ВЕЧНАЯ СЛАВА РЕВОЛЮЦИОНЕРУ

 

18 октября 1905 г., когда шествие рабочих и студентов во главе с руководите­лями московских большевиков направлялось к Таган­ской тюрьме для освобождения аре­стованных товарищей, черносотенцем был злодейски убит Николай Эрнестович Бауман.

Пламенный революционер Николай Бау­ман – один из руководителей московских большевиков – начал революционную работу в 90-х годах в Петербурге в ленинском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». После II съезда партии, на котором Бауман был делегатом от МК РСДРП, он продолжал работать в Мо­скве в качестве руководителя Московского Комитета.

Н. Э. Бауман пользовался горячей любовью передо­вых рабочих, прошедших под его руководством школу большевистского воспитания. Он оставил о себе глубо­кую память среди представителей демократической интел­лигенции, с которыми ему приходилось сталкиваться во время своих нелегальных скитаний.

Московский пролетариат достойно прово­дил в последний путь павшего на боевом посту борца.

Гроб с телом Н. Э. Баумана, покрытый знаменем, оба­гренным его кровью, был установлен в актовом зале Высшего технического училища. Два дня тысячи людей – рабочие, железнодорожники, студенты, учителя, врачи, артисты, художники – проходили в суровом молчании мимо гроба того, кто стал в эти дни символом борьбы за свободу против кровавого царизма. По всей Москве проходили митинги, собирали деньги на оружие, звучал призыв московских большевиков:

«Мщение, товарищи! Пора смести с лица русской земли всю эту грязь и гадость, позорящую ее, пора нам взяться за оружие для решительного удара. Готовьтесь к вооруженному восстанию, товарищи, и не давайте черной сотне безнаказанно вырывать борцов из рядов наших».

Это была крупнейшая политическая демонстрация, которой никогда до тех пор не видела Россия. Свыше 200 тысяч московских пролетариев и представителей ре­волюционной демократии шли через весь город в течение восьми часов, отдавая последний долг  пролетарскому революционеру Бауману и демонстрируя свою ненависть к царскому самодержавию. Сотни тысяч жителей mосквы стояли шпалерами по пути. Торжественно плыло красное знамя Московского Ко­митета РСДРП, окруженное боевыми соратниками по­койного. Более 150 венков и 300 знамен несли провожающие.

Путь похоронной процессии шел мимо казарм Троице-Сергиевского пехотного полка, около ко­торых стояла большая группа солдат. Кто-то из процес­сии крикнул: «Солдаты! С кем вы?» Множество голосов ответило: «С народом, со свободой!»

Демонстрация двигалась дальше мимо старого здания Московского университета, по Большой Никитской улице. Один из участников похорон писал впоследствии:

«Никогда из моей памяти не изгладится момент, велича­вый и трогательный в одно и то же время... Поравнялись со зданием Консерватории. И вдруг совершенно неожиданно, по­крывая весь шум манифестации, все звуки улицы, летя ввысь выше толпы, выше реющих знамен, уносясь в синеву неба, зазвучали торжественные звуки похоронного марша:

Вы жертвою пали в борьбе роковой,

Любви беззаветной к народу!

Процессия как один человек остановилась. Молодые, свежие голоса под стройный аккомпанемент ве­ликолепного оркестра Консерватории, сливаясь с общим на­строением и как бы вторя ему, звенели в воздухе:

Вы отдали все, что могли, за него,

За жизнь его, честь и свободу!»

Тронулись дальше через Кудринскую (Восстания) площадь, по Кудринской (Баррикадной) улице, по Боль­шой Пресне (улица Красная Пресня), через Пресненскую заставу на Ваганьковское кладбище. Кладбище не могло вместить тысячи и тысячи людей – они заполнили все окружающие улицы. В сумерках, при свете факелов, со­стоялся траурный митинг. В речах ораторов, призывав­ших к борьбе, к грядущему вооруженному восстанию, как бы звучали слова революционной песни:

Не плачьте над трупами павщих борцов.

Воздайте им лучший почет.

Шагайте же смело по мертвым телам.

Несите их знамя вперед.

С ненавистью к самодержавию и капиталистическому рабству, с волей к борьбе за светлое будущее расходи­лись по своим районам участники похорон Баумана.

«Вечная память борцу в рядах российского социал-демократического пролетариата! Вечная память рево­люционеру, павшему в первые дни победоносной рево­люции! Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма», – написал В.И.Ленин в связи с гибелью Николая Эрнестовича Баумана

1905 год в Москве

Изд. Московский рабочий. 1955