Нападение ОМОНа на красную молодежь

 

14-15 сентября проходили мероприятия объединившихся молодежных организаций СКМ РФ, НБП, АКМ и РКСМ(б) под названием "Антикапитализм-2002". На поданные заявки маршировать и митинговать в подмосковных Королеве и Щелково власти ответили запретом шествий и перенесли митинги в неудобные места, на "собачьи площадки". Съехавшаяся из многих городов комса (юноши и девушки, в основном 17-20 лет), однако, сумела-таки промаршировать по тротуарам, и на организованную и дисциплинированную колонну в несколько сотен человек милиция нападать на этот раз не стала. Тем более, как выяснилось, провокации и побоище готовилось "органами" на завтра…

…15 сентября тактика "органов" до боли напомнила 1 мая и блокаду Дома Советов в сентябре-октябре 1993 года. Явившиеся на митинг (400-600 человек) обнаружили до 500 "сотрудников" (некоторые милиционеры утверждали, что часть особо экипированных на самом деле из ФСБ), отсекших митинг от памятника великому поэту революции Маяковскому - чтобы не оказал помощи "красным", надо полагать… Митингующих загнали внутрь  небольшого прямоугольника, ограниченного железными ограждениями и густой цепью милиционеров с "демократизаторами" и щитами. Демонстративное устрашение очень напомнило 1 мая 1993 года, когда огромную праздничную толпу также со всех сторон окружили  головорезы в касках, со щитами и собаками и оставили один выход - идти по Ленинскому проспекту от центра, где их и ждала засада у площади Гагарина. Тогда в спровоцированных столкновениях один человек погиб, сотни были ранены. Дружинники оппозиции изловили тогда нескольких провокаторов в штатском с документами сотрудников и курсантов Академии МВД, первыми начавших драки с милицией…

…15 сентября 2002 года все тоже началось с провокаций. Выстроившиеся в стройную колонну юные "нацболы", как и ожидали "милицаи", среагировали на вызывающее оцепление, как красная тряпка на быка, и затеяли перебранку и несерьезные сперва тычки с шеренгой милиционеров, отсекавшей митинг от улицы Горького. В этот момент кто-то бросил в первые ряды нацболов петарду, взорвавшуюся с оглушительным хлопком (как утверждали вечером того же дня свидетели, стоявшие у 10 московского отделения милиции, чтобы узнать хоть что-либо о схваченных ребятах, в том числе корреспондентка "Коммерсанта", петарды были брошены со стороны милиции). Все замерли и отшатнулись. Однако драки не началось. Тогда последовал еще более громкий взрыв - и "в испуге" колонна нацболов откатилась на 10-15 шагов от оцепления на улице Горького к противоположной стороне прямоугольника, отсекавшей митинг от  эстакады, ведущей к Садовому кольцу. И, неожиданно продолжив движение как бы по инерции, "испуганная" колонна легко смяла и прорвала здесь оцепление (на самом деле "милицаи" как по команде фактически расступились)  и устремилась вниз к Садовому кольцу. В образовавшийся прорыв втянулось следом значительная часть пришедших на митинг членов АКМ и несколько членов СКМ. Остальные не успели никак прореагировать, и брешь в оцеплении захлопнулась - здесь стали уже не просто "милицаи", а двойной ряд ощетинившегося ОМОНа. Прорвавшаяся колонна бегом побежала на Садовое кольцо, вслед ей устремились то ли омоновцы в "новой" экипировке (на головах - черные шлемы, похожие на шлемы летчиков и космонавтов), то ли спецназ ФСБ. Оказалось, что в ближайшем переулке, выходящем на Садовое, ребят, как и демонстрантов 1 мая 1993 года, уже ждала засада… Их блокировали, зверски избили, покидали в автобусы и увезли. Смог ли кто из этой колонны вырваться, какие юношам и девушкам были нанесены травмы - сейчас я пока не знаю.

Митинг оказался сорванным, речи с трибуны на некоторое время прекратились. Оставшиеся - из "радикалов" - члены РКСМ(б) принялись скандировать "Революция! Революция!". На красных флагах у них - портреты Че Гевары, на лицах - "для красоты" - повязки с черно-красной символикой РКСМ(б). Их колоритное каре вызвало ажиотаж у журналистов, их беспрерывно фотографировали и снимали на видео, что вызвало прямо-таки скрежет зубовный у стоявших в пяти метрах от них в оцеплении карателей-"космонавтов". Речи представителей СКМ возобновились только через 40-50 минут. Пришедший с большим опозданием один из лидеров РКСМ(б) выступил с призывом соблюдать порядок и "доказать буржуям, что мы можем быть организованными и управлять лучше их".

Тем временем "космонавты" начали хватать по одному и избивать некоторых участников митинга, почему-либо вышедших за ограждение и оцепление.

