ПРОТИВ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

(окончание)

 

В двух предыдущих номерах "Революции" было проведено разоблачение правительственных планов "реформы образования". В ответ нас могут спросить: "если вы, коммунисты, критикуете планы правительства, то что же вы сами предлагаете? Обычно отвечают: "увеличить финансирование образования", "поднять авторитет учителя", "сохранить лучшее в мире образование". Это все правильно, но надо поставить вопрос шире и посмотреть, какие же действительно коррективы нужно внести в систему образования, чтобы привести ее в соответствие с требованиями прогресса.

Во-первых. Еще в советское время ставилась цель: добиться того, чтобы каждый человек получил высшее образование (условно говоря, чтобы каждый рабочий был одновременно изобретателем и т.п.). Но при этом некоторые элементы высшего образования (например, высшая математика) - все равно одинаковы во всех вузах - так давайте поэтому просто введем их в школьную программу. А для освоения узких специализированных дисциплин надо широко развить систему самообразования, чтобы человек пополнял свои знания всю жизнь без отрыва от производства (об этом, кстати, говорит и Программа РКРП-РПК).

Во-вторых. Стандарт образования, конечно, нужен. Но не такой ублюдочный, как предлагает правительство. Пример школьной программы, отвечающей интересам современности, может быть следующий: с 1 по 3 класс - сохранить нынешнюю программу, с 4 по 10 класс - необходимо давать не "узкоспециальное", а систематизированное образование по всем дисциплинам - и физико-техническим, и естественным, и гуманитарным, и историко-политическим, не подвергая ущербу ни одно из этих направлений- потому что, как известно, в 21 веке человек не может иметь только одну профессию на всю жизнь, вероятно, придется менять профессию несколько раз. Весь же 11-й класс посвятить производственной практике, результаты которой оценивать как один из экзаменов. Чтобы к моменту получения аттестата человек имел не только знания и опыт работы, но и уже какие-то достижения в выбранном им деле. Для этого необходимо создать сеть комплексов, объединяющих в себе функции ВУЗов, НИИ и производственных предприятий.

И наконец. Как известно, процесс образования состоит из двух частей - обучение и воспитание. Воспитание как процесс творческий должен быть в как можно более широком объеме передан в руки общественности. В обучении же много непроизводительных элементов (когда, например, в течение дня учитель должен повторять один и тот же материал нескольким параллельным классам) - и все эти непроизводительные моменты могут и должны быть автоматизированы. Чтобы педагогическая работа носила творческий характер.

Таковы требования прогресса. Кажется, что они не находятся ни в какой связи с политикой. На самом же деле, согласитесь, все вышеописанное возможно будет лишь при коммунистической организации общества. Поэтому альтернатива только одна - либо коммунизм, либо одичание. Такова позиция коммунистов в вопросе о реформе образования.

А.Буслаев