Производство «на подъеме»
«Партия (власти) и
правительство» регулярно сообщают нам, что производство в нынешней РФ неуклонно
растет. При этом даже периодически сообщают, что речь идет не только о добыче
нефти и газа, но и о машиностроении, особенно ВПК.
Однако гр-н Путин во время
своего визита в Китай почему-то открыто плакался, что экспорт продукции нашего
машиностроения в КНР в последнее время сократился вдвое. На что товарищ Ху высказался в том смысле, что «было бы чего у вас
покупать».
И товарищ Ху
не только высказывается. Китай за последние годы все больше переходит с закупок
в РФ военной техники на закупку лицензий и военных технологий. Причем
технологии Китай скупает с такой скоростью, как если бы нашему ВПК осталось
жить всего 2-3 года. И надо сказать, что для подобных мыслей у китайцев
достаточно оснований.
Когда в РФ под
неустрашимым предводительством Ельцина и Гайдара с Чубайсом перешли от
«неправильной советской» экономики к «правильной рыночной», основные заказчики
ВПК - армия и флот - остались без денег. Соответственно, без денег
остались и предприятия ВПК, которые погибли бы поголовно, если бы не
заграничные заказы и тот факт, что на торговле оружием представители «власти»
начали «делать бабки» в личных целях.
Хроническое
недофинансирование ВПК привело не только к торможению перспективных разработок,
не только к прекращению ремонта и обновления оборудования, внедрения новых
технологий. Страшнее всего – разрыв преемственности кадров
высококвалифицированных ученых, инженеров и рабочих. Практически совсем
прекратился приток молодежи в институты и на заводы ВПК.
Удивляться тут совершенно
нечему. Телевидение и пресса типа МК с утра до ночи твердит молодым, что
главное в жизни – хапнуть на халяву побольше денег и
порадовать себя, любимого, «оттянувшись со вкусом», здесь и сейчас. Никаких
других жизненных установок СМИ не проповедуют.
А попробуй «оттянись со вкусом»
молодой инженер ВПК РФ, получающий 4-6 тысяч рублей! То есть 150-200 долларов.
В лучшем случае, он побежит на московский филиал фирмы «Боинг», где ему сходу
дадут 800-900 долларов, а в худшем – просто в бандиты. Что касается «Боинга»,
то он убивает разом двух зайцев, – получает наших
инженеров на зарплату, которая в несколько раз меньше, чем в США при той же
работе, и лишает кадров наши авиационные КБ, избавляясь этим от русских
конкурентов на рынке.
В результате, к примеру, то
авиационное КБ, в котором работаю я, уже не способно разрабатывать новые
перспективные машины – этим уже просто некому заниматься. Бригада конструкторов
в КБ, состоявшая в советские времена из 10-15 человек всех возрастов, сегодня
выглядит так: пара пенсионеров, плюс один человек предпенсионного
возраста, и в качестве их начальника – вчерашний студент (потому что больше
просто некого поставить). Бригады держатся на 1-2 ветеранах, которые еще что-то
помнят и знают, но передать опыт и знания практически некому. В таком составе
еще можно как-то поддерживать эксплуатацию имеющейся техники и ее
незначительную модернизацию, но объем работ, требующийся для создания качественно
новой техники, уже стал для нас непосилен.
Что касается рабочих, то на
производстве у нас остались 10-15 станочников (10% от прежнего состава), пара
сварщиков и десятка полтора слесарей-сборщиков. Большинство из этих людей тоже
либо уже на пенсии, либо на подходе к ней.
Еще лет пять такого
«процветания», и, когда уйдут последние старики, работать будет просто некому.
Если наш опытный завод и КБ при
нем все еще существуют, то исключительно за счет того, что часть машин,
разработанных еще в советское время, изготавливается на экспорт нашим серийным
заводом. При этом качество этих машин постоянно снижается, поскольку серийный
завод также теряет квалифицированные кадры, а смены им в нужном количестве нет.
Аналогичная картина и с электронным оборудованием, которое ставится на наши
машины. И ситуация на нашей фирме – не исключение, а правило в нынешней РФ. В
ВПК и не только в нем все чаще срываются заказы на продукцию машиностроения –
нет уже тех, кто способен изготавливать сложную технику.
Интересно, однако, понимает ли
нынешняя «власть», что в случае гибели нашего ВПК и следом за ним – вооруженных
сил, торговля природными ресурсами, благодаря которой эта самая «власть» так
вкусно кушает, прекратится. По той простой причине, что эти самые ресурсы у нас
отберут силой. Зачем покупать, если можно отобрать? И почему не отобрать, если
владельцы ресурсов такие клинические идиоты, что
угробили свою оборону?
А ее, несомненно, угробят, ибо для ее поддержания нужно куда больше, нежели
заявления с трибун о том, что «у нас все на подъеме».
В.Озеров