Как начиналась дорога в космос

 

В январе этого года мы отметили 100-летие со дня рождения выдающегося конструктора космических кораблей С.П.Королева. Но этот год оказался богатым и на другие даты, связанные с открытой нашей страной, Советским Союзом, космической эрой. В начале 30-х годов ХХ века в Москве на базе общественной организации при ОСАВИАХИМе была создана знаменитая ГИРД (группа изучения реактивного движения) – колыбель советской космонавтики. Наиболее активный ее период относится к 1932 году, то есть происходило это 75 лет назад. В ГИРД наряду с Королевым работал и создавал первый реактивный двигатель замечательный человек и ученый Фридрих Артурович Цандер, 120-летие которого отмечается в этом году. Добрым гением ГИРДа, который помогал его становлению и своими работами, и своими консультациями был простой учитель физики и Великий Ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, 150-летие со дня рождения которого отмечает мир в 2007 году. Вспомним несколько мгновений из жизни легендарного ГИРДа, перечитав отрывки из рассказывающих о нем книг.

Когда люди старшего поколения вспоминают тридцатые, невольно поражаешься множеству контрастов. Страна спешила навстречу будущему. На жгучем морозе юноши и девушки строили город Комсомольск. Вчерашние крестьяне, не успев снять лаптей, возводили у подножья горы Магнитной доменные печи. Было голодно. В магазинах Торгсина шла продажа на золото. Там можно было купить все то, что казалось волшебным сном обладателям заборных книжек. Газеты и журналы печатали фотографии землекопов с лопатами, тачками, повозками-грабарками. Так строились Турксиб и Кузнецк, автозавод в Нижнем Новгороде и Днепрогэс...

Русский язык обогатился десятками новых слов: ударник, колхозник, летун, промтовары. Среди слов-памятников этой бурной эпохи и непонятное словечко «ГИРД». Шутники расшифровывали его так: «Группы инженеров, работающих даром». (Вслед за первой, московской, группой энтузиасты грядущего освоения космоса и реактивной техники создали подобные группы в 80-ти городах страны – ред.). Имелась в виду и бесплатная работа, и работа бесполезная.

На деле группы изучения реактивного движения стали той самой армией, о которой долго и безуспешно мечтал Циолковский. Разбитая в 1924 году, когда было расформировано Общество межпланетных сообщений, она воскресла восемь лет спустя, чтобы сражаться за ту же идею. Что из этого получилось – общеизвестно: в космос первыми проникли мы.

«В 1931 году, – вспоминает И. А. Меркулов, – группа ученых и инженеров обратилась к председателю Центрального совета Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, предшественник ДОСААФ СССР – ред.) с предложением организовать работы в области ракетной техники. Это предложение было принято, при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима была организована секция реактивных двигателей, руководителем которой был избран Ф. А. Цандер.

Во второй половине 1931 года эта секция была преобразована в группу изучения реактивного движения – ГИРД».

С первых же дней Циолковский был в курсе дел новой организации. Ученый внимательно прочитал и бережно сохранил письма Ивана Петровича Фортикова (Ответственный секретарь ГИРДа, вел организационную работу), одного из инициаторов ГИРДов. Вот несколько отрывков из этих писем:

31 сентября 1931 года. «После преодоления всех трудностей, после упорной и большой работы проектируемая мною организация, наконец, приняла признанные формы. В состав группы входят представители и актив ЦАГИ, Военно-воздушной академии, МАИ...

Я хотел бы, чтобы Вы возглавили нашу работу. Мне кажется, что пришло Время осуществить все Ваши гениальные труды на практике...»

7 ноября 1931 года. «Мы работаем над постройкой бесхвостового ракетоплана; дело так двигается, что 1 февраля, я рассчитываю, мы сумеем демонстрировать свои успехи».

4 июля 1932 года. «Наши опытные работы по реактивному самолету-ракетоплану «ГИРД-РП-1» подходят к концу. Конструкция самолета бесхвостового типа (треугольник) инж. Б .И. Черановского закончена и испытана как машина в качестве планера на обыкновенном авиационном моторе. Показатели блестящие. Ракетный двигатель типа инж. Ф. А. Цандера ныне в работе. В скором времени мы испытаем его надлежащим образом, а затем установим на самолет...

У нас работает много квалифицированных инженеров, но лучшим из лучших является председатель нашего техсовета инж. С. П. Королев. Я рад, что отыскал такого преданного делу человека, как он, ибо уже теперь он сделал для нас всех много и много. Он-то и будет пилотировать первый ракетоплан».

Для такого утверждения у Ивана Петровича Фортикова были все основания. К тому времени двадцатишестилетний Королев был известным летчиком-инженером, конструировавшим планеры. Вслед за Московским высшим техническим училищем молодой инженер окончил в 1930 году школу летчиков-парителей. На сконструированном им в 1930 году планере «Красная звезда» летчик Степанчонок впервые в мире. выполнил фигуры высшего пилотажа в безмоторном полете.

Упорно и настойчиво шел Королев к четко поставленной для самого себя цели – к созданию планера, способного превратиться в ракетоплан. «С этой целью, – пишет историк техники К. И. Трунов, – и увеличивалась от планера к планеру нагрузка на квадратный метр крыла. Это была сверхдерзкая мысль, если вспомнить, что в 1929 году Ф. А. Цандер только еще произвел расчет своего ракетного двигателя... Конструктору планера нужно было не только предвидеть далеко вперед, но и твердо верить в будущее ракетной техники».

Несколько опережая события, заметим, что не планер Б. И. Черановского, о котором писал Циолковскому Фортиков, а планер С. П. Королева СК-9, снабженный двигателем Ф. А. Цандера ОРМ-65 превратился в 1938 году в ракетоплан РП-318-1. В 1940 году его успешно испытал летчик В. К. Федоров. Это были первые в нашей стране полеты на самолете с жидкостно-реактивным двигателем.

Автор, Из кн..... гл. четвертая. «Да здравствует жизнь!»

 

И еще несколько слов о становлении московского ГИРДа, в подвалах на Садово-Спасской ул. (из кн. Я.Гаврилова «Королев»)

Парадокс, но сила ГИРД была в ее слабости: никто не ждал никаких материальных благ, никто не приходил «подзаработать», все понимали, что насмешки над «лунатиками» не окончатся завтра, что славу это дело не принесет, что карьеру на нем не сделаешь. Человеку меркантильному, не по-хорошему расчетливому, тщательно строящему свою карьеру, нечего тут было делать. Тут не было ничего, кроме интересной работы...

Старший инженер, а затем начальник бригады ГИРД Корнеев описывает такой случай:

«Заканчивали производство реактивного двигателя с ребрами охлаждения, причем отдельные детали нужно было паять только серебром. Серебра не было, да и денег в кассе ГИРД не было. Как быть? Что делать? Но никто не пал духом из-за этого. На следующий день, не сговариваясь между собой, многие принесли серебро из дому: кто серебряную чайную ложку, кто крестик, а кто серебряную стопку. Все эти серебряные «детали» тут же расплавили в тигле, камера была запаяна и хорошо прошла огневые испытания».

Спаянная великой дружбой самоотверженных и преданных делу людей, их мечта прошла огневые испытания и вывела нашу страну на передовые рубежи в освоении космического пространства.

Н.Г.