К СТОЛЕТИЮ ПЕРВОГО СОВЕТА

Весной 1905 года в глухую пору царизма в Иваново-Вознесенске был создан первый в России Совет рабочих депутатов. Он держал в своих руках всю власть в городе 72 дня. Столько, сколько просуществовала Парижская коммуна...

Сто лет прошло с той даты, когда тысячи трудящихся нашего края выразили свой протест против расстрела беззащитных демонстрантов на площади у Зимнего Дворца в Петербурге.

Это был год первой русской революции. По фабрикам проходили массовые собрания, на которых обсуждалось положение рабочих.

9 мая 1905 года ивановские большевики созвали конференцию, где было проработано 26 требований к фабрикантам, в том числе – установление 8-часового рабочего дня, отмена штрафов, повышение заработной платы, право на собрания и стачки.

Было выпущено обращение к рабочим, в котором в частности говорилось: “Не хватает сил более терпеть! Оглянитесь на нашу жизнь, – до чего довели нас наши хозяева, нигде не видно просвета в нашей собачьей жизни! Довольно! Час пробил! Не на кого нам надеяться, кроме как на самих себя. Пора приняться добывать себе лучшую жизнь! Бросайте работу, присоединяйтесь к вашим забастовавшим товарищам!”

12 мая тревожно прозвучал фабричный гудок. Первой прекратила работу фабрика Бакулина, ее примеру последовали другие предприятия. Общее число стачечников в городе достигало 30 тысяч человек. На следующий день, 13 мая, состоялся митинг на главной площади города (ныне площадь Революции). В тот же день начались выборы уполномоченного для переговоров с фабрикантами, продолжавшиеся до 15 мая в здании Иваново-Вознесенской мещанской управы (ныне – одно из зданий историко-краеведческого музея). Были избраны руководители Совета, образовались комиссии. Председателем Совета стал беспартийный рабочий Авенир Евстигнеевич Ноздрин, гравер по профессии, самобытный рабочий, поэт. Совет стал руководить всей жизнью города. Сюда шли рабочие со своими нуждами, крестьяне присылали ходоков.Чтобы поддержать порядок в городе, Совет организовал народную милицию, а для охран собраний – боевую дружину.

Совет работал все 72 дня стачки. Это была первая рабочая власть на территории России.

2 июня владимирский вице-губернатор запретил собрания рабочих на Талке. Когда на следующий день, несмотря на запрет, рабочие вновь собрались на берегу реки, на них напали казаки, которые стреляли в рабочих, пороли нагайками. Несколько десятков рабочих было ранено, около 80 человек арестовано, в тюрьму были заключены и руководители Совета А. Е. Ноздрин, Н. П. Грачев и другие. Вот так доставалась нашим предкам наше будущее, которое не существует уже 15 лет.

Расправу 3 июня в Иваново-Вознесенске резко осудила демократическая печать России – газеты “Вечерняя почта”, “Русские ведомости”, “Русь”. Власти 11 июня вновь разрешили собрания на Талке, были освобождены арестованные.

Рабочие называли собрания на Талке своим “университетом”.

Эх, Талка, Талка... –

писал об этом времени

поэт Геннадий Серебряков,

Ты помочь рабочим

Всегда была рада.

Ты ткачам горячие

Обмывала раны.

Из времени трудного.

Из времени лютого

Ты впадала, Талка,

Прямо в революцию.