Как выключить адскую машину?

 

Китайцы изобрели порох.

Американцы высадили на луну человека.

Советские, начав с запуска первого искусственного спутника Земли, стали впереди планеты всей в освоении космического пространства.

Россияне первыми открыли возможность банкротства собственных оборонных заводов. (Говорят, что это и есть то самое русское Чудо-оружие, по своей разрушительной силе не имеющее аналогов в мире.) Только в процессе его эксплуатации выявилась одна конструктивная недоработка: никто не знает, как теперь выключить эту адскую машину.

В Москве 25-26 апреля состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций: практика, проблемы».

Почти триста представителей органов федеральной власти и руководителей предприятий приняли в ней участие.

Еще до ее начала до заинтересованных лиц доходили скупые, как фронтовые сводки, обрывочные заявления официальных лиц.

Заместитель руководителя администрации Президента РФ Виктор Иванов так комментирует ситуацию: «Велика доля заказных банкротств, когда арбитражный суд нередко «становится орудием в руках дельцов». При этом дела о банкротстве возбуждаются «в целях разорения и разворовывания», а число предприятий, преодолевших банкротство и восстановивших платёжеспособность, ничтожно мало – примерно 30 из 10 тысяч в 2003 году. В ряде регионов перестали существовать целые отрасли, особенно оборонной промышленности. «Если банкротство пойдёт такими же темпами, через несколько лет наши вооружённые силы останутся без оружия», – подытожил заместитель главы президентской администрации. (Газета «Коммерсант» 12 февраля 2004 г., №25).

Ему вторит на пресс-конференции в Москве генеральный директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов: «Уже утрачено более 200 технологий. Сырье для изготовления отдельных компонентов ракет не производится в России». Ю.Соломонов подчеркнул, что сохраняется опасность утраты и других технологий.

В общий хор включается и Вице-премьер - Министр обороны РФ Сергей Иванов.

Участвуя в обсуждении вопроса о «тихом» уничтожении оборонных предприятий и организаций путём заказного банкротства Министр обороны РФ в конце февраля этого года в Правительстве РФ заявил: «процесс банкротства предприятий и организаций, исполняющих государственный оборонный заказ, приобретает массовый и не всегда управляемый со стороны государства характер». По его словам, «использование банкротства в интересах недобросовестных кредиторов приводит к утрате контроля над стратегически важными отраслями, снижению мобилизационного потенциала экономики, ослаблению контроля за сохранностью сведений, составляющих государственную и коммерческую тайны».

В этих заявлениях помимо обеспокоенности сквозит искреннее удивление.

И это понятно.

Залогом от банкротства для любого предприятия является устойчивое финансовое состояние. Устойчивым оно не станет, если производственные мощности большинства предприятий оборонки России будут загружены на 15-20%.

По словам Вице-премьера, Министра обороны Сергея Иванова «Низкий уровень загруженности «оборонки» не позволяет ее предприятиям развиваться в условиях рыночной экономики, ведет к участившимся случаям применения практики их банкротств».

При этом 16 марта 2006 года, в Малом зале Государственной Думы РФ на парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение создания экономических условий обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и поддержки судостроения в Российской Федерации» заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Андрей Дутов высказал мысль о том, что не стоит совмещать военное и гражданское судостроение на одном предприятии: «не будет синергетического эффекта».

В 1990 году у нас на заводе «Авангард» строилось одновременно 5 траулеров рефрижераторов пр. 12961 и только 3 военных корабля. Кроме этого ежегодно сдавались заказчикам десятки речных судов. В таких условиях и люди шли на завод, и качество продукции было на высоком уровне, и производство развивалось. Хотя никто тогда синергетическим эффектом это не называл.

Нужно в комплексе посмотреть на проблему загрузки оборонных предприятий.

Ни сегодня, так завтра мы вляпаемся в ВТО.

Зачистка, которая ожидает машиностроительные предприятия, может оказаться контрольной. Нужно найти мужество спасать не всех. Нужно, как в 41-м эвакуировать хотя бы самую необходимую для страны промышленность в безопасное место.

ОПК, статус стратегического предприятия России – вот тот «заповедник», где можно будет шаг за шагом восстанавливать производство. Вот откуда начнётся возрождение российской тяжёлой промышленности (ой ли? – ред.).

