НациАнальные проекты и локомотивы экономики

 

Чего ждет человечество от высокотехнологичных отраслей – ядерной и космической? Общеизвестно, что запасы ископаемого топлива подходят к концу (этим и объясняется рост цен на нефть), при том, что потребности человечества будут только расти (как заявил теперь уже бывший глава Росатома Александр Румянцев на последней сессии МАГАТЭ, «даже по самым консервативным оценкам развитие мировой экономики к 2050 году потребует увеличения производства энергии на планете более чем в 2 раза»). Единственным способом решения энергетического кризиса является использование ядерной энергетики: на первом этапе – внедрение реакторов на быстрых нейтронах и дейтериево-тритиевой термоядерной реакции, а в дальнейшем – космические программы по добыче на Луне и планетах-гигантах гелия-3 для термоядерной энергетики. И заниматься всем этим нужно не когда-нибудь в …дцатом году, а прямо сейчас – поскольку ныне действующая энергетика, по различным прогнозам, придет к параличу уже к 2015 году – не только из-за исчерпания нефти, но и потому, что с так быстро растущими объемами перевозок ископаемого топлива не справится никакая транспортная инфраструктура. Вот чем должно заниматься руководство атомной и космической отраслей. Занимается ли этим их нынешнее руководство?

В конце прошлого года руководителем Росатома стал Кириенко. На словах он признает проблему исчерпания природных ресурсов и что заменить их может только ядерная энергетика. Обещал в течение 20 лет ввести в строй новые ядерные энергоблоки на 40 ГВт, называя это «вторым ядерным проектом». Правда, бросается в глаза, что речь идет не о создании и внедрении новых, а об использовании еще советских проектов и советской же технологической базы. Но даже это заявляется лишь как дальняя перспектива – то к 2020 году, то к 2025, то к 2030-му. А зато в 2006 году уже собираются завершить акционирование «Росэнергоатома». Характерна реплика, произнесенная недавно одним из приближенных Кириенко: «Если мы сейчас переведем всю отрасль на рыночные рельсы и повысим цены в отрасли до уровня мировых, то всё – поставленная президентом задача удвоения ВВП выполнена». И эти люди собираются вести нас в светлое будущее?

То же и в космической отрасли. Вот что недавно рассказывал сайт forum.msk.ru:

«30 ноября президент России освободил от должности генерального директора Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева Александра Медведева. Как сообщила пресс-служба ГКНПЦ, этим же распоряжением новым директором центра назначен Владимир Нестеров, работавший до этого начальником управления средств выведения, наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей Федерального космического агентства. Журнал “Новости Космонавтики” подчеркивает, что Александр Медведев возглавлял космический центр с февраля 2001 года, и делает вывод о том, что отставка Медведева подытоживает процесс “смены власти” на основных предприятиях ракетно-космической отрасли России.

Ранее руководство сменилось в РКК “Энергия”, НПО “Энергомаш”, НПО им. С.А. Лавочкина и других.

Это очень серьезный и очень нехороший симптом. Как мы уже писали раньше, готовится создание структуры, отвечающей за весь российский ОПК под кураторством вице-премьера С.Иванова. Этой структуре будут преданы, в том числе, и производственные мощности, находящиеся сейчас в прямом подчинении Роскосмоса. На их основе создадут холдинг, который после создания будет немедленно приватизирован. Главной целью тут является, конечно, экспортнесущая составляющая этих предприятий».

Напомним, на протяжении нескольких лет позиция Путина и его группы «силовиков» по космической отрасли декларировалась так: соединяем разрозненные предприятия в единые холдинги, чтобы восстановить их работу. Это называли чуть ли не возвращением к плановой экономике. Теперь оказалось, что эти холдинги создаются с целью их продажи. Под прикрытием красивых слов делают выгодный бизнес.

Очередным «нацианальным» проектом Путина было создание «инвестиционного фонда» – это ма-аа-а-ленькая часть стабилизационного фонда, которую обещали направить на перспективные научные проекты. И вот, в правительственном положении об этом инвестиционном фонде прямым текстом говорится: обязательным условием для государственной поддержки какого-либо научно-технического проекта является… участие в этом проекте частного капитала!

Известно, что в советское время ядерная и космическая отрасли прочно вписались в инфраструктуру народного хозяйства. Во многих ядерных городах атомные реакторы (в том числе и не промышленные, а научные или оборонные) обеспечивают город не только электроэнергией, но и теплом. Теперь правящие либералы  хотят эту инфраструктуру разрушить. А где возьмется отопление в том же Железногорске, после того как там разрушат реактор – это, ребята, ваши проблемы. Стройте угольную ТЭЦ, которая дает радиоактивное загрязнение большее, чем АЭС такой же мощности. Если инвестиции найдете.

В Московской области, какой город ни возьми – это окажется город, завязанный либо на авиакосмическую отрасль, либо на ядерную физику, либо на еще какое-либо наукоемкое производство. Путинское государство говорит, что 70% этого научного потенциала не нужны, поскольку «у нас нет внешних врагов» (а есть только враги внутренние), и поэтому пусть остаются только прибыльные экспортные 30%. А то, что эти 70% обслуживали не только оборонку, но и социальную инфраструктуру своих городов и регионов – им по-фигу.

Правильный путь решения этой проблемы такой: продолжать опережающее развитие наукоемких отраслей. Пусть космические предприятия производят корабли для лунных и марсианских программ, а атомные предприятия пусть продолжают производить плутоний для быстрых реакторов и для производства сверхтяжелых элементов. Дать этим предприятиям конкретную программу (например, в нашем проекте научной программы, опубликованной в интернете по адресу http://element114.narod.ru/programma.html дана такая программа с разбивкой по этапам, городам и предприятиям). И этим предприятиям наукоемкой отрасли, когда они будут загружены работой, и вернуть на баланс ЖКХ и прочую социалку и тем решить многие проблемы. Это и называется – локомотивы экономики.

Почему государство не хочет выполнять эти очевидные вещи? Потому что сегодня государство у нас – это главный олигарх. И его коммерческие интересы лежат в несколько другой плоскости, чем интересы населения и промышленности. Что ж, меры давления известны!

Артем  Буслаев