18 марта начинается суд по делу политузниц-комсомолок

 

Засудят ли комсомолок?

 

Более 2-х лет назад ФСБ арестовало Надежду Ракс, Ларису Романову и Татьяну Соколову, членов РКСМ(б). Первые две до сих пор томятся в тюрьме. Соколову выпустили 31 июля прошлого года под подписку о невыезде. За это время следствием были пущены в ход испытанные приемы: шантаж, угрозы, психическое и физическое насилие. В июле 2000 г. сотрудники СИЗО №77/6 госквы избивают Ларису Романову, содержащуюся в тюрьме с дочкой полутора лет, а в августе 2001 г. - Надежду Ракс. Но молодые узницы режима не были сломлены, на самооговор и предательство не пошли.

Тем не менее ищейки ФСБ состряпали дело и 22 февраля передали через прокуратуру в Мосгорсуд. Точнее сказать - успели передать до 23 февраля. Запоздай они хотя бы на день - пришлось бы отпускать Н.Ракс на свободу, так как 22 февраля истекал максимальный 2-х годичный срок содержания обвиняемого (-мой) под стражей при нахождении дела в органах следствия или в прокуратуре. Но следователь Андреев Д.А. в самом начале общения с Ракс заявил ей, что свободы  до суда тебе не видать, раз не хочешь помогать следствию. И обещание сдержал. Ради этого пошел на грубейшее нарушение процессуального закона. Взял и лишил Н.Ракс, а заодно и Л.Романову возможности изучить все материалы состряпанного дела. Не предъявил им для ознакомления ни одно вещественное доказательство, не дал послушать ни одну аудиокассету, просмотреть ни одну видеозапись!

На этом правовой беспредел в отношении политузниц-комсомолок не закончился. Их фактически лишили возможности беспрепятственно общаться с защитниками. 26 февраля, когда адвокат Л.Романовой и я попытались пройти к своим подзащитным, нас не пустили. Зам. начальника СИЗО 77/6 Клименко Д.В. требовал от нас разрешения на свидание от судьи. Требовал, несмотря на предоставление ему копии постановления Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001 г. Конституционный суд четко заявил, что желание адвоката (защитника) встретиться с подзащитной не может ставиться "в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело". В конечном счете, нас не пропустили на встречу с подзащитными. Как видим, администрация СИЗО спокойно наплевала на мнение Конституционного Суда.

Выход на судью привел к тому, что та пошла по пути выдачи разового разрешения на свидание с подзащитной. Выдала одно и ... заболела. В результате в самый ответственный момент Н.Ракс и ее защитники были лишены возможности готовиться к суду, совместно вырабатывать линию защиты.

Первое заседание в Мосгорсуде во многом прояснит ситуацию и, не исключено, даст ответ на вопрос, продолжит ли суд линию произвола в деле комсомолок или поостережется. В любом случае политузницы не собираются признавать себя преступницами. Они готовы доказать, что преступный режим фактически чинит над ними расправу за жесткую борьбу против бесчеловечного строя.

 

А.В.Крючков,

защитник Н.Ракс