Десятый тезис

 

«Апрельские тезисы» – документ великой силы. Он позволил изменить наиболее вероятный в 1917-м исход событий – упрочение власти буржуазии. Тезисы доказали, что даже маленькая партия, обладающая адекватным пониманием реалий эпохи, способна решающим образом влиять на направление и скорость исторического процесса.

Однако в год 90-летия Великого Октября стоит помнить и о том, что любой ортодоксальный документ в руках оппортунистов может стать инструментом разрушения марксистской науки. Не избежали этой участи и «Апрельские тезисы».

Восстановим исторический путь к «тезисам». Они появились не из случайного озарения гения, а из суммы концептуальных идей, всегда составлявших теоретический базис марксизма. Это была теория мировой перманентной революции. Для Ленина и большевиков было непреложно, что «мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути»(ПСС. т.11, с.222), поскольку «социализм – не готовая система, которой будет облагодетельствовано человечество. Социализм есть классовая борьба теперешнего пролетариата, идущего от одной цели сегодня к другой завтра во имя своей коренной цели, приближаясь к ней с каждым днем» (т.23, с.54).  Когда Февраль 1917-го обозначил половину пути, большевики повели революцию дальше.

 Первая Программа РСДРП говорила, что капитализм установил «такую тесную связь между всеми народами.., что великое освободительное движение пролетариата должно было стать и давно уже стало международным. Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран». II съезд рекомендовал Совету партии «озаботиться представительством» во II Интернационале.

Национальные задачи формулировались, исходя из этой общемировой тенденции. «На пути к общей конечной цели, обусловленной господством капиталистического способа производства, – гласит текст, – социал-демократы разных стран вынуждены ставить себе неодинаковые ближайшие задачи как потому, что этот способ не везде развит в одинаковой степени, так и потому, что его развитие в разных странах совершается в различной социально-политической обстановке».  Уже из этого ясно, что русская революция никогда не мыслилась вне контекста революции мировой, а «ближайшие задачи» никогда не перекрывали цель.

Чем больше мировая война калечила души народов, тем сильнее становилась убежденность в неизбежности революционного выхода из неё. И тем сильнее становились мотивы интернационализма в размышлениях Ленина и в решениях партии. В работе «О лозунге Соединенных Штатов Европы» Ленин предвидит начало эпохи социалистической революции, «которую нельзя рассматривать как один акт, а следует рассматривать, как эпоху бурных политических и экономических потрясений, самой обостренной классовой борьбы, гражданской войны, революций и контрреволюций» ( т.26, с.352). Отсюда его вывод об обязанностях первой победившей революции: «Победившей пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального капиталистического мира, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и государств»( т.26, с.354).

«Да здравствует русская революция! Да здравствует начавшаяся всемирная рабочая революция!» Это последние слова Ленина в эмиграции и первые с броневика, по приезде в Россию. Они оставались главными лозунгами партии на пути от апреля к Октябрю. Историю 1917 года невозможно понять, не учитывая неразрывное единство этих лозунгов.

 «Апрельские тезисы» – воплощение этой логики. Тезис десятый ставит задачу: «Обновление Интернационала» (т.31, с.116).  Что за ним? Прежде всего, понимание факта, что одинокая революция обречена на поражение. Поражение в смысле превращения только в победу революции буржуазной. «Русский пролетариат не может одними своими силами победоносно завершить социалистическую революцию. Но он может придать русской революции такой размах, который создаст наилучшие условия для неё, который в известном смысле начнет её», – подчеркивает Ленин в «Прощальном письме к швейцарским рабочим» (т.31, с.93). Русскому пролетариату нужны союзники, появлению которых мешает одно – «временная победа в европейском социализме отвратительных лакеев империалистической буржуазии» в лице оппортунистов. Надежда, что эту «грязную пену» смоет волна революции, была отнюдь не беспочвенной весной 1917 года.

Издевки Плеханова и иже с ним по поводу «грёзофарса» расчетов на мировую революцию, о «прямой линии, проложенной в безвоздушном пространстве», отнюдь не смутили большевиков. В решениях VII конференции записано: «Русская революция является только первым этапом первой из пролетарских революций, неизбежно порождаемых войной». «Только при условии перехода власти к рабочему классу, если его поддержит большинство крестьян, можно рассчитывать на быстрое восстановление доверия рабочих других стран, на могучую европейскую революцию, которая сломит иго капитала и разобьет железные тиски преступной бойни народов». Отсюда задача «взять на себя инициативу по созданию III Интернационала», в рамках которого можно «гарантировать наиболее планомерное развитие и возможно более верный успех всемирной социалистической революции». Это сказано до того как Троцкий, для многих ныне олицетворяющий перманентную революцию, вернулся из эмиграции и стал членом РСДРП(б).

