Куда исчезли
романтики?
Ленинград
в шестидесятых-семидесятых годах поражал гостей города своей особой культурой и
воспитанностью людей. Да и в целом в СССР возникла особая прослойка
интеллигенции – носителей нравственных идеалов и высоких моральных принципов.
На всю жизнь я запомнил учителя физики, хотя Эрнест Николаевич провёл всего
несколько уроков. Такие высокообразованные и культурные люди попадались в то
время не только в замечательном фильме «Доживём до понедельника» с артистом
Вячеславом Тихоновым в главной роли. Будучи подростком, я ими восхищался и
хотел быть похожим на них.
Люди
поверили в мечту, в светлое будущее. Появились прекрасные творческие шедевры. В
1961 году был снят знаковый для того времени фильм «Алые паруса» по мотивам
повести Александра Грина. В роли Ассоль снялась
талантливейшая актриса Анастасия Вертинская, до красоты и обаяния которой
далеко самым модным артисткам Голливуда. Получился прекрасный искренний фильм о
любви и мечте. В противовес Советской культуре, которая несла нравственность,
разделяла понятия добра и зла, на западе стала развиваться поп-культура. Она
пропагандировала наслаждения от жизни и внешней кричащей красоты. Синонимом
такого подхода стал культовый в 70-80-х годах эротический фильм «Эммануэль».
Красивые пляжи и отели, шикарные машины, загорелые обнажённые тела. О морали,
высоких чувствах и любви говорить не приходится. Герои фильма стремятся
получить исключительно физическое наслаждение от сексуальных контактов с
различными партнёрами.
Вначале
эротические фильмы просматривали меломаны в своих квартирах по
видеомагнитофонам. Однако скоро
неприхотливые сюжеты, но в красивой упаковке, получили всё большее
распространение. Могу однозначно сказать, советские интеллектуалы-романтики
60-70-х годов потерпели поражение от поп-культуры
запада. Посмотрите сегодняшние фильмы – это попытка копирования Голливуда, а
копия всегда хуже оригинала. Сравните два фильма по роману Шолохова «Тихий Дон»
Герасимова и Бондарчука. Первому фильму зрители верят, второй просто красивая
игра с морально неустойчивыми артистами. В общем, красивая упаковка победила
внутреннее содержание. На смену интеллектуамромантикам
пришли люди, исключительно прагматичные во всех сферах деятельности. Хорошо это
или плохо?
Григорий
Атаянц,
Гайдпарк, 16 октября