САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ

 

«Генерал армии Анатолий Сергеевич Куликов в своих воспоминаниях… даёт оценки многим известным и малоизвестным событиям…»

(Из аннотации к книге А.Куликова «Тяжёлые звёзды», изд. «Война и мир букс», 2002 г.)

Попробуем дать оценку этой книге.

Трудно сформулировать впечатление о книге А.Куликова. Казалось (до начала чтения), что автор, занимавший ряд ответственных постов, вплоть до министра внутренних дел РФ, описывая свои служебные дела, свои передвижения по служебным «горизонталям» и «вертикалям», должен был высказывать своё отношение к ряду трагических событий в истории страны (и развал единого Советского государства, и изменение государственного устройства и общественно-политического строя в бывших Союзных республиках, и многое другое). Но на весьма многочисленных страницах, относящихся к этому периоду, нет чётко выраженной политической оценки катастрофы, нет анализа её причин, не названы прямо имена предателей. Впрочем, это не удивительно – ведь тогда пришлось бы, кроме самых главных предателей – Горбачёва, Ельцина – назвать и своё имя. В момент антиконституционного переворота автор книги А.Куликов занимал не рядовой пост и имел в своём подчинении реальную силу, способную пресечь действия главных предателей.

Конечно, в автобиографических записках автору не хочется признаваться в своей измене воинской присяге, хочется умолчать об этом. Поэтому неоправданно много места уделено должностным перемещениям как автора, так и его друзей, знакомых, сослуживцев. И даже а той части книги, где речь идёт о подготовке контрреволюции, он упрёк бросает советскому руководству послевоенного периода (кстати, А.Куликов, вслед за любителями переоценивать историю, называет закончившуюся в 1945 г. войну не Великой Отечественной, а Второй мировой). Он называет трагической ошибкой вывоз из Германии в 1945 г. «старого оборудования» вместо «внедрения новых технологий». Но ведь вывоз из Германии нужен был не только для его использования, но и для предотвращения возрождения вооружённого фашизма. А что касается новых технологий, то разве не в этот период Советский Союз создал первые в мире атомные электростанции, атомные корабли, космические ракеты, искусственные спутники Земли и т.д.? Были у нас свои светлые головы и умелые руки!

Можно ли, как Куликов, осуждать Советское правительство за отказ от предложения США (в лице Джаршалла) «вместе возрождать Европу»?

В тот период у нас хватало забот по возрождению разрушенного войной хозяйства Советской страны. И несмотря на это, мы помогли в восстановлении и советской зоны оккупации Германии, и Польши, и Чехословакии, и Австрии, и Румынии, и Болгарии… Разве этого мало?

Куликов, повторяя оценку Советского государства, данную зарубежной газетой, говорит о «цивилизации, построенной на подвиге», и сожалеет о том, что (по его словам)… «проявление подвига для нашего народа стало обыденной необходимостью… почти барщиной, которой хоть как-то компенсировалась отсталость в технике, глупость в экономике и бездарность в политике».

Да, действительно, в условиях постоянных угроз на границах, в борьбе против попыток ликвидировать Советское государство приходилось не забывать сказанные задолго до этих лет сталинские слова: «… или мы сделаем это, или нас сомнут!». Приписывать нашей стране отсталость в технике могут или люди беспамятные, забывшие и ТУ-104, и 4 октября 1957 г., и апрель 1961-го, или те, кто, ничего не забыв, рассчитывает на плохую память читателей, чтобы оправдать организаторов и исполнителей контрреволюции. В данном конкретном случае с А.Куликовым явно имеет место второй вариант.

Что называет А.Куликов глупостью в экономике? Он не пояснил это. Остаётся догадываться, что «глупостью» он называет плановость, государственную собственность на средства производства, право устанавливать цены на продукцию госпредприятий – словом, всё то, что позволило нашей экономике расти с темпами, недоступными для капиталистических стран.

Не случайно автор, описывая события конца ХХ века, останавливается только на деталях, а не на сущности происходившего – предательском, тщательно подготовленном перевороте. С одной стороны, он не хочет показать своё участие в предательстве, а с другой – хочет вообще замаскировать сам факт антинародного переворота. А когда эти цели, по мнению автора, достигнуты, можно перейти к описанию действий по вооружённой поддержке лидеров контрреволюции, в первую очередь – Ельцина. При описании этих действий Куликов выделяет крупным шрифтом фразу о том, что Ельциным и его командой «сделана ставка НА ИГНОРИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ». (Но при этом не называет это преступлением!)

Все описания событий даны исходя из этой предпосылки. Защитники законной власти названы мятежниками, бунтовщиками, боевиками. Всё время подчёркивается, что эти «бунтовщики» были вооружены. Автор приводит данные о потерях внутренних войск, подчинённых ему и брошенных против законной власти и её защитников – 6 убитых и около 100 раненых и травмированных. Но – ни слова о жертвах среди тех, кого он назвал мятежниками. А ведь их, даже по официальным данным, много более сотни, а по сведениям участников событий – более полутора тысяч! Но это, видимо, мелочь для автора. А такое соотношение потерь ясно говорит о том, было ли достаточно оружия у защитников конституционной власти.

Почти половина 560-страничной книги – это рассказы о разных «политических конфликтах» между участниками кремлёвской «тусовки». Тут и Ельцин, и Собчак, и Лебедь, и Черномырдин, и Путин – всех не перечислишь! Но автор как будто не чувствует, что описываемое им «взаимодействие» всех этих «политиков» вызывает глубокое отвращение к власти, которая ведёт страну к катастрофе. Куликов с одобрением отзывается и о личных качествах, и о действиях всех этих «пауков в банке», грызущихся между собой, забыв об интересах страны и её народа, но не забывая личные интересы.

Можно сказать – факты, взятые из книги Куликова, могут быть убийственным оружием в руках опытных и грамотных пропагандистов. Их надо использовать. И в то же время – книга может быть опасной, если читатель недостаточно подготовлен. Правды в ней не найдёшь, а задурить голову можно.

Одна надежда – издание, видимо, недешёвое, и, несмотря на довольно большой тираж (30 тысяч), большого распространения не получило. Спустя три года после выхода, книгу раздавали в виде подарка ветеранам к 60-летию нашей Победы. Это ещё один штрих, характеризующий и автора, и издателей.

Е.Д.Монюшко,

ветеран Великой Отечественной войны,

г. Москва