного с объективными факторами н общественно-политическими условиями.

Попытки идеологов буржуазии противопоставить рабочему классу и его партиям любые другие социальные движения — явление не новое. С того времени, как рабочее движение стало независимой политической силой, буржуазия не жалеет ни средств, ни сил для того, чтобы попытаться затормозить его развитие и подорвать его влияние на непролетарские слои. Буржуазия не может не испытывать страха перед рабочим классом и высшим актом его социального действия – революцией. Поэтому она клевещет на рабочий класс, искажает теорию и практику социалистического строительства, извращает марксистско-ленинское учение. Основным направлением в борьбе ее идеологов против пролетариата является полное отрицание объективной необходимости пролетарской революции и всемирно-исторической роли пролетариата.

Рабочий класс выступает творцом нового способа производства, новых отношений, исключающих неравенство между людьми... Присущее капитализму противоречие между общественным характером труда и частнокапиталистическим присвоением его результатов является одновременно и основным противоречием между рабочим классом и буржуазией.

Только устранив частнособственническое присвоение, можно ликвидировать это противоречие. Рабочий класс является главной производительной силой общества, он непосредственно связан с промышленным производством, где в первую очередь вызревают предпосылки, необходимые для замены капиталистических отношений социалистическими. Рабочие включены в коллективные формы трудовой деятельности, заняты кооперированным трудом, что сплачивает их в класс, спаянный общностью целей и задач.