Я сам видел, как трое "космонавтов" схватили юношу из РКСМ(б), которого перед этим все время просили позировать фотокорреспонденты - уж очень он был юн (16-17 лет), красив и вообще чем-то напоминал Павку Корчагина… Двое "космонавтов" без всякого предупреждения вдруг заломили парнишке руки, третий отработанным движением одной рукой схватил за горло и стал выворачивать шею, а другой рукой грубо зажал рот. Почти отключившегося паренька они бегом проволокли мимо растерявшейся толпы и закинули в автобус. Люди, находившиеся у входа в метро, кинулись было к этому автобусу, но получили жесткий отпор от озверевших уже "космонавтов". Два автобуса тут же быстро уехали, там мы увидели еще двух или трех схваченных ребят. Всем стало ясно, что "милицаи" ждут окончания митинга, и на выходе многих схватят и изобьют. Собравшиеся уже было уходить "старики", наблюдавшие происходящее "со стороны", почти все остались, надеясь, что их присутствие остановит озверевших "космонавтов".

Активистка Движения "В защиту Детства" Е.С., 14-00: "Только что здесь, у выхода из метро четверо в шлемах без видимой причины окружили паренька, потребовали открыть сумку. Увидев там сложенный кусок кумача - то ли флаг, то ли транспарант, - без разговоров заломили руки и утащили в автобус… Перед этим тоже трое в шлемах схватили мирно проходившего мимо них юношу - только за то, что в руках у него был красный флаг НБП…"

В.Я., Левый Информцентр: "Берут в "униформе". Только что здесь, у метро, у трех ребят потребовали расстегнуть куртки, и, увидев одинаковые майки с надписью СКМ РФ - взяли".

Я как представитель прессы, вместе с корреспонденткой газеты "Серп и молот", обратился к одному из руководителей операции, стоявшему неподалеку полковнику в милицейской форме. Он и его начальник в штатском твердо заявили, что, да, берут и будут брать, но только тех, кого заметили как участника драки с милицией в самом начале митинга. Несколькими минутами позже полковник "конфиденциально" сообщил мне, что "мы ведем их группы" со вчерашнего дня из-за пределов Москвы" и сюда "понаехали" чуть ли не бандиты из Мытищ и других мест. Видимо, он ожидал, что с упоминанием Мытищ и других населенных пунктов Подмосковья я должен был представить нашествие что-то вроде сразу нескольких солнцевских преступных группировок. Я же понял так, что присутствие на митинге не москвича сразу делает экстремистами и его, и того, кто его пригласил, и всех их, заранее выслеженных, будут брать. Наши увещевания милицейских офицеров ни к чему не вели… Один полковник, беседуя с нами в вестибюле метро и  доказывая нам "ужасную злонамеренность" комсы, сообщил, что у задержанных изъяты пластиковые бутылки… с пивом. Потом в сообщениях СМИ это пиво превратилось в… бутылки с зажигательной смесью…

Митинг окончился, но его участники выходить из "клетки" опасались. Организаторы митинга из СКМ РФ, договорившись с милицией, минуя "космонавтов" вывели основную часть своих людей не через "главный проход", а через специально сделанный им проход в другом месте "клетки". Осталась относительно небольшая группа РКСМ(б) и других вместе со "стариками". Старшие товарищи сцепились руками с молодежью и двинулись к узкому проходу из ограждения, у которого немедленно "космонавты", оттеснив народ и "простых" милиционеров, образовали узкий коридор. Как только в него вступили первые комсомольцы, "космонавты" набросились на них, разрывая сцепленные руки, расшвыривая "стариков", заламывая руки и головы комсе. "Стариков" не брали. В толпе громко закричали и принялись скандировать "Позор!", "Фашисты!", ""Космонавтов" - в Чечню!".   "Космонавты" реагировали довольно нервно, было видно, что они сильно чем-то накачены, и старшие офицеры с трудом сдерживают их от расправы над всеми присутствующими, включая "простых" милиционеров, не оказывавшим "космонавтам" никакой помощи. Еще более жестоким образом было схвачено несколько ребят, пытавшимся вырваться из оцепления не через проход, в других местах. Нескольким удалось все же вырваться. Всех избитых юношей и девушек покидали в автобусы и увезли.

Как я понял, старались выхватывать заранее намеченные жертвы. По-видимому, это а) те, кого они заметили участвовавшими в стычке в самом начале митинга, б) те, кого они выслеживали накануне - как бы организаторов приезда молодежи на митинг из других городов и Подмосковья,  в) по возможности, самих приезжих, которых они сумели вычислить, и г) одетых в подобие "вызывающей" униформы с коммунистической символикой (в одинаковых майках, надевавших повязки на лицо и т.д.). Некоторым, повторяю, удалось вырваться, и наоборот, оказались схваченными и те, которых просто "космонавты" не сумели быстро отцепить от товарищей.

Многие "старики" и несколько уцелевших "комсят" отправились по близлежащим отделениям милиции разыскивать и выяснять судьбу задержанных. К позднему вечеру выяснилось, что всего было схвачено 92 или чуть больше ребят.  Есть несколько сильно пострадавших.

