ЗАТЯНУТАЯ ПЕТЛЯ

 

Как выйти из кризиса и что надо сделать, чтобы оживить работу АПК России? Такой вопрос постоянно стоит перед селом. И вопрос этот возник не спонтанно. Стыдно в богатую природными ресурсами страну завозить продукты из-за границы. Ответ же на него можно сразу же определить: дотировать сельское хозяйство, предоставить для него дешёвую всевозможную необходимую технику, снизить цены на ГСМ, удобрения и планово продолжать развитие сельского хозяйства.

Наверняка, об этом знают в правительстве и знают в низах. Но, увы, кроме разговоров ничего не делается в этом направлении. И лишь потому так происходит, что в стране нет надёжного хозяина-патриота. Мы имеем президента, его администрацию, правительство, Госдуму и, наконец, 30 миллиардеров и 84 тысячи миллионеров, а вот главного лица – нет. Может, кое-кому покажется, что богатые не имеют никакого отношения к сельскому хозяйству. Но это далеко не так. В их руках земные недра, заводы, фабрики и они безболезненно для себя накручивают цены. Государственного контроля над ними нет. Правда, правительство и пытается что-то сделать в этом направлении, но пока безуспешно. В свою очередь, государственные чиновники словно спутаны паутиной взаимозаключения, считая русского хлебопашца бездельником и пьяницей. Вот и решают поставлять побольше продукции из-за границы, не давая возможности в полную меру работать своему производителю. А этим они погубили не только общественные хозяйства, но и не дали возможности развиваться фермерским.

Во многом ещё развитие сельского хозяйства зависит от местной власти и различного ранга руководителей. У меня есть книга белгородского губернатора Е.С.Савченко „Годы на переломе эпох”. В ней много говорится о современной деревне и со многим можно согласиться с автором. Разве он не прав, когда говорит о строительстве дорог с твёрдым покрытием на селе, о механизации сельского хозяйства, о строительстве жилья, об эффективном управлении и подготовке кадров, о повышении личной ответственности, развитии спорта на селе, а также с его заявлением не торговать пашней. Всё правильно и немало им сделано в этом направлении, иначе он не был губернатором.

И всё же делается не всё возможное, чтобы сельчанин почувствовал себя нужным и не обиженным. В области не ощущалось настойчивости в том, чтобы сохранить самостоятельные общественные хозяйства, которые, кстати, оказались намного живучее, чем те, которые попали под инвестиционную пяту. Об этом я могу судить по колхозам „Советская Россия”, СПК „1 Мая”, „Ленинский путь”, „Заветы Ильича”, имени Максима Горького, „Белогорье” в Ровеньском районе Белгородской области. Они не только, как говорят, находятся на плаву, но имеют собственные доходы и не являются должниками перед государством. А главное – здесь люди дружные и сами решают, как в дальнейшем жить.

Наплевательски отнеслись в администрации области и к белгородской пашне. Как только вышел закон о продаже сельскохозяйственных угодий, здесь позволили продавать её посторонним толстосумам. И какой отсюда выигрыш? Вот он: новые московские хозяева (разговор идёт о фирме „Интекс”) запретили проводить весенний сев всех без исключения культур. Технику, которая ещё оставалась после хозяйничанияБелагроза”, перегнали в другое хозяйство („Агро-Русь”) для продажи и уничтожения. Всё поголовье крупного рогатого скота, в том числе 600 дойных коров, пустили под нож. Вывезли в неизвестном направлении семенной материал. Всех работников – около четырёхсот человек – уведомили об увольнении. Так было сделано в Волоконовском СПК „Победа”. Почти то же самое произошло и в бывшем колхозе имени Кирова Ровеньского района. Здесь начисто инвестор лишил отрасли животноводства и люди, которые трудились на животноводческих фермах, оказались безработными. В любом государстве – это судебное дело, но только не в современной России.

Казалось бы, такое положение в сельском хозяйстве должно взволновать бывших партийных и хозяйственных работников советского времени. Ведь они, в основном, и по сегодняшний день занимают видные руководящие посты. Но сколько я не смотрю Белгородское телевидение и не читаю областные газеты, я ни разу не заметил, чтобы тот же губернатор Савченко встретился с обозлёнными и обиженными тружениками села. Всё рассказывается и показывается в радостных тонах. На открытии церквей обязательно присутствуют губернатор и главный поп, на встрече различных делегаций – тоже Савченко. И он там, где удачно складываются дела на производстве.

То же самое можно сказать о главах рангом ниже. В Ровеньском районе, например, в населённых пунктах жители постоянно интересуются: „Скажите, какой сейчас глава района Мирошниченко? Такой же, какой был в восьмидесятых, когда работал первым секретарём РК КПСС, или уже постарел?” И тут же начинают возмущаться: „Вот времена настали: при Советской власти то и дело замечали районных руководителей в поле и на ферме, а теперь только когда поедешь в райцентр их увидеть можно, и то не всегда. У них одна отговорка: сейчас капитализм и другие порядки”.

Жить в таких условиях, безусловно, тяжело деревенскому труженику. Петля, можно сказать, затянулась на шее сельхозпроизводителя и особого желания дать ему отдушину ни у кого нет: ни у государства, ни у местной власти. Так какой же нужен выход из этого положения? Если сказать, что в стране следует произвести социалистическое преобразование – то это будет правильным. Но ведь по одному желанию этого не произойдёт. Нужны действенные усилия всего населения страны для преобразования жизни на селе. Свой хлеб намного вкуснее и дешевле. И заставить это понять и правительство, и президента. А уж трудолюбия и умения нашему мужику нигде не надо занимать. Немало Советская Россия вырастила Героев труда!

В.Бычков,

с. Нагольное

Ровеньского района