Смело бейся за правое дело

 

15 февраля 2006 года советские люди отметили 100-летие со дня рождения МУСЫ ДЖАЛИЛЯ (1906 – 1944), выдающегося советского поэта, Героя Советского Союза.

Муса Джалиль принадлежал к поколению Николая Островского и Аркадия Гайдара. Ему не пришлось принять участие в Гражданской войне: в Приуралье война закончилась весной 1919 года.

Шестой ребенок в бедной семье он восторженно принял революционные события. Он рано остался без отца. Приходилось работать, перебиваясь случайными заработками. Одновременно рождались стихи. Стихи о той жизни, которая его окружала. Неожиданно современным выглядит стихотворение, написанное в 14 лет:

Шубу старую напялил,

Деньги в погребе зарыл,

Притвориться сирым, бедным

Вот, скотина! – не забыл;

Только масляные глазки

Спекулянта выдают:

Деньги прячет он

в надежде,

Что колчаковцы придут!

Масло, сахар, соль

 под сеном

На телеге у него,

День и ночь по селам

рыщет,

Не минуя никого!

То, что сам купил

за сотню,

То за тысячу продаст,

Столько денег загребает,

А копейки не подаст!

Всюду жадный, ненасытный,

Бедность сеет,

 деньги жнет,

Сколько вынес зла и горя

От подобных наш народ!

Ну, очень знакомый портрет!

Одно из стихотворений юный автор принес в редакцию большевистской газеты. Его напечатали и не только напечатали, но и помогли автору получить возможность учиться.

15-летний подросток в 1921 году слагал такие стихи:

Нет, сильны мы –

        мы найдем дорогу,

Нам ничто

        не преградит пути.

Нас, идущих

  к светлой цели, много,

Мы туда

       не можем не войти!

Не страшась

  кровопролитной битвы,

Мы пойдем, как буря,

                    напролом.

Пусть кому-то быть

          из нас убитым, –

Никому из нас

             не быть рабом!

Муса Джалиль стал не просто поэтом. Он стал комсомольским поэтом и организатором комсомольской работы. Окончив в 1925 году рабфак по сельскохозяйственному отделению, он собирался жить среди земляков-крестьян. Но общественная жизнь и талант поэта не позволили ему усидеть в родном Мустафино. Работа в комсомоле (инструктор уездного, а затем губернского комитета комсомола), вступление в коммунистическую партию, работа в ЦК ВЛКСМ, учеба на литературном факультете МГУ, редактирование детских журналов, агитаторская работа – лекции на заводах, в колхозах отвлекали от творчества. Тем не менее им создавались не только замечательные стихи, но и оперные либретто.

23 июня 1941 года М.Джалиль пришел в военкомат и заявил о своем желании идти на фронт. После краткосрочных курсов политработников был назначен старшим политруком в расположении Волховского фронта, работал во фронтовой газете “Отвага”, вместе с бойцами участвовал в кровопролитных боях с захватчиками. Летом 1942 года Муса Джалиль, корреспондент армейской газеты 2-й Ударной армии, попал в плен .

К осени 1942 года, после битвы на Волге, над Германией нависла угроза поражения. Росло сопротивление и в покоренной Европе, и на советской земле. Копилась мощь Советской Армии. Тогда и предпринимается гитлеровцами отчаянные шаги для своего укрепления: тотальные мобилизации, увоз в Германию на заводы миллионов людей. Было принято решение создать боевые части из числа советских военнопленных, разделить их по национальному признаку, идеологически обработать, играя прежде всего на националистических чувствах, и бросить против Советской Армии. Попытались, наряду с другими, создать и татарские легионы. Джалилю пришлось надеть форму, чтобы изнутри взорвать вражеский замысел. Он победил в этой схватке с врагом. Ни один выстрел не был сделан солдатами легиона против России. Первый батальон, отправленный в 1943 году на фронт, восстал, разоружил офицеров – и в полном составе, при оружии, перешел на сторону советских войск. Подпольная организация, во главе которой стоял Орел (подпольная кличка Мусы Джалиля), справилась со своей задачей.

После восстания первого легиона фашисты не посылали солдат из легионов на фронт. Тогда подпольщики решают поднять восстание в лагерях, установить связи с партизанами, присоединиться к ним. Но за несколько дней до назначенного общего восстания всех советских военнопленных все подозреваемые легионеры были арестованы и разоружены. Был арестован и М.Джалиль. Однако уцелевший батальон легионеров, направленный уже после этого в Западную Украину, перебил всех фашистских офицеров и успешно сражался против брошенной на его уничтожение дивизии СС, отбил ее атаки и соединился с партизанами. К сентябрю 1943 года татарские легионы перестали существовать. Последний легион перешел в том же месяце на сторону французских маки.