Идея мировой революции была руководящей и для VI съезда партии. «Ликвидация империалистского господства ставит перед рабочим классом той страны, которая первая осуществит диктатуру пролетариев и полупролетариев, задачу всяческой (вплоть до вооруженной) поддержки борющегося пролетариата других стран, – сказано в его решениях. – В частности такая задача станет на очереди перед Россией, если, что очень вероятно, новый неизбежный подъем русской революции поставит у власти рабочих и беднейших крестьян раньше переворота в капиталистических странах Запада».

Вспомним и факт, что ЦК большевиков, принимая 10 (23) октября директиву о начале восстания, выбирает его момент не только в связи со II съездом Советов, но и в связи с «восстанием во флоте в Германии, как крайним проявлением нарастания во всей Европе всемирной социалистической революции». А также в связи с «угрозой мира империалистов с целью удушения революции в России» и с «несомненным решением русской буржуазии и Керенского сдать Питер немцам» (КПСС в резолюциях. М.1970).

Своих решений партия не скрывала, а, наоборот, всячески пропагандировала. Она была поддержана народом именно как партия интернационалистов. VII съезд в начале 1918 года принял эстафету VI-го. («Съезд видит надежнейшую гарантию закрепления социалистической революции, победившей в России, только в превращении ее в международную рабочую революцию» – резолюция «О войне и мире»). И передал ее второй программе РКП(б).

После смерти Сталина теория мировой революции исчезла из идейного арсенала партии. Была фальсифицирована и логика «Апрельских тезисов». Уже в первом издании «Истории КПСС» 1960 года, где даны основные сюжеты «десталинизации» и прочерчены линии ревизии марксизма, о тезисах сказано так: «Большевики были вооружены теорией В.И.Ленина о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Партия опиралась на учение В.И.Ленина о победе социализма в одной, отдельно взятой стране» (с.207). Там же написано, что VII конференция якобы «подтвердила ленинское учение о возможности победы социализма в отдельно взятой стране». (с.209). Это была ложь, ибо в документах прямо обратное, но она утвердилась на десятилетия, лишая поколения коммунистов марксистской методологии.

На самом деле марксисту Ленину не было нужды изобретать особую теорию «перерастания». Вот мнение эксперта безусловно компетентного. Наши «перманентщики», говорил Сталин, видоизменили и испортили понятие «перманентная революция», «сделав непригодным для практического употребления. Понадобилась опытная рука Ленина для того, чтобы исправить эту ошибку, взять идею перманентной революции Маркса в ее чистом виде и сделать ее одним из краеугольных камней своей теории революции» (Сталин И.В. соч., т.7).  В теории непрерывной революции есть все необходимое и достаточное для разработки тактики пролетарской партии в специфических условиях России и эпохи. При Сталине слова Ленина 1905 года, что «от революции демократической мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции» (Ленин В.И. ПСС. т.11, с.222) однозначно трактовались как тактика.  Иное дело, что её разработка сама по себе колоссальной сложности научная задача. В этом великая заслуга Ленина.

Ленин не создавал и «учение о победе социализма в одной стране». Что это за «учение», если состоит из одной этой фразы без философского, экономического и пр. обоснования? Разве мог автор «Империализма как высшей стадии…» учить строить социализм в одной стране? Безусловно, нет. Проект строить в одиночку был вопиюще антинационален для большевиков, поскольку обрекал народ на колоссальные дополнительные трудности. Потому им десятки раз повторено, что, «поскольку крупная промышленность в мировом масштабе есть, постольку, бесспорно, возможен непосредственный переход к социализму…»; «мы кладем это в основу своих расчетов»(ПСС, т.44 с. 310, 307).

Обратим внимание и на то, что в «Кратком курсе» нет «ленинского учения о социализме в одной стране». Сталин не знал такого. Есть вопрос, возникший после смерти Ленина: «Возможно ли вообще построить социалистическое хозяйство в СССР, а если возможно, то возможно ли его построить при затяжке революции в капиталистических странах и стабилизации капитализма?». И есть ответ, данный в борьбе с троцкизмом, что строить нужно, но победа социализма в СССР не может считаться окончательной, пока существует капиталистическое окружение.

