ОБМАНУТЫЕ

 

Историю, как облапошил жителей села Жабского инвестор, селяне не скрывают ни от кого и готовы её рассказать любому, кто ею заинтересуется. Ведь они переживают самый трудный период своей жизни и чувствуют себя как лиса, попавшая в капкан. Только, правда, с лисой себя не сравнивают. Это сравнение подходит, скорее всего, к инвестору. Ведь повадки этой хищницы схожи с его деятельностью.

 А началась эта история для жабчан с того самого времени, когда «демократические» реформы в сельском хозяйстве совсем обсосали бывший колхоз «Красный октябрь». Тут-то и подвернулся им инвестор в лице Алексеевского эфирного комбината экстракционного завода. И они, надеясь на продуманность вышедшего 14 декабря 1999 г. постановления главы областной администрации № 710 «О мерах по экономическому оздоровлению неплатёжеспособных сельскохозяйственных предприятий области», решили прислушаться к тому, что сулит новоявленный «спаситель». А он заявлял так: «Если у вас есть желание жить достойно, то мы создадим все условия для плодотворного труда и хорошей зарплаты». На ту пору в селе Жабском было 196 человек трудоспособных – в основном, мастера высоких урожаев и талантливые животноводы. И, естественно, всем им хотелось вложить свой труд в общее дело, лишь бы был умный, добросовестный организатор производства. На общем собрании и решили всю свою землю передать в аренду инвестору. Так была организована агрофирма ОАО «Эфко-Красный Октябрь». Только один пожилой колхозник усомнился в подлинности обещаний инвестора и обратился к приезжим из Алексеевки с вопросом:

– Интересно, откуда вы столько денег возьмёте, чтобы рассчитаться с нашими долгами, да ещё и зарплату повысить?

– Не переживай, дед, – сказали ему расторопные, бодрые парни, – мы не только обеспечим колхозников хорошей зарплатой, но и будем доплачивать учителям, повысим стипендию студентам, и врачи к вам будут ездить и лечить бесплатно.

– Дай Бог, – только и изрёк старик.

Больше ему не дали слова. Поверили алексеевцам. Да и как было не поверить, когда с первых дней деятельности инвестора в общественное хозяйство были завезены горюче-смазочные материалы, удобрения, гербициды, на фермах появилось достаточное количество комбикормов, стала поступать мощная техника, заработали все механизмы по трудоёмким работам в животноводстве. А зарплата подскочила во много раз. Механизатор ежемесячно клал в свой карман до четырёх тысяч, доярка – ещё больше. Кое-кто, соблазнённый всем этим, стал поговаривать о том, что в Советское время так не жили. И когда проходили выборы в областную Думу, то все дружно проголосовали за кандидата, выдвинутого от Алексеевского эфирного комбината экстракционного завода, г-на Сергачёва, даже не подумав отдать голоса коммунистам, которые стремились открыть глаза людям на сплошной обман «демократов».

Однако вскоре жабчане стали замечать, что с общественным хозяйством стало что-то непонятное твориться. С каждым годом дойное стадо уменьшалось, не стало молодняка крупного рогатого скота. Выращенная на полях продукция увозилась по дешёвой цене, а комбикорма обходились втридорога. Заметно уменьшилась зарплата у рядовых тружеников. Мало этого, безо всякого ведома стали раскомплектовываться механизмы в опустевших животноводческих сараях. Кем-то был продан крытый зерновой ток. В селе появилось много безработных.

– Что такое? – недоумевали жабчане.

Проходили производственные собрания, и селяне постоянно слышали от инвестора одни жалобы на большие убытки. Выходило так, что ни одна отрасль не оправдывала себя.

Только люди, кото    рые находились поближе к власти, догадывались, что инвестор решил организовать искусственное банкротство селян и всю землю и имущество прибрать к своим рукам. Этому способствовал и закон об обороте сельхозземель. Он открывал прямую дорогу мошенничеству. Это, по сути дела, та же ваучеризация, когда народу обещали по две «Волги», а получили кукиш с маслом. Без ведома жабчан Белгородской комиссией по банкротству была проведена переоценка фондов колхоза. Уценённые автомобили и тракторы оказались не дороже запчастей к ним, а постройки обходились в три-четыре кубометра дров.

Случайно узнав об этом, обеспокоенные жабчане создали инициативную группу из 15 человек и решили досконально докопаться до истины. Но это оказалось не так-то просто. Четыре прошедших в феврале собрания с приглашением инвестора и руководителей района не дали ничего вразумительного. Ни на один вопрос из интересовавших жабчан так никто и не ответил. А спрашивали совсем простые вещи: «Кто и за сколько продал колхозное имущество?», «Зачем сокращали поголовье скота и рождали безработицу?», «Вносил ли инвестор деньги под свои акции по основным фондам общественного хозяйства?».

Тут же решался вопрос о прекращении всяких связей с инвестором и о передаче пашни в аренду колхозу «Советская Россия». Поля этих хозяйств разделяет только межа, и жабчане хорошо были осведомлены о том, как живут соседи. Благодаря беспокойному и грамотному руководителю-коммунисту колхоз «Советская Россия» выстоял. «Демократические» реформы только обдали его холодком, не нарушив советскую систему хозяйствования.

Понимая безнадёжность положения жабчан, председатель колхоза «Советская Россия» Владимир Васильевич Фоменков готов взять их под своё крыло, но удерживает то, что у них нет уже техники для обработки полей. Всю успел забрать инвестор. И у жабчан оставался один выход: писать жалобу главе районной администрации Н.Т.Мирошниченко и губернатору Е.С.Савченко. Что они и сделали. А какой будет результат – увидим.

Однако это не вы      ход из положения. В Белгородской области не раз было так, что инвесторы до конца разоряли бывшие колхозы и совхозы, и всё это сходило с рук. В областной партийной печати «Слово коммуниста» не однажды отмечались случаи ограбления селян. Это и «Интеко», погубившее общественные хозяйства в Волоконовском и Валуйском районах. Это и ООО «Беагрогаз», не заплативший за имущество колхозов ни копейки, а просто переоформивший их на себя. Но, увы, вплотную разобраться с этими явлениями так никто из власти и не взялся. И пожаловаться на разбой некому. «А если кто возмущается, – пишет газета «Слово коммуниста», – тот просто расстаётся с работой». А ведь предел этому должен быть. Селян надо уважать не на словах, а на деле. Только возможно это не при зверских капиталистических законах, а лишь при социалистическом строе.

В.Бычков,

Белгородская обл.