Схваченные гитлеровцами подпольщики почти год провели в тюрьмах: их не расстреляли сразу, потому что гестаповцы пытались узнать все про их организацию и про их связи с другими борющимися группами. Из лагеря на территории Польши М.Джалиль попадает в Моабит. Там были созданы его героические Моабитские тетради.

Огромно значимы все стихи, написанные Джалилем в годы плена – и в лагерях Польши, и в Моабитской тюрьме. О них, этих стихах, хорошо сказал поэт Михаил Львов: «Это стихи-борцы, стихи-подпольщики.

Здесь каждая строка подтверждена кровью. И даже шуточные, веселые, озорные его стихи – и те оплачены кровью. Вот стихотворения: “Влюбленный и корова”, “Любовь и насморк”. Год рождения? 1943-й. Место рождения? Радомский лагерь (Польша).

Если бы эти шуточные стихи Джалиля я прочитал только сейчас, не зная их историю, я все равно от души смеялся бы смехом счастливого человека. Но я еще знаю, что эти удивительные, заразительные стихи писались и читались в лагерях. .Я знаю, какую великую работу делали эти стихи. Они возвращали почти обреченных людей на родину, тогда недосягаемую для них, возвращали им детство, юность, озорство, силу духа, ставили их в ряды борцов. Они – эти шуточные стихи – входили в бараки лагеря, как веселые озорники, как друзья детства и юности”.Вот одно из них, написанное в декабре 1942 г.

Звонок

Однажды на крыльце

      особняка

Стоял мальчишка

       возле самой двери,

А дотянуться пальцем

                     до звонка

Никак не мог –

     и явно был растерян.

Я подошел и говорю ему:

— Что, мальчик, плохо?

     Не хватает роста?..

Ну, так и быть,

            я за тебя нажму.

Один звонок иль два?

            Мне это просто.

– Нет, пять! –

Пять раз нажал я кнопку.

А мальчик мне:

    – Ну, дяденька, айда!

Бежим! Хоть ты

        большой смельчак,

а трепку такую нам

       хозяин даст – беда!

Многие стихи Джалиля из плена обращены к его родным – к жене и дочке.

 

И тут же, продолжает М.Львов – «Стихи-солдаты. С раскаленною сталью строки! Они в смертельном бою, на предельной черте... Стихи Мусы пригвождают к позорному столбу его врагов.. Моабитской тюрьме он писал приговор народа фашизму:

Жестоким будет

 приговор народа,

В него войдет

 и мой последний стих.»

25 августа 1944 года Джалиль с группой других товарищей был уведен на расстрел.

Часть стихотворений, написанных на крохотных блокнотиках, сшитых Джалилем из разных листков бумаги, были переданы 2-мя его освободившимися из плена сокамерниками. В частности, бельгийским антифашистом А.Тиммермансом. Стихи эти, под названием «Моабитская тетрадь», были изданы в СССР и переведены на десятки языков в других странах. Они – одна из лучших страниц советской поэзии. Они навсегда запечатлели героизм и высокий советский патриотизм павших бойцов. В 1957 году этот сборник был удостоен высшей литературной награды СССР – Ленинской премии. В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 

Имя Джалиля стало символом мужества, несломленности, силы человеческого духа.

Тема “человек-раб” – и в его Моабитских стихах.

Раб

Поднял руки он,

бросив винтовку,

В смертном ужасе

перед врагом.

Враг скрутил ему

руки веревкой

И погнал его в тыл

под бичом,

Нагрузив его груза

 горою,

И – зачеркнут он

с этой поры.

Над его головой

 молодою

Палачи занеси топоры.

Словно рабским

клеймом ненавистным

Он отмечен ударом бича,

И согнулось уже

коромыслом

Тело, стройное,

словно свеча.

Разве в скрюченном

 этом бедняге

Сходство с воином

 в чем-нибудь есть?

У него ни души,

ни отваги.

Он во власти

хозяина весь.

Поднял руки ты

перед врагами –

И закрыл себе

 жизненный путь,

Оказавшись навек

 под бичами,

И что ты человек

– позабудь!

Только раз поднял

 руки ты вверх –

И навек себя

 в рабство ты вверг.

Смело бейся

 за правое дело,

В битве жизни своей

не жалей.

Быть героем –

нет выше удела!

Быть рабом –

нет позора черней!

Так писал он в январе 1943 года, обращаясь и к своим современникам, и к будущим, в том числе и нашему, поколениям.

Борец за счастье и свободу трудового народа, Мусса Джалиль с полным правом подводил итоги своей короткой мужественной жизни (26 ноября 1943г. “Мои песни”).:

Песня меня научила

 свободе,

Песня борцом

умереь мне велит.

Жизнь моя песней

 звенела в народе,

Смерть моя песней

борьбы прозвучит.

 

подготовили

С.В.Багоцкий

Н.О.Глаголева