Сигнал для власти

Исчезающая Россия

 

От редакции. В октябре 2006 года в Москве прошла Всероссийская научная конференция «Национальная идентичность России и демографический кризис», в которой приняли участие демографы, представляющие ведущие научные учреждения — Институт социологии РАН, МГУ им. Ломоносова, Институт социально-политических исследований РАН, Институт философии РАН, Центральный экономико-математический институт РАН и другие.

Ученые констатировали, что страну поразил серьезнейший демографический кризис, который многие называли демографической катастрофой.

Ниже публикуются отрывки из статьи Бориса РУДЕНКО «Исчезающая Россия» (ж-л «Наука и жизнь, №1, 2007г.), подготовленной с использованием докладов и работ участников конференции.

На 1 января 2006 года население Российской Федерации составило 142,7 млн человек, сократившись с 1993 года на 4 процента, или на 5,8 млн человек. Если такая тенденция сохранится, к 2050 году постоянное население страны убудет на 20 млн человек и составит 121,2 млн. Некоторые эксперты ООН предрекают еще более суровый сценарий, согласно которому население России к середине текущего столетия не превысит 100 млн человек.

Опросы молодежи демонстрируют «угасание потребности индивида и семьи в детях». Сегодняшнее поколение юношей и девушек, если их намерения не изменятся, будут иметь в два-три раза детей меньше, чем поколение их родителей. Падение рождаемости происходит на фоне неуклонного снижения продолжительности жизни. В начале 90-х годов кривые смертности и рождаемости в стране пересеклись. С этого времени фактически началось вымирание населения. Каждый год нас становится меньше на 850 тысяч человек.

Многие годы на обывательском уровне мы привыкли успокаивать себя, поглядывая на европейских соседей: мол, большие семьи и у них становятся редкостью. Это действительно так. Коэффициент воспроизводства населения в европейских странах тоже невысок – 1,3-1,7. Хотя во Франции, в Великобритании, Скандинавии он, как и в США, достигает 1,8-1,9. Тем не менее катастрофического сокращения коренного населения там не происходит. Средняя продолжительность жизни в странах Старого Света превосходит российскую на 10—15 лет и более.

О том, почему россияне сейчас так недолго живут, можно говорить очень много. Назовем лишь важнейшие причины: резкое падение уровня здравоохранения, высокая аварийность на транспорте, алкоголизация населения и взрывной рост наркомании, полностью вышедшей из-под контроля и захватившей практически всю территорию страны.

В тот момент, когда писались эти строки, по московскому каналу ТВ показывали ток-шоу о пользе уединения на природе для восстановления душевного спокойствия. Речь шла не о туризме. Обсуждалась чрезвычайная полезность для состояния души и тела загородных домов элит-класса на Рублевском шоссе и Ново-Рижском направлении с участками от 50 соток и стоимостью от 5 млн рублей. Или даже долларов. Приедешь из перенаселенной, взбаламученной проблемами Москвы, вдохнешь чистого воздуха, послушаешь тишину — и успокоишься. С доводами приглашенных участников шоу — продавцами исцеляющей недвижимости и их клиентами — невозможно было не согласиться.

Видимо, процесс воспроизводства народонаселения в таких условиях должен проходить намного более активно и плодотворно, что подтверждает наличие трех и более детей в большинстве из сотни семей самых состоятельных людей России. Согласно отечественной статистике, к активной репродукции во владениях элит-класса потенциально должно быть готово около 10 процентов жителей страны — те, кто официально считаются богатыми. Следующие за ними 20 процентов населения статистика называет средним классом. Хотя элитное уединение на природе им не по плечу (вернее, не по карману), финансовых проблем с воспитанием подрастающего поколения они не испытают.

Проблема с оставшимися 70 процентами. Часть из них предельным напряжением усилий сохраняет благородное состояние честной бедности, часть, без затей, влачит существование в откровенной нищете. Именно от этого большинства, его желания и способности к воспроизводству зависит, останемся ли мы участниками происходящего на Земле или перейдем в историческое небытие подобно многим народам.

