Национальные прожекты

 

В последнее время в России жить стало веселее. В смысле того, что зрелищ прибавилось. Стали нам сказки на ночь убаюкивающие рассказывать под названием «Газификация всей России», где в роли чудо-богатыря и пророка-финансиста ВВП выступает. Надо сказать, что сказки мы любим, и я не являюсь исключением. Особенно сказочку о Емелюшке на печке, который любую задумку в жизнь воплощал с помощью всего нескольких волшебных слов: «По щучьему велению, по моему хотению!».

Однако жизнь кардинально отличается от сказок, тем более от современных, сочиненных в кремлевских золоченых палатах. Хотя кремлевские сказочники вовсе недурственно использовали ностальгию обнищавшего народа по советскому прошлому. Ведь всем памятны ленинская программа электрификации («социализм – это советская власть, плюс электрификация всей России»).

Вот ВВП и его пиарщики и стали играть на этом поле, преобразовав его в новую формулу: «российский капитализм – это рыночные реформы плюс газификация всей России». При этом решили убить двух зайцев сразу: не только поманить новой перспективой, но и снять агрессию, возникшую в народе в последние полтора года, когда ВВП озаботился газификацией всего мира. Когда нам чуть ли не каждый день телеящик радостно сообщал, что наш газ потечет то в теплую Турцию по дну Черного моря, то в  не очень холодные Германию, Англию и иже с ними по дну Балтийского моря, то прямо в пасть друга-Буша по дну Баренцева моря. А холодная замерзающая Россия в это время в поте лица пилила, колола, топила и выла от непомерных цен на дровишки и уголь. А, повыв, частенько шныряла в дебри леса и пыталась умыкнуть бесплатно сухостой, что  довольно трудное дело. Это ведь не лесовозами «золотой» кругляк-левак через границы гнать, устилая путь дензнаками. Нищему-то нечем платить.

Сначала, ощутив накопление скры-

            той энергии взрыва в народных гущах, путинская вертикаль озаботила своих пиарщиков выработкой нового слогана для запудривания мозгов. И они родили: мол, мы не сырьевой придаток «золотого миллиарда», а этакая «энергетическая сверхдержава», которая обеспечивает «энергетическую безопасность мира». А заодно, якобы и рулит  негласно этим миром, держа его на «энергетической игле». Для подтверждения этой мысли даже провели специальные пиар-компании. Ну, помните, в разгар зимы устроили спецэффекты с ценой на газ «по мировым стандартам». Это чтоб народ, коля дровишки и распиливая гнилые заборы, радовался: «вот мы им, Украине самостийной и Европе коварной, показали, кто в доме хозяин!». Ну, народу эти игры «высокой политики», во-первых, почти по барабану, во-вторых, настоящий хозяин, то есть американский империализм, очень быстро игры эти остановил, и Европа с украинскими националами как потребляли наш газ на своих условиях, так и продолжают. Разве что с Белоруссией разберутся по-настоящему, а то не тем путем пошла.

И тут пиарщиков осенило: надо новый «национальный проект» запустить, а то двух предыдущих в области образования и здравоохранения для счастья народа маловато. И придумали! Газификация всей России! Мол, 40% газификации российской глубинки буквально года за два, превратятся в 100%. И все трубопроводы магистральные за счет «Газпрома» проведут. Так что готовься, Россия, к подарку и славь великого ВВП!

Но только горожане, не знакомые с сельским бытом, могут поверить этой насквозь лживой пропаганде. Поскольку не знают, что такое магистральные газопроводы и чем они отличаются от реальной газификации реального сельского или городского частного дома.

Поэтому объясню популярно на своем собственном примере, поскольку поселок, где я живу, газифицировали. Магистральные трубопроводы – это проведение трубы к населенному пункту. Далее идут работы по протяжке трубопроводов по кварталам и по улицам. Это если повезет. Зачастую на уровне «подвели к району, селу, деревне, станице» все заканчивается. Дело упирается в финансирование. Потому что заказ на газификацию жилого сектора должна дать местная администрация и его же оплатить. Да, «Газпром» первоначально оплачивает эти магистральные работы. Но не передает на баланс другой, эксплуатационной организации, пока не будут оплачены все произведенные работы. Ведь у нас давно нет единой системы, а есть много разных компаний и фирмочек. Это как с чубайсовской реформой РАО ЕЭС или реформой ЖКХ.

