ЦЕНА  РЕФОРМ

 

В результате целенаправленной деятельности наших доморощенных «реформаторов» в стране в скором времени вообще не будет рабочего класса. В соответствии с основными положениями теории марксизма-ленинизма главной движущей силой пролетарской революции является рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством. Складывается впечатление, что, напуганные призраками всевозможных цветных революций, бродящих по Европе и Азии, руководители государства Российского взяли курс на полное уничтожение этих двух основных революционных сил.

За последние 10 лет численность квалифицированных рабочих в России сократилась в несколько раз. Что касается трудового крестьянства, то оно практически полностью уничтожено на корню. Достаточно взглянуть на бескрайние, заросшие бурьяном невозделанные поля и покосившиеся набок ветхие постройки, некогда представлявшие собой благоустроенные фермы и скотные дворы.

* * *

В советские времена в стране существовала четкая, логически выстроенная система образования. Начальная профессиональная подготовка осуществлялась в рамках средней общеобразовательной школы. Уже с 5-6 класса начиналась профессиональная ориентация учащихся. Для тех, кто по целому ряду причин не мог или был не в состоянии обучаться в старших классах средней школы, открывались двери огромного множества ПТУ со средним или без среднего образования. Практически все они выполняли отраслевые заказы на подготовку рабочих кадров. Каждое было «приписано» либо к отрасли в целом, либо к конкретному предприятию. Следующей ступенькой профессионального образования являлись средние специальные учебные заведения или техникумы. В отличие от ПТУ, техникумы готовили управленческие кадры среднего звена. Причем не только в сфере техники и производства, но и в социальной. Это были медицинские сестры и фельдшеры, работники библиотек и домов культуры, продавцы и экскурсоводы. Словом все, кто непосредственно на рабочем месте выполнял конкретную практическую работу. Многие, закончив техникумы, на долгие годы становились полноценными производителями общественных благ в общей системе народного хозяйства.

Завершала стройную систему профессионального образования высшая школа. Люди старшего поколения помнят, что данная система подготовки специалистов через высшие учебные заведения строго регламентировалась потребностями развития экономики и социальной сферы государства. Причем планирование осуществлялось в перспективе не на один год, а, как минимум, на пять. Данный принцип позволял любому гражданину страны с уверенностью смотреть в будущее, осознанно выбирать востребованную в обществе специальность и прогнозировать свой профессиональный рост.

Венцом профессионального образования являлась подготовка научных и исследовательских кадров. За редким исключением, в сферу науки и высоких технологий шли самые одаренные и самые талантливые представители высшей школы. Быть ученым было хоть и не очень денежно, но весьма престижно. Звание профессора и доктора наук означало принадлежность человека к творческой элите страны. Причем слово элита никогда не заключалось в кавычки. Ибо эти люди действительно создавали уникальный, никем более в мире не воспроизводимый продукт. Именно поэтому за российскими умами уже в те времена гонялись спецслужбы всех западных стран. И именно поэтому сохранение интеллектуального богатства страны не без основания считалось предметом национальной гордости.

Что же с нами произошло за истекшее десятилетие?

Ни много ни мало – социальная контрреволюция. Начав с разрушения идейных основ советского государства в 1985 г., мы пришли к разрушению всей политической и экономической системы в 1991 г. За этим последовали глубокие социальные изменения в недрах всего общества. В первую очередь это коснулось системы образования. Уже к 2000 году новоиспеченные российские «реформаторы» практически уничтожили существовавшие доселе образовательные стандарты, не удосужившись разработать новые. При этом самой жестокой ломке подверглись стандарты профессионального образования. Да и само понятие профессионального образования приобрело совершенно другое значение и совершенно иной смысл. Если раньше речь шла об «образовании для государства», то теперь на первый план вышло «образование для себя». Это означает, что не государство, а сами граждане сегодня пытаются регулировать систему профессиональной подготовки кадров в стране. В одночасье мы получили огромную армию невостребованных юристов, банкиров, менеджеров, туристических агентов. Прикрываясь красивыми фразами о «демократических свободах» и «правах человека», наши «реформаторы» фактически привели к грубейшим нарушениям этих самых прав. Ибо самое главное право человека – получить хорошую работу, которая могла бы полностью обеспечить реализацию его творческих способностей и создать ему достаточную материальную базу для формирования нормальной семьи.

