Царская расправа

 

Россия в начале ХХ века переживала экономический кризис, охвативший многие страны мира. Начиная с 1900 года ежегодно уменьшался выпуск продукции, особенно в тяжелой промышленности (в 1900 г. – на 3%, в 1902 г. – на 9%), банкротились и закрывались тысячи предприятий, особенно мелких и средних, было уволено с производств более 100 тыс. человек. Уменьшая выпуск товаров, капиталисты повышали на них цены, что позволяло им оставаться с большим барышом. Подтверждением служит высказывание небезызвестного Э.Нобиля, владельца многих нефтяных месторождений в Баку. „Да, запасы нефти у нас есть, и мы их придерживаем. Цены идут вверх, и кто же упрекнет нас, частных предпринимателей, что мы блюдем свой интерес?”

Тяжелое положение было и в сельском хозяйстве. Несколько лет повторяющиеся засухи и неурожаи, не уменьшающиеся поборы помещиков и государства довели крестьян до нищеты. Тяжесть кризиса, проблемы сельского хозяйства ложились на плечи рабочих и крестьян.

Внешняя политика царского правительства привела Россию к войне с Японией. Война наглядно показала пороки царизма, вскрыла бездарное руководство страной и армией, коррупцию, неподготовленность к экономическим и военным испытаниям. В результате неправильно оцененных и спланированных военных действий был разгромлен российский Тихоокеанский флот и часть Балтийского флота. Признав свое поражение в войне, Россия согласилась с потерей Курильских островов и части Сахалина, с уменьшением своего влияния на Китай. За все просчеты в войне расплачиваться пришлось народу России большими жертвами и ухудшением своего экономического положения.

Внутри страны участились выступления против экономического и политического положения в стране. Царское правительство на эти выступления отвечало репрессиями. В 1894 году был арестован студент Московского университета Федченко Б.А. (будущий выдающийся ученый), привезший царю петицию от студентов университета. Вслед за ним были арестованы и составители петиции. Эти аресты вызвали студенческие забастовки, в которых приняли участие 20-30 тыс. студентов. Наряду с чисто академическими требованиями выдвигались и политические. Для борьбы со студентами в середине 1899 года были приняты „Временные правила”, рекомендующие сдавать бастующих студентов в солдаты. Впервые они были применены в январе 1901 года к 183 киевским студентам. Однако кроме всеобщего возмущения это ничего не дало. Правительству пришлось уступить. В марте 1901 года действие правил было приостановлено и более не возобновлялось.

Более серьезные столкновения происходили с бастующими рабочими и крестьянами. Забастовочная борьба шла в России непрерывно. На подавление ее, разгон демонстраций и митингов привлекались не только полиция, но и казаки и армия.

В 1895 году в Ярославле солдаты Фанагорийского полка открыли стрельбу по бастующим рабочим. Было убито 13 человек. Николай II прислал им благодарственную телеграмму: „Спасибо, молодцы фанагорийцы!”

1 мая 1899 года в Риге при разгоне рабочих войсками и полицией было убито и ранено 79 человек.

7 мая 1901 года, Петроград, „Обуховская оборона”: трое рабочих убито, 20 ранено.

13 марта 1903 года по приказу уфимского губернатора Н.М.Богдановича войска стреляли в толпу забастовавших рабочих Златоуста, не переставая преследовать даже бегущих. Было убито 28 человек, ранено около 200, из которых несколько десятков позже умерло от ран. Среди убитых и раненых оказалось немало случайных зрителей трагедии, женщин и маленьких детей. На телеграмме уфимского губернатора о вооруженном разгоне забастовщиков с указанием числа жертв собственной рукой „их императорского величества” было начертано: „Жаль, что мало”.

Но вера в доброго царя-батюшку в основной массе народа была еще велика. Для ее укрепления и борьбы с инакомыслящими были созданы монархические черносотенные организации, в которых большое влияние имели представители церкви. Такая организация в Санкт-Петербурге называлась „Союз русских фабричных и заводских рабочих”. Созданная священником Г.А.Гапоном, она сыграла решающую роль в организации и проведении мирного, как тогда предполагалось, шествия рабочих к царскому дворцу с петицией.

При обсуждении текста петиции на рабочих собраниях, проходивших в обстановке начавшейся 7 (20) января в Петербурге всеобщей стачки, большевики разъясняли, что только революционной борьбой можно добиться облегчения условий жизни рабочих. Но вера в царя была столь сильна, что остановить подготовку массового шествия к государю не удалось. Большевики, боясь провокации, приняли решение участвовать в шествии, дабы не оставлять наивный народ без поддержки и руководства.

Царское правительство, узнав о намеченной акции, тщательно подготовилось к встрече с просителями от народа. Для усиления гарнизона в Петербург были вызваны войска из Пскова, Таллина, Нарвы, Петергофа и Царского Села, всего было сосредоточено свыше 40 тысяч солдат и полицейских. План разгона шествия был утвержден правительством 8 (21) января. Войска (18 батальонов, 21 эскадрон, 8 сотен казаков) были рассредоточены в восьми боевых участках, на которые был разбит город.

Вечером 8 января (по старому стилю – ред.) депутация интеллигенции, в которую входил писатель М.Горький, посетила председателя кабинета министров С.Ю.Витте с просьбой предотвратить кровопролитие. Витте направил делегацию к Святополку-Мирскому, министру внутренних дел, у которого перед этим был утвержден план разгона шествия. Министр не принял делегацию.

