Подарок на день рождения

 

28 сентября 2006 г. Виктору Харе исполнилось бы 74 года.

На площади перед президентским дворцом Ла-Монеда еще лет 6 назад горел “огонь свободы” в честь “победы” чилийской армии над “раком марксизма”. Времена поменялись, огонь погас, победа оказалась государственным преступлением. Из части пиночетовских туннелей (на всякий случай ведших из президентского дворца в несколько неизвестных направлений, которые уже известны) сделали подземную стоянку для машин, а из другой – постоянный выставочный центр для индейского искусства.

В день рождения Виктора Хары на этой площади, которую недавно назвали площадью Культуры, открылась экспозиция его фотографий. На инагурации была президент Чили Мишель Бачелет, которая, собираясь в кругу близких в свободное от президентских обязанностей время, частенько берет в руки гитару и поет песни именинника. Ее отец, генерал чилийских ВВС Альберто Бачелет, как и Виктор, погиб в фашистских застенках. Как и у Виктора, его главными преступлениями были достоинство и последовательность.

28 сентября по центральному каналу чилийского телевидения провели открытый общенациональный конкурс на звание самого любимого певца Чили. В течение двух часов вся страна участвовала телефонными звонками, СМС-ками и мейлами. Из 10 кандидатов победил Виктор Хара. Чтобы понять особенность этого события, нужно учесть, что через 18 лет после возвращения «демократии» сегодня центральное чилийское телевидение возможно ВПЕРВЫЕ показывало Виктора Хару и транслировало его песни. Эта демократия всегда панически боялась памяти, дискуссий, идей и реального участия в ней тех, кому властью отводится обычно роль массовки. Чтобы не обострять конфликтов, чтобы не бередить ран, чтобы не будоражить общество, чтобы... забыть своих мертвых, оставить их в одиночестве наедине с историями прошлого, которые пугают своими призраками настоящее.

При диктатуре и при осторожной и благоразумной чилийской демократии–послушной дочери диктатуры имя Виктора в СМИ все эти годы оставалось под запретом. И нам казалось, что в Чили его уже не помнят или не знают, и что, перефразируя Высоцкого, из этой земли вытоптать сапогами душу все-таки удалось. Признаюсь, я думал о чилийцах хуже, чем они есть на самом деле.

Через 33 года после своей жизни и в 74-й год своего рождения Виктор в самой массовой чилийской программе избран своими соотечественниками самым любимым певцом страны. Такой вот подарок.

И еще я вспомнил об одной старой фразе другого артиста из другой страны: Александра Яковлевича Розенбаума. Когда-то она меня и многих моих знакомых очень впечатлила. И даже не тем, что каждое слово в ней – ложь, а тем, что подобное мировосприятие иначе как фашистским не назовешь. Нет. Я думаю о том, как беззащитны мы перед любой глупостью или сказкой, когда мировые средства информации превращают их в очередную официальную правду.

Вот она, эта, по-стервятничьи крылатая фраза Розенбаума:

“Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошел со всеми будоражить”.

Я никогда не был обожателем всего репертуара Александра Розенбаума, но был у него десяток-другой песен, которые мне нравились. После этой фразы стало неинтересно его слушать. Хорошо, что до Чили его творчество (и его интервью) не доходило и не дойдет.

А песни Виктора обошли мир, чтобы вернуться в Чили, начинающую оправляться от многолетней комы. Годы, ставшие рубцами безвременья и беспамятства, заканчиваются. Потому что эта маленькая узкая страна – не только ее медь, вина и туристические пейзажи. Чили это еще ее незабытые песни. Песни любимого певца ее народа.

Олег Ясинский

http:// www.communist.ru

 

***

 

...со стадиона “Чили” дошли отличающиеся друг от друга рассказы о том, как расстреливали певца. Одно в них совпадает. Измученный пытками, изможденный голодом и недосыпанием, Виктор собрал все свои силы и бросил вызов палачам, наводившим на него дула автоматов. Он запел. Одни утверждают, что это был гимн Народного единства “Мы победим”(Wenseremos). Другие говорят, что это была его песня “Народ-созидатель”. Но разве имеет значение, что именно он пел! Он пел песню революции, когда грянули залпы, оборвавшие его жизнь.

Леонард Косичев

http://www.vokrugsveta.ru