Производство «на подъеме»

 

«Партия (власти) и правительство» регулярно сообщают нам, что производство в нынешней РФ неуклонно растет. При этом даже периодически сообщают, что речь идет не только о добыче нефти и газа, но и о машиностроении, особенно ВПК.

Однако гр-н Путин во время своего визита в Китай почему-то открыто плакался, что экспорт продукции нашего машиностроения в КНР в последнее время сократился вдвое. На что товарищ Ху высказался в том смысле, что «было бы чего у вас покупать».

И товарищ Ху не только высказывается. Китай за последние годы все больше переходит с закупок в РФ военной техники на закупку лицензий и военных технологий. Причем технологии Китай скупает с такой скоростью, как если бы нашему ВПК осталось жить всего 2-3 года. И надо сказать, что для подобных мыслей у китайцев достаточно оснований.

Когда в РФ под неустрашимым предводительством Ельцина и Гайдара с Чубайсом перешли от «неправильной советской» экономики к «правильной рыночной», основные заказчики ВПК - армия и флот - остались без денег. Соответственно, без денег остались и предприятия ВПК, которые погибли бы поголовно, если бы не заграничные заказы и тот факт, что на торговле оружием представители «власти» начали «делать бабки» в личных целях.

Хроническое недофинансирование ВПК привело не только к торможению перспективных разработок, не только к прекращению ремонта и обновления оборудования, внедрения новых технологий. Страшнее всего – разрыв преемственности кадров высококвалифицированных ученых, инженеров и рабочих. Практически совсем прекратился приток молодежи в институты и на заводы ВПК.

Удивляться тут совершенно нечему. Телевидение и пресса типа МК с утра до ночи твердит молодым, что главное в жизни – хапнуть на халяву побольше денег и порадовать себя, любимого, «оттянувшись со вкусом», здесь и сейчас. Никаких других жизненных установок СМИ не проповедуют.

А попробуй «оттянись со вкусом» молодой инженер ВПК РФ, получающий 4-6 тысяч рублей! То есть 150-200 долларов. В лучшем случае, он побежит на московский филиал фирмы «Боинг», где ему сходу дадут 800-900 долларов, а в худшем – просто в бандиты. Что касается «Боинга», то он убивает разом двух зайцев, – получает наших инженеров на зарплату, которая в несколько раз меньше, чем в США при той же работе, и лишает кадров наши авиационные КБ, избавляясь этим от русских конкурентов на рынке.

В результате, к примеру, то авиационное КБ, в котором работаю я, уже не способно разрабатывать новые перспективные машины – этим уже просто некому заниматься. Бригада конструкторов в КБ, состоявшая в советские времена из 10-15 человек всех возрастов, сегодня выглядит так: пара пенсионеров, плюс один человек предпенсионного возраста, и в качестве их начальника – вчерашний студент (потому что больше просто некого поставить). Бригады держатся на 1-2 ветеранах, которые еще что-то помнят и знают, но передать опыт и знания практически некому. В таком составе еще можно как-то поддерживать эксплуатацию имеющейся техники и ее незначительную модернизацию, но объем работ, требующийся для создания качественно новой техники, уже стал для нас непосилен.

Что касается рабочих, то на производстве у нас остались 10-15 станочников (10% от прежнего состава), пара сварщиков и десятка полтора слесарей-сборщиков. Большинство из этих людей тоже либо уже на пенсии, либо на подходе к ней.

Еще лет пять такого «процветания», и, когда уйдут последние старики, работать будет просто некому.

Если наш опытный завод и КБ при нем все еще существуют, то исключительно за счет того, что часть машин, разработанных еще в советское время, изготавливается на экспорт нашим серийным заводом. При этом качество этих машин постоянно снижается, поскольку серийный завод также теряет квалифицированные кадры, а смены им в нужном количестве нет. Аналогичная картина и с электронным оборудованием, которое ставится на наши машины. И ситуация на нашей фирме – не исключение, а правило в нынешней РФ. В ВПК и не только в нем все чаще срываются заказы на продукцию машиностроения – нет уже тех, кто способен изготавливать сложную технику.

Интересно, однако, понимает ли нынешняя «власть», что в случае гибели нашего ВПК и следом за ним – вооруженных сил, торговля природными ресурсами, благодаря которой эта самая «власть» так вкусно кушает, прекратится. По той простой причине, что эти самые ресурсы у нас отберут силой. Зачем покупать, если можно отобрать? И почему не отобрать, если владельцы ресурсов такие клинические идиоты, что угробили свою оборону?

А ее, несомненно, угробят, ибо для ее поддержания нужно куда больше, нежели заявления с трибун о том, что «у нас все на подъеме».

В.Озеров