Кто будет хозяином

 

В прессе и на радио появились сообщения, что чины из правительства озаботились состоянием разваливающегося флота, как военного, так и грузопассажирского. В частности, сообщалось о том, что 12 сентября в Н.Новогороде прошло заседание Морской коллегии, поставившей задачу – повернуться лицом к скоростным видам судов: экранопланам и судам на воздушной подушке.

Я заканчивала Ленинградский Кораблесторительный институт в 1964 году, в группе "Скоростные суда". О том были и дипломные работы всех одногруппников. Писались они легко, так как в это время в соответствующих научно-исследовательских институтах и на заводах (в частности, в горьком) вплотную подошли к реализации таких проектов, и материала было предостаточно. Позже мне пришлось работать в НПО, проектировавшем движители для судов на воздушной подушке, применявшихся в оборонной промышленности. Суда строились, показывали свои интересующие промышленность и оборону качества. Не раз приходилось бывать на их испытаниях, наблюдать эти качества вживую. Позже, после событий 1993г., когда я ушла с работы исключительно по причине и с целью – более активно участвовать в борьбе за Советскую власть, мне приходилось бывать в родном НПО. Сначала – несколько лет безтемья, потом какая-то работа появилась. По свидетельству сотрудников, переоборудовали из имевшихся проектов заказы на экспорт. “А что же делает у вас военная приемка?”, – изумилась я. Ответили: “Снимает с документов секретность”. Думаю, комментарии излишни.

О том, как оценивают вполне сведущие в этом вопросе высшие чины флота и армии нынешнее состоянии ВМФ, писалось еще год назад (сайт nvo.ng.ru): «При нынешних темпах строительства – по 1-2 корабля в год, как откровенно доложил депутат Госдумы заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Михаил Захаренко, – в боевом флоте страны через 25-30 лет останется всего 25-50 кораблей. Резервы технического обеспечения, созданные на флоте 15-20 лет назад, практически уже исчерпаны. А это может означать только то, что запасные части, механизмы, сложное многочисленное оборудование для боевых кораблей и вооружения не заказывается у промышленности в необходимых количествах и не поставляется в ВМФ. В результате все технические резервы будут полностью израсходованы в ближайшие 5-10 лет. В выводах своего доклада флотоводец указал, что сейчас создалась реальная угроза существованию всего ВМФ в целом.

Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов рассказал «НВО», что считает выступление адмирала Захаренко объективным, глубоким и аргументированным...

Критическая оценка нынешнего состояния ВМФ, данная адмиралом Захаренко в Госдуме, нашла поддержку в лице Морской коллегии при правительстве РФ. Один из представителей Морской коллегии, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что необходимо прекратить списывать боевые корабли, не выслужившие установленные сроки эксплуатации.

Таким образом, выступление в Госдуме РФ заместителя главкома ВМФ и заявление в информагентстве анонимного представителя Морской коллегии при правительстве РФ представляют собой не что иное, как сигналы SOS из российского ВМФ.

Сами моряки считают, что техническое состояние боевых кораблей не выдерживает никакой критики... В прошлом году министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что наш российский флот, например, уже по интенсивности учений можно сравнить с советским Военно-морским флотом (выдною – Н.Г.)...

Ряд адмиралов и военных экспертов указывали на плачевное состояние нашего военного флота и его потенциальных возможностей по защите российских водных рубежей. Адмиралы понимают, что не ровен час, и где-нибудь на океанских просторах может произойти серьезное ЧП. Поэтому значительно сокращаются радиусы боевого патрулирования кораблей - до береговой охранной зоны.

В той же плоскости пытаются переориентировать судостроительную программу. Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов... сделал весьма осторожное заявление: развертывается строительство прежде всего относительно дешевых кораблей ближней морской зоны.

Эксперты... озабочены тем, что на отпущенные бюджетные крохи понастроят дешевых небольших корабликов прибрежной зоны, а другие страны в это время будут спускать на воду принципиально новые экранопланы и совершенствовать ударные авианосцы с ракетными крейсерами, создавать абсолютно бесшумные и неуязвимые атомные подводные крейсера. В итоге Россия уже через 25 лет вполне может оказаться в ситуации, аналогичной 1904 году, когда наши эскадры были разгромлены в Цусимском сражении в техническом плане более совершенным японским военным флотом. (А что было после 1904 года и чем прославился в истории Броненосец Потемкин, думаю, напоминать не надо – Н.Г.)

Все вышесказанное заставило Морскую коллегию обратить свой взор на те суда будущего (на воздушной подушке, скеговые, экранопланы), которые советская промышленность осваивала в своем славном прошлом. Как сообщили «Деловые новости», 12 сентября с.г. прошло заседание Морской коллегии в Н.Новгороде, на котором также констатировалось плачевное состояние уже морского и речного грузопассажирского флота. Присутствовавший там министр обороны Сергей Иванов сообщил, что «участники заседания считают – данную проблему можно решить, в частности, применением экранопланов. Их грузоподъемность достигает 600 тонн, а автономность плавания — 30 суток. Подобные суда в советское время применялись для нужд Минобороны».

На следующий день должно было пройти совещание в рамках ВПК. Иванов «напомнил, что Нижний Новгород является центром сложного машиностроения и 40% предприятий ВПК являются головными». (Вот сюда-то и приглисили власти НАТО-вцев для проведения учений!).

Однако, обсуждение показало, что как и все проблемы в стране, эта также уперлась в нерешимый вопрос капиталистического общества: как в условиях рыночной экономики найти частные компании, заинтересованные в приобретнии скоростных судов.

Так что все будет зависеть от того, найдется ли “хозяин”... Или от того, кто станет хозяином во всем нашем обществе – рабочие и инженеры, делающие эти суда, или буржуи, пожелавшие получать прибыль из морских и речных перевозок.

Подготовила Н.Глаголева