К вопросу о задачах молодежи сегодня
Советским ученым и пропагандистам приходилось
думать и о том, как помочь трудовому народу за рубежом, в том числе и молодежи,
в их борьбе за условия жизни без эксплуатации, за многие естественные тогда для
нашей страны права людей, за прогрессивное социалистическое будущее в их
странах.
Но уже скоро как три десятилетия наша страна
сама попала в жернова капитализма. И теперь эти задачи встали перед трудящимися
нашей страны, перед нашей молодежью.
Потому – несколько советов из книги П.
Решетова 1985г. издания, «Идеологическая борьба и молодежь», думаем, будут
очень кстати и нынешней молодежи. Анализируя ситуацию в западных странах, автор
пишет:
Уровень, характер и содержание
социальной активности молодежи позволяют сделать вывод о том, что в
капиталистических странах значительная ее часть приближается к пониманию
классовых целей борьбы, а это делает ее важным потенциальным союзником и
резервом политической армии социалистической революции. Конечно, идеологический
разрыв с ценностями буржуазного общества еще не означает перехода всей молодежи
к научному мировоззрению. «...Переход от желания быть революционным и от
разговоров (и резолюций) о революции к действительной революционной работе, —
учит В.И. Ленин, — есть очень трудный, медленный, мучительный переход».
Активизировать этот процесс могут только решительные действия самой молодежи и
постоянная борьба коммунистов за идеологическую четкость ее позиций...
Задача соединения молодежного движения с
борьбой рабочего класса и марксистско-ленинским учением ныне приобретает важное значение потому, что, несмотря на глубокие
качественные изменения, происшедшие в движении /демократической/ молодежи,
значительная часть его все еще находится в плену буржуазной и близко
примыкающей к ней социал-реформистской идеологии. Среди молодежи широкое
хождение имеют праворадикалистские взгляды, живы в ее среде и левацкие
настроения — желание добиться наиболее быстрой победы... Опыт учит, что как
правый, так и левый радикализм имеет склонность к распространению и вовлечению
под свои лозунги новых и новых политически неопытных людей в периоды обострения
классовой борьбы. В. И. Ленин в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме»
отмечал, что в такие моменты, как никогда, необходимо «пропагандировать, и организовать,
и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо...».
Это особенно важно сейчас, так как среди
молодых людей, даже активно участвующих в общественных движениях, немало тех,
кто не может еще найти дорогу к рабочему классу и его партиям из-за неумения
разобраться в сложностях классовой борьбы, из-за бытующих еще предрассудков в
отношении коммунизма, навеянных буржуазной пропагандой.
Актуальность этой задачи вытекает также из
того факта, что в настоящее время существенно изменился социальный состав
молодежного антикапиталистического движения. Находящиеся в его рядах
представители непролетарских слоев — выходцы из служащих, мелких торговцев,
мелкой буржуазии — оказываются довольно восприимчивыми к идеологическим
воззрениям, в которых обосновывается ложная концепция о возможности победы
революционной борьбы без рабочего класса, без коммунистических партий.
...Подобные тезисы усиленно навязываются молодежи откровенно буржуазными
идеологами.
Одни из них, имея в виду «левых» радикалов,
убеждают молодежь в том, что именно они-то в наши дни и есть самые
революционные борцы. Другие тщатся убедить молодежь, что прогресс общества
вообще возможен лишь в результате внутреннего самоусовершенствования личности,
не связанного с объективными факторами н общественно-политическими условиями.
Попытки идеологов буржуазии противопоставить
рабочему классу и его партиям любые другие социальные движения — явление не
новое. С того времени, как рабочее движение стало независимой политической
силой, буржуазия не жалеет ни средств, ни сил для того, чтобы попытаться
затормозить его развитие и подорвать его влияние на непролетарские слои.
Буржуазия не может не испытывать страха перед рабочим классом и высшим актом
его социального действия – революцией. Поэтому она клевещет на рабочий класс,
искажает теорию и практику социалистического строительства, извращает
марксистско-ленинское учение. Основным направлением в борьбе ее идеологов
против пролетариата является полное отрицание объективной необходимости
пролетарской революции и всемирно-исторической роли пролетариата.
Рабочий класс выступает творцом нового
способа производства, новых отношений, исключающих неравенство между людьми...
Присущее капитализму противоречие между общественным характером труда и
частнокапиталистическим присвоением его результатов является одновременно и
основным противоречием между рабочим классом и буржуазией.
Только устранив частнособственническое
присвоение, можно ликвидировать это противоречие. Рабочий класс является
главной производительной силой общества, он непосредственно связан с
промышленным производством, где в первую очередь вызревают предпосылки,
необходимые для замены капиталистических отношений социалистическими. Рабочие
включены в коллективные формы трудовой деятельности, заняты кооперированным
трудом, что сплачивает их в класс, спаянный общностью целей и задач.