В воскресенье 9 января 1905 года, ранним морозным утром со всех районов Петербурга десятки тысяч рабочих, среди которых были старики, женщины и дети, с иконами, хоругвями и царскими портретами в руках двинулись к Дворцовой площади. Возглавил это шествие священник Гапон. В шествии приняло участие свыше 140 тысяч человек.

По приказу петербургского генерал-губернатора великого князя Владимира Александровича колонна была встречена залпами картечи, саблями и нагайками. Всего было убито и ранено около 4600 человек. Их царское величество поздравлять с „победой” никого не стал, но и наказан за эту бойню никто не был.

Весть о кровавой расправе царя над безоружными рабочими Петербурга вызвала по всей стране волну забастовок под лозунгом „Долой самодержавие!”. В январе 1905 года в 66 городах России в стачках участвовало 444 тысячи человек. „…В этом пробуждении колоссальных народных масс к политическому сознанию и к революционной борьбе заключается историческое значение 9(22) января 1905 года”. Такую характеристику этим событиям дал В.И.Ленин.

События 9 (22) января поистине явились началом первой русской революции 1905-1907 годов. Забастовки вспыхивали не только в крупных городах России, но и в провинции. Наглядный тому пример – выступление рабочих Морозовской мануфактуры в поселке Глухово Богородского уезда – ныне город Ногинск Московской области.

Глуховка сначала не бастовала: Морозов мобилизовал все свои силы, чтобы сдержать рабочих. Полиция была поставлена на ноги. Усилился шпионаж за рабочими. На мостах и на дорогах были расставлены вооруженные заставы со строжайшим наказом не пускать забастовщиков и демонстрантов на территорию поселка и фабрик. У моста через Черноголовский пруд установили двухметровую пушку с чугунным лафетом, сохранившуюся со времен наполеоновского нашествия. По замыслу Морозова пушка должна была служить устрашением и вселять чувство незыблемости царского самодержавия и капиталистического строя.

31 августа 1905 года в Глухове забастовали рабочие мужской артели. Эта забастовка развилась в настоящее оборонительное сражение рабочих.

Полицейский надзиратель Даниловский и заведующий квартирами (он же начальник Морозовской охранки) Сумароков задолго до этих событий установили слежку за многими рабочими, им удалось выявить зачинщиков. Администрация решила уволить их с фабрики. Утром 30 августа 1905 года было объявлено об увольнении целой группы рабочих. В ночь на 31 августа в мужской артели состоялся митинг. Морозов, узнав о политическом характере речей, послал в артель своих „уговаривающих”, чтобы они образумили рабочих. Рабочие встретили Морозовских холуев криком, хватали табуретки и грозились их убить.

В ответ были вызваны казаки. Рабочие ринулись в казарму, забаррикадировали двери, из окон стали швырять в казаков кирпичи, поленья, лить кипяток. Несколько городовых и казаков получили ранения. Началась осада мужской артели. Всю ночь шел настоящий бой. Лишь утром стражникам и казакам удалось ворваться в артель. Началось избиение рабочих, а затем были произведены аресты. Под усиленным конвоем арестованных отправили в Богородскую тюрьму.

Вскоре на мануфактуре прошли массовые увольнения „неблагонадежных”. Но это не успокоило рабочих. Накал революционной активности нарастал по всей России. 4 ноября 1905 года в Богородске на Нижней улице вновь был организован большой митинг с экономическими и политическими требованиями, в котором участвовало свыше 600 рабочих Глуховской мануфактуры и Елагинской фабрики.

В апреле 1906 года произошла стачка, охватившая всю Богородско-Глуховскую мануфактуру. Стачка была приурочена к первому рабочему дню после пасхальных выходных дней. Узнав о готовившейся стачке, А.Морозов применил свой излюбленный прием: не ожидая, когда рабочие предъявят ему требования, он вывесил объявление о частичных экономических улучшениях на фабриках.

После Пасхи рабочие не приступили к работе, а собрались на площади перед конторой и послали к Морозову своих представителей. Морозов хотел вызвать казаков и разогнать бунтовщиков нагайками и пулями. Но, увидев запруженную народом площадь, раздумал. Тысячи рабочих стояли там плечом к плечу. Они молчали, но в этом молчании чувствовалась могучая сила сплоченного коллектива. Морозов, скрепя сердцем, принял делегацию. Выслушав требования рабочих, он поморщился и ответил, что только часть их может выполнить немедленно. Для мирного разрешения конфликта Морозов ставил одно непременное условие – немедленно возобновить работы. Расчет был прост: фабрики начнут работать, он уволит зачинщиков, а затем можно будет свести на нет все вынужденные уступки. Фабрики заработали, но стоило администрации объявить на следующий день об увольнении 300 семейств, как рабочие заволновались вновь. Они твердо решили продолжать стачку. Тогда Морозов, испугавшись последствий, отменил приказ об увольнении. Он вынужден был удовлетворить и все другие требования рабочих.

С 1904 года в Глухове работала большевистская организация РСДРП. Ею были введены партийные членские взносы, создана партийная касса, распространялась нелегальная литература, ходившая по рукам, собиралась подпольная библиотека. Большевики выполняли в рабочей среде большую организационную и руководящую работу в годы первой русской революции.

(Материал подготовлен по архивным данным Глуховского хлопчатобумажного комбината им. В.И.Ленина).

В.Морозов,

г. Ногинск, Московская обл.