Делая возможным невозможное

(тезисы для развертывания дискуссии в левых силах)

 

Революционная борьба свела свои цели в основном к экономике и государству, но мало сделано для включения в нее борьбы против культуры и отчужденной цивилизации, нас окружающей, забывая, что даже при социализме новое общество должно жестко конкурировать с прошлым, поскольку его родимые пятна проникают в настоящее через индивидуальное сознание и потому надо ежедневно работать над их искоренением (Че).

* * *

…Необходимость дисциплины и трудность проведения демократических дискуссий в условиях подполья, а затем в условиях последовавшей войны, привели к тому, что многие партии и военно-политические организации прибегали к централистским методам политических действий, забывая, что для сплочения действительно революционного движения масс надо завоевать сознание и сердца людей.

Однако, борясь с бюрократическим централизмом, следует избегать другой крайности – ультрадемократизма, ведущего к тому, что на дискуссии уходит много больше времени, чем на действия, поскольку все, даже то, что не нужно, становится предметом бесконечных дискуссий, выхолащивающих действие.

…Сочетание организации единого центрального руководства и демократической дискуссии на различных уровнях и есть демократический централизм. Это сочетание диалектическое: в сложные политические периоды (революция, война) упор делается на централизм; в спокойный период, при более плавном течении процессов – на демократизм.

Корректное сочетание централизма и демократии должно стимулировать инициативу руководства и рядовых членов партии. Если же этого нет – партия, как организация, теряет чувствительность, не выполняя принципы внутренней демократии. Это препятствует реализации творческого потенциала ее членов и ведет к падению ее политической эффективности.

* * *

Демократический централизм требует не только подчинения меньшинства большинству, но и уважения меньшинства большинством, поскольку меньшинство может быть право.

Меньшинство надо не подавлять и изолировать, а уважать. Меньшинство должно подчиняться рабочим решениям большинства, но не должно отказываться от своей политической, теоретической, идеологической точки зрения. Наоборот, оно должно бороться в их защиту до тех пор, пока не переубедит оппонентов или само не будет переубеждено.

Почему меньшинство должно продолжать защищать свои позиции перед большинством? Потому что меньшинство может быть право, его анализ может быть ближе к реальности. Поэтому те, кто в данный момент в меньшинстве, не только имеют право, но и обязаны защищать свои позиции, бороться за завоевание большинства путем внутренних дебатов.

С другой стороны, если большинство уверено в своей правоте, оно не должно бояться дебатов. Наоборот, оно должно вести их до полного переубеждения меньшинства. Когда большинство избегает столкновения позиций, это демонстрирует его слабость, потому что оно чувствует себя большинством формальным и не представляет реального большинства членов партии.

Скольких расколов можно было бы избежать, если бы уважалось мнение меньшинства? Вместо этого использовалась вся мощь бюрократического аппарата для его подавления, оставляя меньшинству лишь один выход – раскол.

* * *

Чтобы жизнь внутри партии была действительно демократической, надо иметь в ней пространство для дискуссий, конструирования позиций, взаимного обогащения через обмен мнениями. Поэтому надо избегать санкций за “не ту” позицию.

Поиск наиболее адекватных механизмов дискутирования, – одна из актуальнейших задач левых сил.

Следует подчеркнуть, что в наши дни внутрипартийные дискуссии обязательно становятся достоянием публики и это надо учитывать при дебатах.

* * *

Реальная демократизация партии требует наиболее эффективного участия ее членов в выборе руководства: его следует выбирать более по идеологическим позициям, чем по личным симпатиям. Отсюда важность того, чтобы эти различные позиции были известны в партии через внутрипартийную печать.

* * *

В мире, где царит коррупция и существует, как отмечалось выше, растущее неверие в политические партии и в политику вообще, крайне важно, чтобы левая организация имела отчетливо иной этический профиль, способный воплощать в повседневной жизни те ценности, о защите которых она говорит, чтобы ее практика была едина с заявлениями, как у Че, почему он и является столь притягательным для молодежи, уставшей от слов, расходящихся с делами.

МАРТА ХАРНЕКЕР,

член ЦК Компартии Кубы,

из кн. «Делая возможным

невозможное», 1998г.