Ступить на путь автаркии заставил жестокий к социализму мир. Обычные источники накопления: займы, ограбление колоний, военные контрибуции, – были для нас исключены. Так что величие Сталина, как вождя и как экономиста-марксиста, не в том, что он избрал этот путь, а в том, что провел народ по нему с минимальными потерями. Он никогда не выдавал неизбежное зло автаркии за добродетель «учения о строительстве социализма в одной стране». Да, на XIV съезде Сталин сказал, что СССР должен развиваться «не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица». Но страницей ранее он сказал, что «наша строительная работа является тоже международной, интернациональной по своему значению, ибо наша страна есть база международной революции...» А страницей далее, что если победит революция в Германии или во Франции, «тогда мы от политики превращения нашей страны в независимую экономическую единицу перейдем к политике включения нашей страны в общее русло социалистического развития» (Сталин И.В. соч., т.7, с.295).

В числе последствий якобы ленинского «учения об  одной, отдельно взятой стране» – и разоружающее влияние идеологемы об «окончательной» победе социализма, трактовавшейся как отсутствие социальных условий для реставрации капитализма, и вредная утопия построения коммунизма за 20 лет в одной стране, и торможение в деле единения мировой системы социализма и многое другое.

Оторвать Ленина и Сталина от теории мировой революции – давняя мечта антикоммунистов и оппортунистов всех мастей. Громко звучит сей фальшивый мотив и сегодня. В составе хора Зюганов, С.Г.Кара-Мурза, Гаврила Попов и многочисленная братия либералов, национал- и социал-патриотов помельче. А также западные «левые интеллектуалы», вроде Сл. Жижека. Их общая идея (скажем её словами Кара-Мурзы) в том, что якобы «большевизм изначально содержал в себе два проекта: один глобалистский, в наиболее чистом виде представленный Л.Д.Троцким («мировая революция»), другой державный российский, представленный И.В.Сталиным («строительство социализма в одной стране»). Ленин, балансируя, соединял обе силы, пока они были союзниками в гражданской войне. После окончания войны и смерти В.И.Ленина союз был разорван» (Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Кн.1).

«Апрельские тезисы» в этой системе координат – не менее как «преодоление марксизма» (там же). Как ни чудовищно, но именно это мы теперь читаем на страницах основанной Лениным «Правды». Лишь слова в этот раз чуть иные: Ленин, «отстояв право наций на самоопределение, добился и самоопределения русских в вопросе о революции в России» («Правда» №6, 23-24 января 2007г.). 

Факты доказывают, что не было в истории большевизма «двух проектов». Было постепенное решение возникающих очередных задач. А тем, кто верит в необходимость «самоопределения русских», напомним слова Сталина, что «...стратегия и тактика коммунистической партии любой страны могут быть правильными лишь в том случае, если они не замыкаются в круг интересов «своей» страны, «своего» отечества, «своего» пролетариата, а, наоборот, учитывая условия и обстановку своей страны, ставят во главу угла интересы международного пролетариата, интересы революции в других странах, т.е. если они по существу, по духу своему являются интернационалистическими, если они проводят «максимум осуществимого в одной (своей) стране для развития, поддержки, пробуждения революции во всех странах» ( Сталин И.В. соч., т.5, с.80). Именно потому Сталин оставил страну и социалистической, и окруженной системой социалистических государств.

История «Апрельских тезисов» учит, что в великой войне труда и капитала нельзя вести себя ситуационно, отвечая частным на частности момента, как пытались противники большевизма. Любая революционная инициатива, которая ограничивается закрытым пространством государства и нации, обречена на угасание и неудачу. Как ни «сладка» идейка «самоопределения русской революции», она – ядовита. Народ и государство, живущие для себя, перестают быть и народом, и государством. Трагедия СССР тому подтверждение. Нужна стратегия, которая немыслима без Идеала. Большевики это понимали. Потому в Октябре 1917 года они повели народ на штурм всей грозной твердыни мирового Капитала, видя в Зимнем дворце только один из его фортов. Сегодня тем более очевидно, что цель – не только Белый дом на Краснопресненской набережной, но главное – Белый дом на Капитолийском холме. Дело за партией, способной выразить это в политике. Десятый тезис по-прежнему учит что делать.

      В.В. Цветков ,

 кандидат исторических наук,

геутов, Моск.обл.