Будущее,
которого нельзя допустить
Доклад на фестивале
гуманистической, левой и патриотической фантастики «Красная звезда»
Вспоминая первый «Краснозвездный мост»,
материалы которого я видел в Интернете и прессе, хочется продолжить разговор о
ближайшем и далеком будущем человечества.
Вот, роман А.Дмитрука «Смертеплаватели»
рисует картину, безусловно, светлого будущего человечества. В нем, конечно,
есть и то, с чем можно поспорить. Но эти моменты, что называется, вторичны, и
не отменяют веры автора в высокое, в прогресс
человечества. В свое время вульгарный марксизм привил очень многим
благодушно-равнодушный взгляд на будущее, т.к. горе-«теоретики»
провозглашали неизбежность светлого будущего, которое якобы должно
настать автоматически, по «объективным законам», без усилий современников.
Что наступает на самом деле, когда массы
тонут в болоте равнодушия, мы хорошо видим в реальности. Ну, а в фантастике
мрачные картины до поры до времени читателю рисовали авторы из
капиталистического мира.
Коммерческая
фантастика тоже может быть нам интересна. Более того, ниже речь как раз и
пойдет об оной.
С
1995 года издательство «Армада» (Москва) издавало книги серии «BATTLETECH»
(«Боевые роботы») – произведения разных авторов и поджанров,
объединенные одной вселенной. Вообще, «Боевые роботы» – широкий коммерческий
проект, включающий в себя, кроме книг, компьютерные и настольные игры, кино и
анимационный продукт.
Я
в свое время прочел около 20 книг серии. Сами по себе большинство романов
достаточно добротные, причем интересно некоторое разнообразие поджанров. Тут и чистые фантастические боевики, многие с
претензией на глубокие размышления (книги Роберта Торстона
и Уильяма Кейта), и закрученные политические
детективы Майкла А. Стакпола… И многие из этих книг я
бы и сейчас не прочь поставить в свою библиотеку.
Вот только по самой вселенной «BATTLETECH»
есть вопросы.
На дворе у них XXXI век. Только экономически
и технически человечество застряло практически на уровне ХХ века, а политически
деградировало еще дальше. Освоенный человечеством космос поделен между пятью
феодальными Домами. Общество либо мягко, либо жестко поделено на касты, где
выше всего стоят военные – пилоты боевых роботов. Мир кланов заставляет же и
вовсе вспомнить фашизм! (Кланы – объединения потомков
бежавших из освоенного человечеством космоса от разразившейся тотальной
гражданской войны. Возглавившие исход военные основали на новом месте
очень жесткое общество, которым правит каста воинов. Главная цель кланов –
вернуться назад и навести порядок во Внутренней сфере. Т.е.
на главных заселенных человеком планетах).
Впрочем, везде в этом XXXI веке цена человеческой жизни –
копейка в базарный день! Всюду, на 1000 световых лет от земли, царствует грязь,
кровь и смерть! И уж очень сильно такая фантастика перекликается с теперешней
реальностью.
Конечно, это не первые книги, где мир погружается во
тьму. Во второй трети ХХ в. на Западе процветал жанр «звездной оперы», где
принцы, короли, императоры галактик, вместе с прочими герцогами и баронами,
между балами и пирами походя уничтожали космические
флоты и планеты, вместе с их обитателями, а потом снова отплясывали с
«прекрасными» принцессами.
Ну ладно, там, за бугром, и такое хавали.
Но самое удивительное и мерзкое, что даже когда на Западе подобное чтиво давно
отрыгнули (слишком примитивное на фоне реальных достижений человечества), у
нас, при Горби, его, наоборот, скушали на ура! Опять
же, мое мнение, это лишний раз доказывает деградацию позднесоветского
общества, обернувшегося стадом мелкобуржуазных свиней, т.к. только оные предпочтут
миру Великой Литературы каких-нибудь Берроуза и Гамильтона.
А вот «лорды-наследники» и ханы в мире «боевых роботов»
как раз научны! И в реальности мы видим, что если человечество не преодолевает
отжившую социально-экономическую систему, то оно катится назад. Сначала само по
себе, т.е. разлагаются сами люди, а после и имеющаяся система рушится на
несколько ступеней назад.
Возможно, что очень многие читатели фантастики, хоть и
смутно, но поняли это и отвернулись от такого будущего и от такой космической
фантастики в сторону фэнтези.
А.Герасимов,
бывший политзаключенный