Куда исчезли романтики?

 

Ленинград в шестидесятых-семидесятых годах поражал гостей города своей особой культурой и воспитанностью людей. Да и в целом в СССР возникла особая прослойка интеллигенции – носителей нравственных идеалов и высоких моральных принципов. На всю жизнь я запомнил учителя физики, хотя Эрнест Николаевич провёл всего несколько уроков. Такие высокообразованные и культурные люди попадались в то время не только в замечательном фильме «Доживём до понедельника» с артистом Вячеславом Тихоновым в главной роли. Будучи подростком, я ими восхищался и хотел быть похожим на них.

Люди поверили в мечту, в светлое будущее. Появились прекрасные творческие шедевры. В 1961 году был снят знаковый для того времени фильм «Алые паруса» по мотивам повести Александра Грина. В роли Ассоль снялась талантливейшая актриса Анастасия Вертинская, до красоты и обаяния которой далеко самым модным артисткам Голливуда. Получился прекрасный искренний фильм о любви и мечте. В противовес Советской культуре, которая несла нравственность, разделяла понятия добра и зла, на западе стала развиваться поп-культура. Она пропагандировала наслаждения от жизни и внешней кричащей красоты. Синонимом такого подхода стал культовый в 70-80-х годах эротический фильм «Эммануэль». Красивые пляжи и отели, шикарные машины, загорелые обнажённые тела. О морали, высоких чувствах и любви говорить не приходится. Герои фильма стремятся получить исключительно физическое наслаждение от сексуальных контактов с различными партнёрами.

 Вначале эротические фильмы просматривали меломаны в своих квартирах по видеомагнитофонам. Однако  скоро неприхотливые сюжеты, но в красивой упаковке, получили всё большее распространение. Могу однозначно сказать, советские интеллектуалы-романтики 60-70-х годов потерпели поражение от поп-культуры запада. Посмотрите сегодняшние фильмы – это попытка копирования Голливуда, а копия всегда хуже оригинала. Сравните два фильма по роману Шолохова «Тихий Дон» Герасимова и Бондарчука. Первому фильму зрители верят, второй просто красивая игра с морально неустойчивыми артистами. В общем, красивая упаковка победила внутреннее содержание. На смену интеллектуамромантикам пришли люди, исключительно прагматичные во всех сферах деятельности. Хорошо это или плохо?

Григорий Атаянц,

Гайдпарк, 16 октября