Серьезнейший удар пришелся по подготовке кадров для производства и жилищно-коммунального хозяйства.

В период дикой приватизации вся система профессионально-технических училищ была распродана вместе с отраслевыми предприятиями. Она оказалась ненужной обузой для новоявленных хозяев, настроенных на максимальное выкачивание дивидендов из действующего производства. С самого начала было очевидно, что подобный подход означает рубку сука, на котором сидит вся отечественная промышленность, так как уже через несколько лет приток квалифицированных рабочих кадров на производство полностью прекратился. Многие предприятия из производственных гигантов превратились в гигантские перевалочные базы для импортного ширпотреба, в склады продукции, произведенной далеко за пределами России. В этом плане весьма характерен пример текстильного города Иваново, который практически лишился своего известного на весь мир текстильного производства и превратился в лавочку, торгующую низкопробным импортным барахлом.

Самый ощутимый удар был произведен по подготовке кадров в стратегических отраслях промышленности: авиа- и приборостроение, транспорт и связь, точное машиностроение, оружейное производство. Уже к 2000 г. было закрыто и ликвидировано до 60% ПТУ и техникумов. Оставшиеся «в живых» продолжают влачить жалкое существование. Сегодня вся система среднего профессионального образования фактически отделена от отраслевого производства и передана на баланс региональных и муниципальных бюджетов. Редким исключением в этом процессе выглядят ПТУ, техникумы и ВУЗы железнодорожного транспорта, которые в отчаянной борьбе пытаются отстоять свои права на продолжение качественной подготовки кадров для своей отрасли. Ибо потеря квалифицированных кадров для железных дорог, являющихся сегодня главными путевыми артериями государства Российского, будет означать неминуемый паралич этого государства. Но это, к сожалению, редкое исключение. Большая часть учреждений профессионального образования все-таки передана на региональные и муниципальные бюджеты. В свою очередь эти региональные и муниципальные власти, задыхающиеся от огромной массы социальных проблем, не в состоянии обеспечить им должный уровень финансирования. Поэтому идет процесс тихого, но уверенного умирания всей системы подготовки профессиональных кадров.

Двигаясь далее по цепочке, мы имеем фактическое разрушение всей системы жилищно-коммунального хозяйства. В этой чрезвычайно важной для страны отрасли сегодня просто некому работать. Обычный слесарь или электрик – величайшая редкость. Это может стать настоящей национальной трагедией для крупнейшего государства мира. Ряд регионов России: Ивановская, Владимирская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Ярославская области потеряли до 80% своих ПТУ и техникумов. А регионы Северного Кавказа потеряли все 100%.

С гибелью ПТУ во весь рост встала еще одна острейшая социальная проблема. Большая часть подростков из малообеспеченных семей, которые раньше могли получить профессиональную подготовку, позволявшую им хотя бы элементарно прокормиться, оказались на улице и пополнили собой армию беспризорников, активно используемых преступными элементами всех мастей. Резко возросла криминализация общества. Повысился градус общественной напряженности.

Есть и другой аспект проблемы. Амбициозная задача удвоения внутреннего валового продукта, поставленная Президентом России, никогда не будет решена за счет продажи нефти. Это понимают даже те, кто слабо разбирается в тонкостях экономической политики. Потому что продажа энергоресурсов приводит к росту денежной массы и вместо повышения благосостояния дает скачок дополнительной инфляции. Соответственно, процесс обнищания населения ускоряется. Это парадоксально, но факт. Усугубляется он тем, что вместо вложения денег в развитие производства и подготовку квалифицированных кадров, они направляются на погашение внешних долгов или в «стабилизационный фонд».

