Причины возникновения президентских диктатур
Процесс формирования
президентских диктатур носит объективный характер, вытекающий из природы
сформировавшегося капитализма в постсоветских республиках СНГ. Бывшая партноменклатура и нынешняя элита повсеместно идет на
свертывание декларируемых либеральных свобод перестроечных времен, так как
проводимый курс рыночных реформ привел к чрезвычайной классовой поляризации
общества на богатых и бедных, к социальной и даже в ряде регионов к
гуманитарной катастрофе. Естественно, государство, являющееся агентом господствующих
классов, не способно повысить уровень жизни подавляющему большинству народа, а
сама новоявленная буржуазия, обеспокоенная возможностью усиления протестного
настроения и движения масс, заинтересована в юридическом и силовом закреплении
за собой приобретенной собственности и капиталов. В том числе требует и
легализации наворованных средств (Закон „О легализации
теневых капиталов”). Сбросив с государства заботу о социальных сферах,
буржуазия в тоже время оказалась заинтересованной в укреплении ее репрессивной
составляющей.
Кроме этого, после завершения
массовой приватизации, усилились противоречия и в самом стане господствующих
классов, что грозит перерасти в волну новых „переделов” и, соответственно,
привести к политической нестабильности. Правящая верхушка уже не может
управлять страной посредством системы буржуазной демократии. Поэтому велика
потребность в усилении института буржуазного государства, чтобы, с одной
стороны, застраховать себя от всяких неожиданностей со стороны
„традиционалистского электората”, т.е. нищего народа, а с другой утвердить
правила игры между различными группировками и кланами. Безусловно, этот
инструмент необходим и в деле последовательного проведения завершающих
либеральных экономических реформ (закон „О земле”,
КЗОТ и т. д.) для отъема земли и дальнейшего закабаления пролетариата.
Все это не может не вызвать
усиление сопротивления со стороны трудящихся, против которых увеличивается не
только репрессивный аппарат в виде МВД, КНБ, Прокуратуры, Судов, но и вводятся
законодательные нормы (закон „О партиях”), которые
фактически лишают возможности их самостоятельного политического участия в
выборах. Ужесточение политической жизни проявляется во всем – это и ограничение
свободы слова в виде закрытия ряда СМИ (закон „О
СМИ”); ликвидация права на объединение в союзы (преследование и ликвидация
независимых профсоюзов и организаций); усложнение реализации права на
забастовки (закон „О забастовках”); поставлена под сомнение свобода собраний
(Указ президента „О порядке проведения митингов…”); удар наносится по
неправительственным организациям (законопроект „О
НПО”); молодежь лишается возможности создавать самостоятельные движения
(законопроект „О государственной молодежной политике”); появились
политзаключенные, число которых со временем будет только расти. Можно в связи с
этим отметить статьи в Уголовном Кодексе, имеющие чисто политический характер,
карающие, например, за организацию незаконных забастовок и за оскорбление
Президента и представителей власти.
Если брать Казахстан, то такой центральной
фигурой государственной системы, стоящей на охране сложившейся
капиталистической экономики и строя, является президент Назарбаев. Он же
устанавливает правила игры среди различных клановых группировок, наказывает
провинившихся, как в деле с Аблязовым и Жакияновым (бунт молодых олигархов). По сути, он
суперарбитр и вождь крупной буржуазии, олицетворение существующего порядка и
гарант нерушимости сложившихся отношений в обществе. Псевдодемократическая
оболочка в виде выборов превращена в формальный ритуал передачи власти самим же
себе. Правда, сама крупная буржуазия оказалась частично политически подчинена и
лишена собственности. Но это лишь еще раз подчеркивает, что молодые олигархи
есть лишь „продукт Назарбаева”. Все равно как русская буржуазия ХIХ века развивалась при покровительстве царизма и была
политически несамостоятельна. Соответственно, установление президентских
диктатур и естественное свертывание либеральных свобод есть лишь логический
результат закономерного развития капитализма в постсоветских странах.
Карл Маркс метко подметил
механику формирования бонапартистской формы государства. Так, в своей работе
„Гражданская война во Франции” он писал: „Ввиду угрожавшего восстания
пролетариата объединившийся господствующий класс стал безжалостно и нагло
пользоваться государственной властью как национальным орудием войны капитала
против труда. Но его непрекращающийся крестовый поход против массы
производителей заставил, с одной стороны, давать исполнительной власти все
больше и больше прав для подавления сопротивления, с другой – постепенно
отнимать у своей собственной парламентской твердыни – Национального собрания –
все его средства обороны против исполнительной власти. Луи Бонапарт,
представлявший собой эту исполнительную власть, разогнал представителей
господствующего класса. Вторая империя явилась единственным следствием
республики партии порядка”.
Айнур
Курманов,
Республика Казахстан