Но газификация – это не только под-

            ведение трубы. Надо еще установить котел, счетчик, сигнализатор, воздуховоды, вытяжки и массу всяких приятных мелочей. При этом построить отдельную котельную площадью не менее 8 кв. метров с окошком, ведь твоя кухонька-махонька по техническим данным и требованиям пожарных и санэпиднадзора никак не подойдет. Все это ты должен купить сам за свои кровные, начиная от труб. И сам оплатить все работы по строительству котельной, сварке труб и установке оборудования. Например, газовый котел в наш дом стоил почти 11 тысяч рублей. Полгода назад. Сейчас значительно больше. А вся совокупность стоимости материалов и работ по «газификации до котельной плюс котельная» перевалила за 54 тысячи рублей. Да, кстати, от магистральной трубы (мне жутко повезло, так как она у меня по двору прошла!) до моей котельной, приткнувшейся почти к кухне дома, всего три метра. Эти три метра сварки парочки труб с тремя изгибами стоили «всего» 11 тысяч рублей. Другим повезло меньше. Соседи напротив оплатили еще 10 метров через дорогу. И труб, конечно, у них пошло больше. У некоторых трубы проходят в тридцати-пятидесяти метрах. Даже и думать не хочу, сколько это стоит! А квитанции на оплату услуг я еле выбила из газовщиков. Все они были на какие-то липовые фирмы и каких-то частных предпринимателей. Такие вот схемы у «Газпрома»!

Ну, а котел должен обогревать дом не сам по себе, как печка, а в совокупности с отопительной системой, т.е. с трубами, радиаторами, насосом, расширителем и т.д. Этот миленький этап с дешевыми полиэтиленовыми трубами, которые при первом же нагреве изогнулись змеей и никак не хотят выпрямляться, обошелся мне в 66 тысяч рублей. О дорогих металлических я просто и не пыталась мечтать. Так как полиэтиленовые стоят от 30 до 50 рублей за метр, а металлические переваливают за 100 рублей.

Но, все построив, приварив, установив, ты совсем не получишь вожделенный газ. Теперь тебе надо осыпать деньгами еще массу всяких проверяющих и разрешающих инстанций, таких как пожарный надзор, санэпиднадзор и прочая и прочая. И все они выставляют счета за свои услуги не в рублях, десятках или сотнях рублей, а норовят схавать тысячу-две. Но самым интересным в моей эпопее газификации был момент подписания договора с «Газпромом» «на эксплуатацию». Причем договор этот мне притащили 20 апреля, сразу после приварки труб «до котла». И срочно(!) заставили подписать, не дав времени даже ознакомиться с текстом почти самым мелким шрифтом (нонпарелью) в четыре страницы. Водрузив на нос очки, я вечером целый час изучала этот финансовый шедевр. Ну, то, что там были прописаны только права «Газпрома» и обязанности потребителя, это обычное дело. Самый прикол был в том, что потребитель должен по этому договору оплатить вперед за три года «бедному» Газпрому «за эксплуатацию газопровода». В моем случае это было 2132 рубля. Кое у кого из соседей – более. У всех был один примечательный общий пункт: «оплата исчисляется с момента подписания договора», то есть газа нет даже в магистральном газопроводе, и когда будет, неизвестно, отопительная система еще не закуплена и не смонтирована, а время и деньги потекли. Прочитав это, я тут же позвонила газовикам и отказалась платить вперед, то есть кредитовать «нищий» «Газпром» на три года вперед за несуществующие услуги. Я сказала правильную, на мой взгляд, фразу: «Когда начнут подключать, тогда и оплачу». Как горько я потом об этом пожалела! Потому что когда в октябре к нам приехали «опрессовщики» (это которые приваривают нашу трубу к магистральной), меня в списках для «опрессовки» не было, и, как мне сказали газовики, «пишите письма мелким почерком», то есть жалобы, поскольку вы не оплатили «эксплуатацию» и теперь будете долго жаловаться. А мы, мол, работаем у вас только два дня, а потом уезжаем на другой объект за десятки километров, и вряд ли в ближайшие месяцы к вам вернемся. Позвонив в головную организацию, я поняла, что мне законным путем придется мыкаться всю зиму, пилить дрова, топить старую развалюшную печку. И любоваться на новую отопительную систему, сожравшую мои деньги. В общем, я пошла привычным российским путем. Я льстивым голосом уговорила толстого начальника, руководившего опрессовщиками, взять взятку. Он сделал вид, что еле согласился на две тысячи рублей плюс те самые 2132 по договору. «Наука» стоила мне 4 тысячи вместо двух первоначальных. Знай, блошка, свое место!