Удвоить ВВП можно только за счет роста производства. Но суровая реальность сегодня такова: на предприятиях нехватка квалифицированных рабочих достигает 80%. Число работников в России с высшей степенью квалификации составляет менее 15% (в Германии – 43%, в США – 56%). И это при неуклонном росте безработицы, которая в центральных черноземных районах России составляет 25-30%, а в республиках Северного Кавказа достигает 90% от работоспособного населения. К сожалению, данную удручающую статистику никто не хочет анализировать. А зря. Она наиболее ярко показывает истинное положение дел в российской экономике.

Исправить положение дел можно только двумя путями. Первое: направить полученные в результате продажи нефти деньги в инвестиционные проекты по возрождению отечественной промышленности и сельского хозяйства. И второе: упорядочить систему государственной подготовки квалифицированных профессиональных кадров.

Сегодня очень много и часто говорят о роли работодателей. При этом забывая, что большая часть так называемых нынешних российских «работодателей» получила огромные куски отечественной промышленности в результате мошеннических залоговых приватизационных аукционов. Они осуществляют эксплуатацию данных объектов диким, варварским, хищническим способом, пытаясь выжать из них максимальную прибыль и спрятать ее побыстрее в западных банках. Этим временщикам не нужны затраты по подготовке квалифицированных кадров, поскольку они не планируют надолго связывать свою жизнь со страной, которую мы гордо называем Россией. Уделом их мечтаний является покупка зарубежных футбольных клубов или строительство престижных вилл в фешенебельных кварталах Старого Света. В такой ситуации только государство в состоянии с учетом важнейших национальных интересов решить проблему организации профессионального обучения населения страны.

Но государство, как ни странно, целиком и полностью от данной проблемы устранилось (что же странного, государство-то капиталистическе – ред.). Началось все с того, что уже к середине 90-х годов были ликвидированы все специализированные ведомства, занимавшиеся профессиональным образованием. Они плавно перекочевали частично под крыло отдельных отраслевых министерств, а частично под крыло Министерства образования. Сегодня в структуре Министерства образования и науки Российской Федерации проблемами профессионального образования занимается один небольшой департамент, руководители которого сами толком не знают, что такое качественная профессиональная подготовка кадров. Об этом свидетельствуют весьма неграмотные выступления данных чиновников на различного рода слушаниях по проблемам развития профессионального образования в стране.

Таким образом, «работодатели» не хотят заниматься столь важной для страны проблемой, а государственные чиновники не могут.

В результате «реформирования» всего и вся мы каждый год недосчитываемся одного миллиона наших граждан. Десятки тысяч мужчин в полном расцвете творческих сил гибнут ежегодно от алкоголизма и хронических болезней, вызванных острейшей депрессией. Российская молодежь, лишенная возможностей получить полноценное профессиональное образование и благоустроить свою жизнь, ищет спасения в наркотиках. Тысячи молодых, полных сил мужчин на Северном Кавказе, лишенные возможностей нормальным способом зарабатывать себе на жизнь и обеспечить благосостояние своим семьям, вступают на “тропу войны” в надежде хоть как-то спасти своих близких от нищеты и голодной смерти.

...Вот цена непродуманных реформ в экономике и в образовании.

Сергей Комков,

доктор педагогических и

философских наук, профессор

http://www.ros-odn.ru/

От редакции. Мы привели красноречивые факты о разрушении профессионального образования, изложенные хорошо знающим положение дел профессором С.К.Комковым, опустив приведенный далее его мрачный прогноз на будущее страны, с которым мы не можем согласиться. Ибо в нем не учитывается то растущее сопротивление людей Труда разрушению страны, организовать которое и есть сегодня неотложная задача коммунистов.