Две серии январских акций

 

В течение января 2005 года по России прошли две волны акций протеста против отмены льгот. Первая волна – стихийные народные бунты 9-19 января, вторая – „организованные и санкционированные” митинги „цивилизованной оппозиции” после 20 января.

Первая серия выступлений сопровождалась, как правило, перекрытиями дорог и иногда даже попытками штурма административных зданий. Во время второй серии акций перекрытия в ряде мест были, но обстановка, в основном, была чинной и спокойной.

Во время первой серии акций собирались иногда тысячи человек, чаще лишь сотни, а иногда и всего десятки. Тем не менее, и нескольких десятков человек хватало для перекрытия. Во время второй серии акций, даже если собирались тысячи человек, то с трибун раздавалось: «Сейчас нас мало, а вот если нас выйдет сотни тысяч или миллионы, то уж тогда...»

Результат первой серии акций налицо: из властей выбиты определенные уступки (в ряде мест возвращен бесплатный проезд, увеличены пенсии и денежные компенсации), представители власти приходили на акции и почтительно беседовали с протестующими, в ряде мест были созданы организационные структуры – комитеты спасения. На второй серии акций ничего подобного не было и близко.

Вместо решения проблем сейчас (немедленное выбивание уступок из властей, создание Комитета спасения и пр.) нам в Москве на „общероссийской акции” 22 января предлагали приходить на очередную „общероссийскую акцию” 12 февраля. А на что льготники должны жить до 12 февраля? Еще ладно, если бы 12 февраля людям предложили бы какое-то решение проблемы, а то ведь повторится всё то же самое: пригласят на очередную „общероссийскую акцию” через месяц…

Опять реанимирована идея „референдума с четырьмя вопросами”, который нам предлагают поддерживать вместо уличной борьбы. Уже сказаны миллионы слов о бредовости этой идеи хотя бы потому, что победить избирательными бюллетенями невозможно (тем более по нынешнему российскому антидемократическому законодательству). Но дело даже не в этом. Даже если бы были шансы на успешное проведение референдума и на победу на нем, даже если бы наша оппозиция была бы готова в случае фальсификации итогов референдума (причем неважно, фальсификации действительной или мнимой) захватить власть по „украинскому варианту” – то даже в этом случае призывать к референдуму было бы преступлением. Потому что пенсионеры, лишенные льгот, и все прочие граждане, которым повысили квартплату и плату за проезд – хотят, чтобы их проблемы были решены сейчас. Они не могут ждать месяцы и годы, пока „коммунисты” организуют референдум.

За предыдущие годы, вплоть до конца 2004 года, все привыкли к тому, что в ответ на „непопулярные меры” властей народ никак не возмущается, а когда акции протеста организуют коммунисты, то им обычно приходится агитировать самих себя. Конечно, за эти годы бывали случаи, когда коммунистам удавалось организовывать народные выступления, Но за несколько лет такие успешные случаи можно пересчитать по пальцам, да и то тех, кто эти выступления организовывал, вышестоящее руководство обычно записывало в „провокаторы”. И такое положение вполне устраивало многих „оппозиционеров”, которые достаточно неплохо устроились при капилизме.

И вдруг „неожиданно” выяснилось, что несанкционированная акция оказывается эффективнее санкционированной. Что перекрытием дороги можно достичь определенного результата. Что „цивилизованные коммунисты”, строго отсчитывающие 10 дней для подачи заявки на митинг, оказались смешны и нелепы по сравнению с обычными гражданами, которые не обращают внимания на условности типа заявок за 10 дней. Что при хорошей организации акции коммунисты могут не просто вывести на улицу сотни простых людей, но и создать из них организованную структуру, т.е. втянуть их в политику. Скажите, разве всё это нужно тем, кому хорошо жить и при капитализме? Конечно, нет. Вот и пошло в ход традиционное: „не поддавайтесь на провокации”, „поддержим референдум”, „на следующих выборах ни одного голоса „Единой России”, и прочая, и прочая.

Необходимо уходить от этой порочной практики: сугубо санкционированные митинги, жизнь от выборов до выборов, рассуждения о том, что „народ спит” и что „революционной ситуации нет” (что народ не спит – мы все видели, а что касается „революционной ситуации нет” – то мы помним, как нам в 1998 году это же самое говорили). В течение января 2005 года выработаны и очень эффективные формы организации борьбы (подробнее это можно изучать на примере Солнечногорска, Ижевска, Ленинграда, Твери) – и именно с этого надо брать пример. Сейчас после того, как „транспортные” требования выполнены, волна выступлений пошла на спад. Но очень скоро народ снова выйдет на улицы (когда придет время платить за услуги ЖКХ) – и тогда надо будет вести их не на выборы и референдумы, а на более эффективные дела.

А.Буслаев