Я с вами, товарищи!

Я смотрю на вас с первых страниц ваших газет: я там выгляжу либо добродушным, либо серьезным и вдумчивым, либо, наконец, сердитым и недовольным. Я слушаю ваши горячие речи на клубах – о парламентских и внепарламентских формах борьбы, о том, был ли построен вами социализм или так – жалкие потуги не социализм, о том, настала ли сейчас опять пора кружковщины… Иногда хочется вступить в спор – уж больно много ахиней несется с трибун и в кулуарах! Но не имею права. Я теперь вроде инопланетянина – наблюдаю вас, изучаю, а вмешиваться в ход истории нельзя.

Мы, большевики, в свое время вмешались, как следует, в этот ход: “загнали клячу истории”, как говорил ваш Маяковский. Но и необходимость была – надо было спасть Россию, спасать Европу, весь мир, наконец, от империализма и порождаемых им войн.

Осознавали ли мы в то время опасность краха, боялись ли, что будут “вешать нас на фонарях”? – интересуется некто “товарищ V” в одной из ваших газет. Конечно, осознавали; а вот боялись ли? Нет! Волков бояться – в лес не ходить. Призрак краха являлся нам не раз, особенно в восемнадцатом-девятнадцатом: немцы, потом левые эсеры???????????????, потом Колчак, Деникин, Юденич… А кулацкие восстания в двадцатом году! А опасность собственного нашего перерождения, которое пророчили нам сменовеховцы! А поражение революций в Европе! Мы несли рабочим Европы факел революции, а он у них зашипел и погас в болоте мещанства и порождаемого им оппортунизма. Но все-таки мы прорвались.

А забавный портрет мой сочинил вышеупомянутый “товарищV”! Вот уж диалектик! И “циничный идеалист”, и “зоркий слепец”, и “террорист”, и так далее… Прямо “жареное мороженое”! Но не обо мне речь. С вами-то что происходит, дорогие мои?

Путь вы прошли большой за время моего отсутствия. Большой и славный. Конечно, и дров наломали немало, да разве без этого бывает? Но ведь построили, ведь защитили от внешнего врага! А вот от внутреннего врага, от себя самих – от комчванства, от комвранья, от вируса частной собственности, от обмещанивания – не смогли.

Народ правильно говорит: “Худший враг баба – сама баба”. А ведь говорил я вам, чертям, об этих опасностях, предупреждал…

Конечно, есть объективные закономерности, и главная из них – отставание роста культуры от роста материального благосостояния. Да, вы победили голод (тоже не сразу), дали народу грамоту, дали книжки в руки, вырастили свою интеллигенцию взамен предавшей народ интеллигенции царского времени. Да, вы уже стали второй державой мира! И все это отдать за “свое, частное”? За свою лавочку, за “свою воблу (как говорил один из героев Всеволода Вишневского), за свою бензоколонку? Не делать счастье народа, а “делать деньги”? Как у вас теперь это называется – бизнес, Да вы английский-то знаете? Ведь business – это есть дело! Дело творчества – социального, научного, художественного. А у вас бизнесмен – это спекулянт, мешочник по-нашему. Что мы с ними делали в девятнадцатом году? Правильно!

Конечно, наша партия виновата – в том, что не оказалась умнее и честнее народа. Лозунг “Народ и партия едины!” теперь приобрел издевательский смысл. И хотя в основном партия поступала правильно, верной дорогой вела народ, да проглядела сам народ, сам рабочий класс. А выращенная вами интеллигенция – служит ли народу? Она должна быть мозгом нации, а она? Завопила о “диктатуре партии”, потом об экономике социализма, как о “телеге с квадратными колесами”, потом завопила “давай капитализм!”. А когда ей самой прижал хвост этот самый капитализм, она как “интердевочка” побежала за рубеж продавать все свое, чем можно заработать. Верно, что русская интеллигенция на протяжении двадцатого века трижды предавала свой народ; историю вы знаете не хуже меня, так что даты можно не напоминать.

Ладно, теперь надо думать, как вылезать из этой ямы.

Многие говорят, что центр мирового революционного движения перемещается в Латинскую Америку. Если это так, то похоже, что главные классовые битвы теперь развернуться именно на американском континенте. И тогда будет противостояние уже не “Восток – Запад”, а “Север – Юг”!

Ну, а Азия? Китай, Индия уже не спят, как было в наше время, когда цивилизованный мир практически умещался в Европе, ну еще и в Соединенных Штатах. Этот подъем самосознания народов – лишнее доказательство единства человеческого рода. Нет бездарных народов, есть бездарные руководители этих народов!

Ну, а нам с вами что делать? Главное – не растратить научный и революционный потенциал, накопленный за двадцатый век, передать его новым поколениям революционеров, которые растут и заявляют о себе во всех странах, на всех континентах. Пусть критически переосмысливают наш опыт – славный и горький, пусть идут вперед!

На Красной площади – только моя оболочка, душа моя с вами. Пусть мое имя и сделанное мною за тридцать лет борьбы сплачивают вас. Не грызитесь между собою, не вешайте друг на друга ярлыков, но будьте принципиальными.

“Учиться, учиться и учиться! – помните, говорил я комсомольцам – вашим дедам, Учиться и по книгам, и по жизни, учиться и на хорошем, и на плохом опыте. Так победим!

Записал товарищ С.