МЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯЕВА!

 

17 марта утром около 300 рабочих захватили кабинет, где проходило заседание заводского начальства. Вот краткая хроника произошедшего:

9.00. Начало рабочего дня. В раздевалке завода начинается митинг. Часть охраны предприятия, также подпадающая под увольнение, пропускает в здание активистов КПРФ (А.Воробьев) и «Социалистического сопротивления»: «Мы охраняем завод, а не начальство». Несколько минут спустя таким же образом внутрь проходит съемочная группа «Городского телеканала». В течение получаса на собрание подтягиваются все рабочие функционирующих цехов. Ольга Бойко (рабочая, активист «Защиты») ведет толпу в кабинет директора.

9. 40. Рабочие оккупируют кабинет, приемную и примыкающий к ним коридор. В кабинете находятся гендиректор ОАО «Холодмаш» Калинкин, гендиректор компании «ЯрКо» Михайлов (фактический хозяин завода), начальник охраны предприятия и др. Начальство пытается вытолкать активистов и съемочную группу из помещения, но прибывающая толпа рабочих прекращает эти попытки. О. Бойко озвучивает требования трудового коллектива: погасить многомесячный долг по зарплате, сохранить «Холодмаш» работающим производством путем его национализации, недопустить сокращения при банкротстве и др. Представители рабочих заявляют, что не выпустят хозяев из кабинета до тех пор, пока на место не прибудут губернатор, прокурор и др. высшие должностные лица.

10.00 -11.00. На место событий прибывают телеканалы «Ярославия», НТМ, корреспонденты информагентств и прессы. По приказу начальства, данному по мобильному, наемники из охранной фирмы «Спарта» не пропускают «посторонних». Группа рабочих и активисты «Соцсопротивления» развинчивают решетку в холле и пропускают журналистов.

Через некоторое время в захваченном помещении появляется наряд милиции, который берет под охрану пленных директоров. Репрессивных действий не предпринимается, но ходят слухи о припрятанном неподалеку ОМОНе. Перед проходной скапливаются милицейские машины.

11.00 -13.30  Прибывают руководители ФНПР-овского профсоюза, но их попытки убедить людей разойтись безрезультатны. Приезжает начальник департамента промышленной политики. В ходе бурной дискуссии с ним выясняется, что он не в курсе проблем завода. Приезжает прокурор Дзержинского района, который в итоге обещает провести повторное расследование на предмет преднамеренного банкротства и невыплаты зарплаты.

Предыдущая такая проверка окончилась ничем. Рабочие требуют губернатора. Выясняется, что Лисицына нет в городе (он на хоккейном матче в Новосибирске). Ведутся телефонные переговоры (по громкой связи) с замгубернатора по промышленности Федоровым. Он предлагает переговоры с выборными от трудового коллектива и администрацией в понедельник на территории предприятия. После дискуссии это предложение принимается. На месте избирается инициативная группа (по 2-3 представителя от цеха), после чего рабочие освобождают начальство. Милиция гарантирует неприкосновенность активистов.

20 марта на Холодмаше состоялись переговоры, в которых приняли участие инициативная группа рабочих во главе с О. Бойко, гендиректора ЯЗХМ и «ЯрКо» - Калинкин и Михайлов, и 1-й зам. губернатора Ярославской области Федоров. Результат этих переговоров можно смело назвать успехом трудового коллектива. Администрация области, наконец, твердо заявила свою позицию: против банкротства «Холодмаша», за его сохранение как работающего производства. Руководству предприятия предложено в недельный срок изыскать средства для погашения задолженности по зарплате. Отчитаться об этом хозяева должны в следующий понедельник.

• Несмотря на обещания изыскать средства на погашение долгов по зарплате, администрация этого не сделала. Вместо необходимых 20 млн. руб. и якобы уже найденных 7 млн. на завод поступило лишь 2 млн. Не представлен и обещанный график загрузки производства. Нарушили хозяева и обещание не карать участников захвата 17 марта. Охранникам завода, перешедшим на сторону рабочих, было объявлено, что зарплаты они не получат. 3 апреля переговоры были фактически сорваны администрацией, отказавшейся пропустить в здание прессу и представителя КПРФ. После этого часть инициативной группы рабочих во главе с О. Бойко покинула переговоры. Хозяева и представитель губернатора обвинили Бойко в «политизации» конфликта, и отдельные члены стачкома пошли у них на поводу. После ухода части товарищей, они согласились продолжить «диалог» в неполном составе.

Безрезультатность «конструктивного общения», однако, очевидна. Ожидания, заставившие дрогнуть незрелую часть коллектива, рухнули. Это значит, что в ближайшее время радикальные протесты на «Холодмаше» возобновятся.

Борьба продолжается!

По материалам Ивана Овсянникова