ПРЫЖОК В ПРОШЛОЕ

 

В начале августа страна, как и пять лет назад, с замиранием следила за судьбой оказавшихся в ловушке моряков-подводников: спасут – не спасут?!

На это раз спасли. О том – какой ценой, каким нервным напряжением родных, сослуживцев и сограждан, какими материальными затратами и каким унижением страны, говорено уже очень много и на страницах газет, и в теле- и радиообзорах и аналитических материалах. И на этот раз, как при оценке любой стороны нашей жизни, при анализе состояния любой отрасли, сегодня неминуемо звучит: было, имелось, развивалось и – исчезло, пропало, развалилось. Первое – о том, что было пятнадцать лет назад, при Советской авласти; второе – о томто ныне имеем. (Почему-то эти обнажающие суть сравнения не приводят к неминуемо напрашивающемуся выводу о губительном влиянии капитализма на всю жизнь страны). В данном случае – была специальная служба спасения, были специальные подлодки, были водолазы-глубоководники, были регулярные учения и постоянная готовность. Что же стало, каково состояние ВМФ, по крайней мере одного из его отрядов, мы вновь с болью и горечью наблюдали в начале августа, через несколько дней после того, как не без помпы отметили День Военно-морского флота РФ. Сегодняшнее состояние флота исчерпывающе обрисовал капитан 1 ранга А.ЛЕСКОВ в своем интервью «Советской России» (9 августа 2005 г.).

«Недавно мы, ветераны-подводники, побывали в Западной Лице на нашей бывшей базе атомных подводных лодок Северного флота. То, что мы там увидели, повергло нас в ужас. Из базы сделали маленький коммерческий центр, а у причала, где в наше время было до 40 атомных субмарин, сегодня уныло стояла только одна.

Сейчас атомный российский флот просто уничтожен. Поэтому, когда у нас в Питере с огромной помпой спускается на воду подводная лодка с громким названием «Санкт-Петербург», то мне гром праздничных литавров кажется похоронным звоном по ракетно-ядерной мощи нашей страны. Поскольку эта дизельная лодка по своим тактико-техническим данным является даже не шагом назад, а прыжком в прошлое нашего флота.

Все сказанное имеет самое прямое отношение к тому, что произошло с нашим батискафом на Камчатке. Общее впечатление от всего происшедшего – чувство глубокого национального унижения. «Президент озабочен, начальник главного штаба флота дает комментарии в прессу, командующий флотом руководит, министр обороны полетел координировать работу», а выпутывают наш батискаф из обрывков рыболовных сетей и тросов англичане в чине, наверное, сержанта.

У нас флот из боевой единицы все больше превращается в единицу парадную. По количеству адмиралов, приходящихся на один боеспособный корабль, мы наверняка давно уже обогнали все морские державы мира.

Но даже и на парадах наши корабли могут пойти ко дну. В этом году в День Военно-морского флота в Петербурге сами же чуть не утопили «Неукротимый» прямо в парадном строю. Устраивали показательное шоу, имитационный заряд взорвался близко у борта, швы разошлись, и парад плавно перешел в очередную спасательную операцию.

А пока наши корабли тонут, не отходя от причала, спасательная техника арендована Голливудом как съемочный реквизит. Где наши знаменитые глубоководные батискафы типа «Мир»? Арендованы иностранными кинокомпаниями и работают на съемках очередного сериала про «Титаник». А ведь эти «Миры» снабжены манипуляторами и способны не только наблюдать, но и производить под водой работу. В частности, они также выпускают из себя управляемую телекамеру, которая забиралась внутрь корпуса «Титаника» и там производила съемки.

И пока будет продолжаться такая политика, при которой наша глубоководная военная техника работает на Голливуд, для спасения своих судов нам по-прежнему придется просить помощи у Пентагона».

Но политика – производное общественного строя. Августовские трагедии убеждают – строй нужно срочно менять.

Н.Глаголева