Делая возможным невозможное

(тезисы для развертывания дискуссии в левых силах)

 

Если общество, которое хотят построить левые, действительно демократическое, значит демократию надо уже сегодня реализовать во всех сферах. Где возможно, мы должны включить “базу” в процесс принятия решений, открыть путь участию народа, а не идти к нему с готовыми схемами. Наша задача – ориентировать массы, а не навязывать себя в их вожди.

С другой стороны, надо научиться слушать, надо говорить с людьми и уметь из всего услышанного делать точный диагноз их состояния духа, синтезировать то, что может объединять и порождать действия, бороться с пессимизмом и пораженчеством, которые тоже есть. Внимательно вслушиваться во все решения, которые формулирует сам народ, чтобы защищаться и бороться за свои требования.

Только тогда партийные ориентировки не будут восприниматься, как директивы со стороны, и позволят обеспечить организационный процесс, способный привести если не весь народ, то хотя бы важную его часть, к участию в борьбе,.. привлекать более отсталые и пессимистичные слои. Когда эти слои почувствуют, что цели, за которые ведется борьба, не только необходимы, но и достижимы, – они присоединятся к борьбе.

Когда, с другой стороны, люди увидят, что это их идеи и инициативы являются содержанием действий, они почувствуют себя инициаторами борьбы, и их сила неизмеримо возрастет.

* * *

Кадры новой эпохи не могут быть ни кадрами с военным мышлением - сегодня речь не идет о командовании армией (что однако не означает, что при определенных обстоятельствах не может понадобиться и такое), ни популистскими демагогами - поскольку речь идет не о вождении стада овец. Эти кадры должны быть народными педагогами, способными собрать и направить весь потенциал масс - как исходящий от его историко-культурных традиций, так и обретаемый в повседневности - на слияние с более глубокими знаниями, которые может иметь политическая партия.

* * *

Рассмотрим понимание левыми вопроса гегемонии.

До недавнего времени... казалось, что продвижение к взятию власти тем быстрее, чем больше народных организаций контролируется через контроль их решений. Акцент делался на вертикализм, т.е. на доминирование сверху, авторитарно, вместо того, чтобы стремиться убедить как можно больше людей в целесообразности наших предложений.

Если кто-либо не из нашей организации поднимал наши знамена, нам казалось, что нас грабят, и мы стремились отобрать у них наши авторские права.

Гегемония противоположна гегемонизму. Она не имеет ничего общего с политикой грейдера, которую некоторые революционные организации, пользуясь тем, что являются наиболее сильными, пробуют применять для присоединения сил к своей политике...

Часто бывает, что когда организация сильна, она склонна недооценивать вклад, который могут сделать другие организации. С этим надо бороться.

Гегемонистское отношение вместо сложения сил ведет к противоположному. С одной стороны, это вызывает раздражение в других левых организациях, которые чувствуют себя манипулируемыми и обязанными выполнять решения, в выработке которых не принимали никакого участия, и с другой стороны, сужается поле возможных союзников, т.к. организация, занимающая подобную позицию, неспособна воспринять все реальные интересы всех слоев народа и создает во многих из них чувство недоверия и скептицизма.

Сегодня большие слои левых пришли к пониманию, что наша гегемония станет больше, когда больше людей будут следовать нашей политической линии, даже если на ней нет клейма “наша”.

* * *

Буржуазия следует демократическим правилам игры лишь до тех пор, пока ей это удобно. (Ее группы) могут терпеть и даже инициировать левое правительство, если оно реализует их политику и ограничивается администрированием кризиса. То, чего они никогда не потерпят - и тут не должно быть иллюзий - это создание альтернативного общества.

Латиноамериканский опыт достаточно продемонстрировал, что имеющее широкую поддержку народа правительство, которое начинает социальные преобразования, рано или поздно входит в конфликт с господствующими классами и прежде всего с армией - инструментом классового подавления. Так произошло в Чили Альенде и Гватемале Арбенса.

Также, неизбежно, демократические движения, отстаивающие национальный суверенитет и самоопределение, столкнутся с интервенцией империализма в поддержку реакции. Так произошло с победившими Кубой, Никарагуа, Гренадой, где США сосуществовали с революционными правительствами, но применили все доступные средства для отбрасывания процесса.

Отсюда следует, что чем ближе левые к власти, тем больше они должны быть готовы встретить серьезное сопротивление групп, наиболее связанных с финансовым капиталом, которые прибегнут к явным и тайным средствам для торможения программы демократических преобразований.

Поэтому левые, как любая сила, имеющая целью власть, должны включать в свою стратегию создание материальной силы, которая позволит им защитить демократические достижения. Говоря прямо - левые должны иметь военную стратегию.

Важно уточнить, что говорить о военной стратегии есть не только и не в основном говорить об оружии и военной подготовке, но означает развивать политику в отношении имеющейся армии, завоевывать влияние в ее рядах, чтобы они почувствовали требования народа.

Грамши говорил, что военный эффект достигается не только вооруженными акциями, которые в условиях “демократического” режима многих стран могут быть с трудом поняты населением.

Определенные политические акции могут иметь военный эффект в рядах противника – распыление его сил по территории, снижение их боевого духа и т.д. Грамши называл это политико-военными действиями, потому что, оставаясь чисто политическими, они могут производить военный эффект.

Поэтому вместо того, чтобы говорить о политической стратегии и подкрепляющей ее стратегии военной, корректнее было бы говорить о стратегии политико-военной, как единой концепции...

Необходимо не забывать и о методах самозащиты, когда обстоятельства их потребуют, и иметь хорошую разведку, дабы знать о шагах, предпринимаемых противником, и быть готовым к принятию контрмер.

Если правые будут уважать легальные достижения народа, если левые будут иметь те же возможности обращения к народу, что и правые – ТВ, радио, пресса и т.п. – тогда, безусловно, предпочтительны конституционные пути преобразования общества. Правые, а не левые закрывают этот легальный путь.

* * *

Одна из главнейших ценностей, которой следует учить и учиться, есть единство мышления и действия, отвержение двойной морали. Здесь один из великих примеров – Че.

Основополагающе, чтобы создаваемая нами организация была воплощением честности и гласности. Здесь недопустимо ни малейшее пятнышко на ее репутации. Надо создать условия тесного контроля за честностью кадров и руководителей.

Наконец, кроме знамен свободы, равенства и братства, поднятых Великой французской революцией, которые сохраняют свое значение, полагаю, что надо было бы добавить и четвертое знамя – скромность и строгость к себе. И не из чувства христианского аскетизма, а для противостояния всеохватному самоубийственному потребительству конца века.

Марта Харнекер,

член ЦК Компартии Кубы,

из кн. «Делая возможным

невозможное», 1998г.