ПРОТИВ РЕФОРМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
(окончание)
В двух предыдущих номерах "Революции" было проведено
разоблачение правительственных планов "реформы образования". В ответ
нас могут спросить: "если вы, коммунисты, критикуете планы правительства, то что же вы сами предлагаете? Обычно отвечают:
"увеличить финансирование образования", "поднять авторитет
учителя", "сохранить лучшее в мире образование". Это все
правильно, но надо поставить вопрос шире и посмотреть, какие
же действительно коррективы нужно внести в систему образования, чтобы привести
ее в соответствие с требованиями прогресса.
Во-первых. Еще в советское время ставилась цель: добиться того, чтобы
каждый человек получил высшее образование (условно говоря, чтобы каждый рабочий
был одновременно изобретателем и т.п.). Но при этом некоторые элементы высшего
образования (например, высшая математика) - все равно одинаковы во всех вузах -
так давайте поэтому просто введем их в школьную
программу. А для освоения узких специализированных дисциплин надо широко
развить систему самообразования, чтобы человек пополнял свои знания всю жизнь
без отрыва от производства (об этом, кстати, говорит и Программа РКРП-РПК).
Во-вторых. Стандарт образования, конечно, нужен. Но не такой ублюдочный, как предлагает
правительство. Пример школьной программы, отвечающей интересам современности,
может быть следующий: с 1 по 3 класс - сохранить нынешнюю программу, с 4 по 10
класс - необходимо давать не "узкоспециальное", а систематизированное
образование по всем дисциплинам - и физико-техническим, и естественным, и
гуманитарным, и историко-политическим, не подвергая ущербу ни одно из этих
направлений- потому что, как известно, в 21 веке
человек не может иметь только одну профессию на всю жизнь, вероятно, придется
менять профессию несколько раз. Весь же 11-й класс посвятить производственной
практике, результаты которой оценивать как один из экзаменов. Чтобы к моменту
получения аттестата человек имел не только знания и опыт работы, но и уже
какие-то достижения в выбранном им деле. Для этого необходимо создать сеть
комплексов, объединяющих в себе функции ВУЗов, НИИ и производственных
предприятий.
И наконец. Как известно, процесс образования состоит из двух частей -
обучение и воспитание. Воспитание как процесс творческий должен быть в как
можно более широком объеме передан в руки общественности. В обучении же много
непроизводительных элементов (когда, например, в течение дня учитель должен
повторять один и тот же материал нескольким параллельным классам) - и все эти
непроизводительные моменты могут и должны быть автоматизированы. Чтобы педагогическая
работа носила творческий характер.
Таковы требования прогресса. Кажется, что они не находятся ни в какой
связи с политикой. На самом же деле, согласитесь, все вышеописанное возможно
будет лишь при коммунистической организации общества. Поэтому альтернатива
только одна - либо коммунизм, либо одичание. Такова позиция коммунистов в
вопросе о реформе образования.
А.Буслаев