У 10-го отделения милиции (Тверская, 25), где сидело до 40 комсомольцев, ко мне обратились с расспросами две молодые нацболки. Они искали подругу - Макееву Юлию Николаевну, 1985 г.р., тоже из Брянска (мне они показали ее паспорт). Последний раз они ее видели, по их рассказу, когда при выходе из оцепления, на нее набросилось трое-или четверо "космонавтов", повалили и начали избивать ногами, а затем уволокли. Особое беспокойство у девочек вызывало то, что Юлия сейчас беременна… Была ли она в 10-м отделении в этот момент - выяснить не удалось,  там справки давать отказывались… Мы отправились дальше искать "своих" пацанов - из РКСМ(б).

Еще эпизод. Когда мы вышли из помещения ОВД Тверское, следом за нами вышло несколько сотрудников в штатском. В одном из них, единственном молоденьком пареньке, наша комсомолка Л. узнала молодого человека, который непосредственно перед началом стычек с милицией подошел к группе членов РКСМ(б) и сказал, что хочет вступить в организацию…

Привожу выдержку из репортажа Левого информцентра:

"Оставшиеся на свободе товарищи обнаружили в ночь с 15 на 16 сентября в различных отделениях милиции 138 человек, но, возможно, это не полное число, т.к. некоторые содержатся очень небольшими группами (например, в одном из отделений УВД метрополитена содержалось 3 человека). Официально число задержанных в СМИ вечером 15 сентября называлось 92 человека, утром 16 сентября те же СМИ называли 97. Среди задержанных: более 40 членов НБП, более 40 - РКСМ(б) (участники акции из числа РКСМ(б)  были задержаны почти в полном составе, в т.ч. руководители Московской, Ленинградской, Новгородской, Нижегородской, Тверской организаций), более 20 - СКМ РФ, число задержанных членов АКМ неизвестно.

16 и 17 сентября большинство задержанных предстали перед судом (их дела рассматривали в Краснопресненском и Тверском межмуниципальных районных судах г.Москвы), большинство из них приговорены к штрафам в 500 рублей, однако они намерены не платить, а подавать встречные иски. Часть задержанных отпущены в связи с "недоказанностью вины" (неявкой свидетелей-ОМОНовцев), не приговорены к штрафам также задержанные из числа несовершеннолетних. Против 4 человек возбуждены уголовные дела: А.В.Голубович (член НБП из г.Магнитогорска) и Е.В.Николаев (член НБП из Кишинева) обвиняются в сопротивлении работникам милиции. Суд определил им предварительное заключение на 2 месяца. Они оба зверски избиты. На заседании суда Николаев продемонстрировал, что у него вся спина синяя. Оба они вину не признают, были задержаны в метро после окончания митинга. С.Мазилов (член НБП из г.Рыбинска Ярославской обл.) обвиняется в связи с тем, что у него в рюкзаке был обнаружен "кокрейль Молотова". От ударов по голове он оглох и частично потерял зрение. По словам защиты, рюкзак ему был подброшен, а на видеопленке, где зафиксировано, как он уже после задержания вынимает из рюкзака бутылки, видно, что в этот момент он находился в невменяемом состоянии. В.В.Лунев (член АКМ из г.Павловский Посад Московской обл.) обвиняется в том, что у него обнаружена селитра - в суд его не привезли, объявив психически ненормальным. Были попытки возбудить уголовные дела против и.о. лидера НБП А.Тишина и командира московского АКМ М.Донченко, обвинив в организации массовых беспорядков, но суд признал их невиновность.

Большинство задержанных были зверски избиты. В одном из автобусов, в которых транспортировали задержанных, ОМОНовцы прыгали по лежащим на полу молодым людям ногами в кованных ботинках. У В.Ю.Василетовой 17 лет (НБП) сломано ребро, еще 1 член НБП госпитализирован, 17 сентября ему была сделана операция в связи с внуренными кровотечениями, опасными для жизни. Есть фотографии, как милицейский полковник бьет палкой лежащего парня, которого держат работники милиции. 3 свидетеля готовы опознать человека, бросившего дымовую шашку во время прорыва - по их словам, этот человек не из числа митингующих, не известен среди активистов оппозиции, он был в штатском, но в форменных милицейских брюках".

События 15 сентября в очень важном схожи с событиями 1 мая 1993 года. Как тогда дружина оппозиции всего лишь была "не прочь" помериться силой с милицией Лужкова, но не планировали атаки, а в итоге даже ушла было от столкновения - так и в этот раз "нацболы" хотели показать "удаль молодецкую", но до провокации все же драки не начинали. И как тогда лужковское МВД решило непременно дать бой "красным", пустить кровь в преддверии осеннего госпереворота, а для этого прибегнуть к провокациям, так и сейчас спецслужбы, очевидно, заранее решили вызвать "нацболов" и других на столкновения и примерно наказать, запугать красную молодежь, все активнее и радикальнее выступающую против капитализации страны.

А.А.Соловьев