На конференции 25-26 апреля вместо ожидаемого Виктора Христенко – Министра промышленности и энергетики РФ – выступил Заместитель Министра промышленности и энергетики Андрей Реус:

Он посетовал, что «к данной категории предприятий далеко не всегда применяются щадящие меры». И дал такую информацию:

Из процедур, которые использовались в 2005 году по отношению к предприятиям ОПК:

 8 – наблюдение;

14 – внешнее управление;

27 – конкурсное производство;

и только 1 случай – финансовое оздоровление. (Это отражает поставленные задачи.)

Структура органов и организаций, инициирующих дела о банкротстве, выглядит следующим образом:

10,5% – предприятия-кредиторы;

19,7% – кредитные и коммерческие структуры;

22,1% – субъекты естественных монополий;

и почётное первое место принадлежит уполномоченным органам по долгам перед РФ – Государственным структурам – 47,7%.

ФНС России в соответствии с законодательством инициируют процедуру банкротства стратегических предприятий!

Заместитель Министра вольнодумно охарактеризовал данную ситуацию «абсурдной».

Как сообщил Андрей Реус, Минпромэнерго РФ направило в Правительство проект постановления о реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. Этим документом предусматривается образование специальной комиссии по банкротству таких предприятий, которая была бы заинтересована в их сохранении (наконец-то! – ред.).

Однако помощник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе Владимир Волков сказал: «В 2004 году 33% стратегических предприятий не были полностью профинансированы под исполнение ГОЗ. Банкротство стратегических предприятий представляет серьёзную угрозу для Национальной безопасности. Размер ущерба, наносимый криминальными банкротствами, остаётся значительным.

Федеральное агентство по имуществу отвечает только за план приватизации. Это не правильно. Это делается с целью, чтобы наша страна стала сырьевой. А главная цель: циничное обогащение узкой группы лиц при реализации стратегически важного для России имущества. Если предприятие находится в списке «стратегических», то нужно, вплоть до уголовной ответственности, руки отбивать таким желающим…

Предложения по наведению порядка не встречают понимания. Главным противником является Правительство РФ, которое препятствует внесению изменений.

Президента обволакивают, как сладкой патокой, информацией о том, что «разрабатываются нано-технологии». Какие там технологии?! У нас идёт резкий спад производства.

Эти технологии разрабатываются для Америки».

На пленарных слушаниях не дали выступить ни одному руководителю стратегического предприятия. После общего заседания нас всех развели. По секциям, по отдельным комнатам – чтоб «не безобразничали».

Была поставлена задача: подготовить предложения в итоговый текст Резолюции научно-практической конференции. Ведь именно они потом и составят основу высших законодательных актов Правительства РФ.

Мужики с регионов добродушно ворчали: «Друг другу рассказываем. Трудно процесс сделать захватывающим, если результат никому не нужен».

Ну, а полным откровением лично для меня явилось выступление Василия Витрянского – заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда РФ: «Сейчас действует закон о банкротстве уже в третьей редакции.

Когда готовился первый вариант «либерального» федерального закона (ещё в 1998 году), было предложено оборонные предприятия выделить в особую категорию. В той редакции было учтено всё с учётом здравого смысла. С учётом Государственного подхода. Закон успешно прошёл три чтения в Госдуме. Был отправлен в Совет Федерации. И тут появилось заключение Президента России: «не нужны никакие особенности для ОПК. Нужен единый подход: и к ларьку, и градообразующему предприятию, и к оборонному заводу».

Это история вопроса.

Сегодня закон о банкротстве используется, как контроль государства, не имеющего ни одной акции, за коммерческими организациями; как очередной передел собственности; как особый вид бизнеса – армия страховщиков, арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций».

О том, что сейчас на дворе 2006 год, о том, что управляет Россией уже совсем другой человек, о том, что подходит к концу второй срок его правления – думать не хотелось.

P.S. 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День победы.

Это не только история. Это ещё и пример для подражания всем нам. Высокая планка свершений, оставленная в качестве образца нашими дедами и отцами.

С праздником Вас!

Побед нам всем.

 

По материалам статей

председателя Совета директоров

ОАО «Судостроительный завод «Авангард»

Александра Костюнина

 

 

В продолжение темы

 

Блажен, кто верует...

10.05.2006г. в своем послании Федеральному СобраниюПрезидент РФ сказал: «Реанимировано военное кораблестроение, строятся боевые корабли практически всех типов. В ближайшее время в состав ВМФ России войдут две новые атомные субмарины со стратегическим оружием на борту… Ни одной лодки подобного типа с 1990 года мы не строили…

Показательны и изменения в структуре военного бюджета. Из года в год увеличиваются ассигнования на оборону. При этом все больше средств вкладывается именно в качество Вооруженных Сил...»