На этом история насчет взяток не закончилась. После «опрессовки» прошел почти месяц, а газа все не было и, как выяснилось, не предвидится. Температура воздуха, а уже наступил ноябрь, приближалась к нулю. Я начала пилить старые деревья в саду и топить ими печь. Тут выяснилось, что в нашем большом Сочи (это масса небольших не газифицированных поселочков, разбросанных по горам вдоль морского побережья длиной в 145 километров от Туапсе до Адлера) таких лохов, как мы, поверивших «Газпрому», пруд пруди. Так, например, на Пластунке три года обобранные счастливцы, ждут подключения газа. И все правды добиваются. В нашем поселке нашлись современные молодые люди. Они сходили в кабинетики, мирно потолковали и вернулись с предложением: сложиться всем «газифицируемым» по 650 рублей. Часть из этих денег должна пойти прямо в руки «добрых людей», а на другую часть нужно организовать праздничное застолье, куда будут приглашены «отцы города», местное телевидение. И жители должны провозглашать здравицы в честь замечательной администрации. Тогда на следующий день газ пустят. То есть деньги и здравицы вперед, а газ потом! И никак иначе.

И хотя гнев так и бурлил у меня в душе, 650 рублей я отвалила, так как дом этот развалюшный, с покосившимися старыми окнами и побелкой корявых стен я купила исключительно по мотивам здоровья. Море и газификация были основными требованиями. Деньги на газификацию пошли от продажи бывшей квартиры в Минске. Газ после гулянки дали, правда, не на следующий день, а через два. А Пластунка и поныне ждет счастья.

Но и это не вся история. Итак, эпопея с газификацией стоила мне около 130 тысяч рублей. Тем, кто успел при советской власти провести отопительную систему и отапливался дровами и углем, газификация стоит 50-60 тысяч рублей. Как вы думаете, сколько людей могут себе позволить эту роскошь? У нас в поселке это позволили себе менее трети семей. То есть две трети по-прежнему пилят, колят и топят. Ну, нет у них таких денег. Совхоз, который раньше здесь был, давно почил в бозе. Заросли кустарником чайные плантации, ореховые рощи. Безработица в поселке почти 100%. До трассы два километра в горы. Никаких автобусов и маршруток нет, а раньше, при советской власти, автобус ходил. Летом мужики на старых-престарых «Жигулях» зарабатывают в Лоо «извозом» отдыхающих. Женщины лопатят, как до нашей эры, горные склоны, кто зелень на продажу выращивая, кто малину… Сады и огород приносят на хлеб да воду. Так что газификация тем двум третям в ближайшие годы вряд ли грозит. И это благополучная по нынешним среднероссийским меркам курортная черноморская зона, где хоть летним извозом копейку на зиму заработаешь. А что говорить о российской глубинке? Когда мне показывают лживые кадры с бабусей у печки, которая мечтательно говорит, как она заживет при газе, обещанном ВВП, я выключаю телевизор. У меня газ сожрал треть трехкомнатной белорусской столичной квартиры! Со стен моей комнаты свисают ошметки обоев, никак не прилипающих к бывшей побелке. Мне не на что ошпаклевать эти стены. Я кормила нищий «Газпром», который скоро полностью перейдет в загребущие руки «гаранта Конституции». И наши впаянные в пустые трубы деньги ему не станут поперек горла!

Это и есть истина о «стопроцентной газификации России» в ближайшие два года.

Нет, рано нам списывать в архив строки народного поэта Некрасова: «отец, слышишь, рубит, а я отвожу…». И этот так называемый «национальный проект» «газификации всей России» в действительности является ничем иным, как очередным прожектом реформароров-капитализаторов. От него выиграют наиболее обеспеченные. А наименее обеспеченным придется по-прежнему красть сухостой, но уже в более жестких условиях «частных лесов», проданных лесопромышленникам лесных делянок и при особом рвении нанятых для охраны «прав собственника» псов-церберов лесного дела.

Г.Григорьева,

Краснодарский край