Как сейчас преподают философию

 

Когда говорят об удручающем состоянии российского образования, обычно упоминают катастрофически низкое финансирование, низкую зарплату преподавателей. Но есть другая не менее важная причина, по которой наша наука и образование не смогут выбраться из кризиса, даже если вкачать в них миллиарды рублей.

Посмотрим, в качестве примера, во что превратилось преподавание философии в наших учебных заведениях. Представьте, что вы пришли на рынок и вам предлагают разный товар. На любой вкус: хочешь - валенки, хочешь - “гриндерсы”, хочешь - водку, хочешь - лимонад. Что бы вы ни покупали, продавец одинаково вежливо вам улыбнется, возьмет деньги и поблагодарит за покупку. То же самое происходит на лекциях по философии в вузах. На гигантском философском прилавке торговец раскладывает свой товар. Здесь совершенно спокойно соседствуют материализм и идеализм, метафизика и диалектика, марксизм и позитивизм, экзистенциализм и герменевтика, философия жизни и постмодернизм. Различные философские школы, полностью противоположные друг другу, взаимоисключающие, различные по направленности, исходящие из различных посылок и приходящие к различным выводам кладутся рядом друг с другом, каждая со своим ценником. На философском прилавке они мирно уживаются.

Про любую философию вам расскажут, какая она полезная и ценная, какой это гигантский вклад в сокровищницу человеческого знания, даже если это учение средневекового церковника Тертуллиана (“Верую, ибо нелепо”) или полуфашистская философия Ницше.

В связи с повальным опатриочиванием некогда не менее повально либерально-демократической профессуры, в моду входит так называемая русская философия. Больше всего сладеньким сиропом поливается русская религиозная философия конца ХIХ - начала ХХ века. И как только ее не нахваливают. Никто не знает что это такое, но все хвалят: она такая-растакая! А какая она на самом деле вам никогда и не расскажут. Зато кто знает ее, как говориться, “истинное лицо”, плюется.

Вот цитата из знаменитого издания “русских философов” “Вехи”: “Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться мы его должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной”. Ну а что? Вполне современно звучит. Скоро образованным людям, также как и в те далекие времена, придется бояться народа, которому закрываются все дороги к получению уже фактически полностью платного образования.

Позвольте еще цитатку из любимца всех мещан от философии Н.А.Бердяева: “В самой идее народовластия, ничем не ограниченного и ничему высшему не подчиненного, нет никакой правды, нет и правды о человеке, человеческом образе, о его бесконечной духовной природе, на которую недопустимы никакие посягательства”. “Демократия есть нездоровое состояние народа”. А какое здоровое? Фашизм? Да! В своем развитии русская религиозная философия приходит к антисемитизму, расизму, почитанию рабства, феодализма и единовластия, а в лице Ильина и к прямому восхищению фашизмом.

Восхваления русской религиозной философии напоминают сказку про голого короля. За одним исключением - не находится того, кто скажет: “А король-то голый!” И только попробуйте не восхититься Бердяевым и Флоренским: вы окажетесь ретроградом, сторонником тоталитаризма и вообще хамом. С таким же успехом можно подойти к “наперсточнику” и заявить, что он жулик и обманывает людей. Побьют.

С другими философскими школами также. Вы обязаны ими восхищаться, уважать их авторов, даже если вам кажется, что их философия - полная чушь, а сами они - полные идиоты.

В такую же ярмарку пытаются превратить вашу голову. Плюрализм и терпимость, которая навязывается системой образования, превращает сознание человека в жуткую постмодернистскую химеру, где стирается граница между истиной и ложью. В любой даже самой дикой и варварской концепции приучают находить “ценное”, “большой вклад” и т.д. и т.п.

В этой системе “терпимого” фашизма находится место всему. Всему, кроме истины. Об этой замарашке ярмарочная философия перестала заботиться. Ведь “концепции” и “парадигмы” продаются гораздо лучше, а от этой объективной истины за версту тянет тоталитаризмом, холодными стенами ГУЛАГа и “философским пароходом”.

И все же оставим ужастики и пугалки обывателям, для которых они и придуманы. Наука не может развиваться в удушающей обстановке “толерантности”. Материализм и идеализм, наука и религия, диалектика и метафизика должны бороться, а не лежать на одном лотке. Нельзя позволять превращать головы студентов в ирландское рагу, куда кладут все на свете: от экзистенциализма и постструктурализма, до неотомизма и ницшеанства.

В сегодняшних условиях студентам придется бороться за право отделять истину от лжи, за право занять самостоятельную позицию, называть белое белым, а черное - черным, за право иметь цельное и последовательное мировоззрение. И эта борьба отнюдь не ограничится стенами университетов и академий.

В.Шапинов