Украинцы в Европе: труд, тюрьма, смерть

 

В пражской тюрьме Панкрац началась голодовка 36 заключенных, граждан бывших советских республик. Среди ее участников - шестнадцать украинцев, в числе которых – рабочие-остарбайтеры.

Представитель украинского посольства в Чешской Республике упоминает следующие причины голодовки протеста: невыносимые условия содержания; систематические нарушения прав человека в обращении с заключенными; дискриминация “постсоветских” иностранцев в чешских тюрьмах.

Кроме того, часть заключенных вообще отказывается признавать себя виновными. В отношении них до сих пор не представлено никаких уголовных обвинений, и брошенные в тюрьму без суда и следствия, они по году и более ожидают рассмотрения своих дел.

Панкрац – знаменитая тюрьма, старейшие европейские застенки. Здесь есть даже свой музей, – но, по вполне проверенным слухам, условия содержания нынешних заключенных мало изменились с габсбургских времен, когда в пражских казематах сидели солдаты швейки и первые чешские коммунисты поколения Ярослава Гашека. В Панкраце размещалась гестаповская тюрьма “Протектората Чехии и Моравии”, в которой закончил свои дни выдающийся писатель Юлиус Фучик, казненный фашистами. Тут же массово убивали цыган и евреев. Сегодня здесь, как и в прочих чешских тюрьмах, заключены десятки украинских остарбайтеров, лишенных всяческих гражданских и человеческих прав.

Это не первая попытка их борьбы. Год назад, в беспрецедентной по своим масштабам “голодовке отчаяния”, охватившей все основные чешские тюрьмы, участвовало 170 человек – граждан республик бывшего СССР, украинцев в своей основной массе. Тогда власти Чехии объявили о раскрытой попытке организованного восстания постсоветских заключенных, дополнительно осудив несколько десятков человек. И было бы наивно ожидать, что на защиту этих людей встанет украинское государство, в шею вытолкавшее их в заграничные наймы.

Чехия президента-диссидента Гавела сама по себе стала одной большой тюрьмой для восточноевропейской рабочей силы. Скотское отношение к украинцам-остарбайтерам характерно для всех стран капиталистической Европы, – но в Чешской Республике их обирают и унижают с особым хозяйским цинизмом. Кулаки-бауэры, эксплуатирующие украинских рабочих-нелегалов, по истечению сроков договора попросту передают их в полицию, и полицейские чины, не желая тратиться на депортацию иностранцев, гноят ни в чем не повинных людей в тюрьмах. Общественное мнение в лице солидных политиков и публицистов требует радикального разрешения “украинской проблемы”, – они перекладывают на чужаков всю вину за невиданный разгул проституции и криминала. Чешские профсоюзы законодательно преследуют восточноевропейских рабочих, усматривая в них своих опасных конкурентов. На воротах респектабельных буржуазных особняков вывешены полушутливые таблички, воспрещающие вход собакам и украинцам. Этот тюремный труд и тюремные порядки капиталистической Европы – единая классовая традиция габсбургских, гитлеровских и гавеловских времен.

* * *

Португалия, которая в последние годы принимала основной поток трудовой миграции из Украины, сегодня испытывает перенасыщение дешевой рабочей силой. В июне португальский парламент принял специальный закон о трудовой иммиграции, который установил жесткий лимит выдачи рабочих виз и ограничил права легализованных иностранных работников. Одновременно в стране участились факты физического преследования, запугивания иммигрантов. В конце прошлого года член правой группировки расстрелял трех украинских рабочих из охотничьего ружья. Аналогичный случай произошел в 2002 году в соседней Испании – здесь во время столкновения между украинцами-остарбайтерами и местной бандой в пролетарском квартале Мадрида был застрелен маляр Орест Билявський. Он лишь накануне сумел официально легализовать свое пребывание в чужой стране. Следует ожидать, что количество подобных нападений будет расти и в дальнейшем, – с непосредственного благословения политиканов-шовинистов и местных предпринимателей, избавляющихся от лишних рабочих рук.

 * * *

Чехия и Португалия – задворки Евросоюза. Опробованная там система террора против восточноевропейских рабочих-иммигрантов уже завтра будет внедрена и в более респектабельных субъектах ЕС. Европейские капиталисты безжалостно регулируют человеческий рынок рабочей силы. В этом смысле и сама Украина ничуть не лучше обходится с собственными “унтерменшн”, – азиатскими нелегалами. Об этом более чем убедительно свидетельствует пример июньского бунта индийцев, заключенных в мукачевском лагере-приемнике для нелегальных иммигрантов. Нечеловеческое отношение к рабочим не знает географических ограничений. Угнетение преследует их в родной стране и еще больше усиливается за ее пределами.

Название нашей статьи не случайно – оно взято из интервью c украинским остарбайтером. На вопрос, что представляет собой жизнь рабочего в эмиграции, этот человек ответил: “Труд, тюрьма, смерть”. Наш материал – лишь комментарий к его словам.     

А.Манчук,

Украина

Ж-л «Против течения» №5