«Астап Блендер», «щетаца», «рыца», «врочи», «нез наю»

Несомненный результат реформы образования

 

2009 год был первым годом полномасштабного применения такого выдающегося плода реформы образования, как «единый государственный экзамен» (ЕГЭ). Результат не замедлил сказаться…

 Диктант, проведенный в октябре среди первокурсников факультета журналистики МГУ, попавших на студенческую скамью с высокими баллами ЕГЭ по русскому языку, показал, что бывшие выпускники школ практически не владеют письменной речью. Об этом рассказала доцент МГУ Анастасия Николаева в статье, опубликованной в издании «Частный корреспондент». Грамотность отличников по ЕГЭ повергла в шок преподавателей факультета. Сотрудники МГУ с трудом расшифровали в диктантах слова типа «софетских» (советских), «щетаца» (считаться).

Диктант (небольшой отрывок из книги «Журналисты ХХ века: люди и судьбы») написали все студенты дневного отделения первого курса. Как отметила А. Николаева, «до этого практики такой – давать общий диктант всему курсу уже в октябре – на факультете не было». Как правило, в начале учебного года каждый преподаватель предлагал своей группе на семинарском занятии какой-нибудь диктант с целью определения общего уровня орфографической компетентности студентов. Считается, что первокурсники уже овладели орфографическим минимумом в школе. Но, как показывает многолетняя практика, всегда есть в группе люди, которым необходимо подтянуться. Поэтому-то и пишут студенты в сентябре диктант, и те, кто не справились с заданием, какое-то время посещают факультатив по орфографии.

Но в этом году результаты первого диктанта озадачили преподавателей кафедры стилистики русского языка факультета журналистики. «Мы пришли к неутешительному выводу: студенты не просто забыли какие-то орфограммы, а вообще практически не владеют письменной речью, не имеют никакого представления о многих прецедентных именах и явлениях», – пишет Анастасия Николаева. Так, например, Остапа Бендера студенты превратили в Астапа Блендера.

По словам автора преподавателя МГУ, она ведет занятия в 101-й и 102-й группах газетного отделения, это традиционно сильные группы, туда отбирают лучших абитуриентов. Но и это не спасло ее от лицезрения таких словесных монстров, как поциэнт (пациент), рыца (рыться), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр и т.д.

Николаева пишет, что преподает на факультете 20 лет. И никогда ни она, ни ее коллеги «не сталкивались с таким потрясающим феноменом, как абсолютное игнорирование большинством студентов элементарных правил воспроизведения слова на письме», – отметила преподаватель.

Причиной этого, по ее мнению, является «целый комплекс проблем». И прежде всего – бездумное натаскивание старшеклассников по тестам ЕГЭ. Вставлять буковки в напечатанный текст, отмечать галочками правильный ответ – эти навыки далеки от практики собственно письма, воспроизведения текста, уверена Николаева.

Вот таковы они – результаты реформы образования…