Хроника борьбы на Воронежском экскаваторном заводе

 

Воронежский экскаваторный завод (ВЭКС) имеет славную историю: рабочие этого завода одними из самых первых в городе поддержали Великую Октябрьскую социалистическую революцию, в память об этом у главного входа на завод была установлена мемориальная доска, которая висит и по сей день. В советское время продукция завода пользовалась огромным спросом не только у нас в стране, но и за рубежом. Сегодня ВЭКС, как и многие другие промышленные предприятия Воронежа, практически уничтожен. После развала Советского Союза спрос на отечественные экскаваторы резко упал, в результате вместо 1190 машин в год завод стал выпускать всего 40 машин, а в последние два года — и того меньше. В 2005 году на ВЭКСе началась процедура банкротства. В сентябре 2005 года арбитражным судом был назначен конкурсный управляющий Юрий Тарасов. Однако этот руководитель, по логике власти призванный спасти предприятие, наоборот, своими действиями лишь ускорил его развал и, что для нас самое важное, поставил рабочих завода (причём всех цехов!) в невыносимо тяжёлое положение, не выдавая им зарплату в течение последних десяти месяцев. В беседах с рабочими нам удалось выяснить весьма интересные факты: несмотря на кризис предприятия, сам управляющий завода продолжает жить на широкую ногу и по слухам не так давно приобрёл недвижимость в центре Воронежа на кругленькую сумму.

В феврале этого года, устав терпеть произвол, рабочие объявили забастовку. Профсоюзные лидеры (ФНПР), вначале поддержавшие требования трудящихся, вскоре пошли на попятную, на сговор с администрацией завода, и приложили все усилия, чтобы начальники-буржуа понесли меньшие убытки, однако рабочие не повелись на их лживые обещания и продолжили борьбу: в знак протеста они, поддержанные воронежскими левыми активистами, перекрыли на два часа одну из центральных магистралей города — Московский проспект. 27 февраля один рабочий начал голодовку, 28 февраля к нему присоединились четверо его товарищей. 2 марта голодовка была прекращена, так как этим пятерым рабочим выдали деньги. Однако остальным не дали ни копейки. Постепенно буржуазия, используя давление на рабочих активистов (в беседах нам удалось выяснить, что некоторым членам стачкома поступали угрозы физической расправы с ними и с их семьями, если не прекратится забастовка), а также «with a little help» от руководителей КПРФ, в начале заявивших, что «будем бороться до победного конца», а в самый сложный, переломный момент оставивших рабочий класс без должной поддержки, одержала победу: экономические требования рабочих не были выполнены даже отчасти, если не считать пятерых голодавших; требование отставки и привлечения к ответственности Юрия Тарасова было также проигнорировано.

В июле борьба вспыхнула вновь. 18 июля шестьдесят пять рабочих начали бессрочную голодовку. Кроме этих отчаянных мер, они применили и иные формы борьбы: Юрий Тарасов, придя в тот день в свой кабинет, был схвачен рабочими в заложники и был освобожден лишь через четырнадцать часов, когда в ситуацию вмешалась областная прокуратура. 24 июля к голодающим присоединились еще четыре человека. Всего их стало шестьдесят девять. На 25 июля Голодовка продолжалась уже целую неделю, причем здоровье многих голодающих необратимо ухудшилось — им требуется серьёзная медицинская помощь. Таким образом, даже если их требования о выплате зарплаты будут выполнены, то, скорее всего, эти деньги им придётся потратить на лечение. Пока же ни одно из требований рабочих не выполнено даже частично. Тарасов по-прежнему хозяин положения, и власть привлекать его к какой-либо ответственности, судя по всему, не собирается.

Воронежское отделение РКСМ(б) 25 июля, распространяя у проходной газеты «Бумбараш» и «Трудовая Россия», заверило рабочих в своей полной поддержке их требований. Однако голодовка, на наш взгляд, отнюдь не самая эффективная форма борьбы за свои права, о чём мы и сказали рабочим. Также мы объяснили почему им необходимо создать свой по-настоящему независимый профсоюз, почему необходимо переходить от чисто экономических требований к политическим, а также почему необходимо включиться в работу партии рабочего класса.

Буржуазии выгодно окончательное уничтожение ВЭКС. Не приходится сомневаться, что Тарасов отнюдь не случайный самодур, а исполнитель воли тех, в чьих руках находится настоящая власть. Дело заключается в том, что завод занимает 40 га земли практически в центре города, а это более чем лакомый кусочек. Представьте, сколько прибыли можно будет получить от продажи этой земли вместе с помещениями завода (держу пари, «наверху» уже давно решили какой участок кому будет принадлежать и как будет делиться последующая прибыль)! Ведь на экскаваторах сегодня «далеко не уедешь», а то, что более двух тысяч человек окажутся без места работы, при капитализме никого не волнует.

М. ВЕЧНЫЙ