У абсолютного большинства населения страны нет ни малейшей уверенности в том, что им хватит сил и средств вырастить детей здоровыми, дать им образование и обеспечить достойные условия жизни, несмотря на объявленные национальными приоритетами программы по решению жилищного вопроса, здравоохранения и т.д.

Графики рождаемости, смертности и продолжительности жизни россиян на протяжении ХХ столетия беспристрастно отражают то, что происходило со страной. Революция 1917 года и Гражданская война, голод в 20-х годах, Велика Отечественная война, наконец, распад СССР и начало радикальных рыночных реформ – все эти события сопровождались резким ухудшением демографической ситуации. Тем не менее, несмотря на тяжелейшие катаклизмы в истории ХХ века, численность населения России все же возрастала до 1993-1996 годов. Затем наступил перелом, и впервые в истории страны население начало уменьшаться.

Внимательное изучение статистических данных заставляет сделать потрясающие выводы.

1943 год. Тяжелейшее время для страны., для каждой семьи. И именно тогда – внезапный скачок рождаемости. Почему? А дело в том, что великая победа в Сталинградской битве дала – впервые за три года войны! – людям надежду, что враг будет разбит, за будущее детей можно быть спокойным, они будут жить. Материальная сторона жизни отнюдь не улучшилась, жизнь оставалась такой же тяжелой, но сработал идейно-духовный, социопсихологический фактор. В это же время стремительно сокращается и смертность в тылу.

И, напротив, 1990-е годы. Вместе с беспрецедентным падением уровня жизни наступает сильнейшее разочарование в реформах и их лидерах. Постоянное давящее ощущение социальной, правовой, физической незащищенности делает свое дело. В стране начинается демографический кризис, приобретший размеры национальной катастрофы. Последовавшее с 2002 года некоторое улучшение экономических показателей в стране по сравнению с беспросветностью предыдущего десятилетия в демографическом отношении, к сожалению, ничего не изменили. Короткий всплеск надежды в массовом сознании после ухода с президентского поста Б. Ельцина вновь сменился разочарованием. «Опасным сигналом для власти является то, что после устойчивого, хотя и небольшого роста рождаемости в России, начавшегося в 2000 году, на 1 января 2006 года было вновь отмечено ее падение. Это может означать в том числе и разочарование населения в правительственном курсе» (кандидат политических наук С. Ю. Пантелеев, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования).

Несмотря на некоторые различия в подходах к проблеме, участники конференции полностью сошлись, по крайней мере, в двух пунктах.

Основным фактором трагедии вымирания населения России сегодня является духовное состояние общества. К сожалению, в этом отношении за прошедшие с начала реформ 15 лет ситуация только ухудшалась. Ощущение беспомощности, беззащитности перед криминалом, коррумпированными правоохранительными структурами и чиновничеством, полная неопределенность даже самого ближайшего будущего становятся для людей привычными. Неуклонно растет имущественное и социальное расслоение. Напомним: размер доходов 10 процентов самых богатых жителей страны в 100 раз выше, чем такого же количества самых бедных — пропорция совершенно немыслимая.

Усиливается недоверие к властным институтам. Разрушительные последствия пенсионной реформы и реформы системы социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства приводят к формированию стойкого убеждения в том, что практически любое действие законодательных и исполнительных органов приводит лишь к ухудшению условий жизни. Этот самый духовный, идейный фактор бьет нас подобно тысячетонному чугунному молоту. Неспособность государства заставить население поверить в то, что у нерожденного поколения есть хоть какие-то гарантии на достойную жизнь, так и не позволяет этому поколению появиться на свет.

Положение не спасают и принятые общенациональные программы возрождения. Первая из них (и, возможно, важнейшая) — «Доступное жилье» — фактически рушится, столкнувшись с реалиями сложившихся сегодня в России монопольно-криминальных отношений на рынке жилья и в жилищном строительстве, изменить которые власть не в силах (да и желания нет – ред.). Между тем опросы показывают, что для молодой семьи на первом месте по важности бытия стоит жилье. На втором — зарплата. И только на третьем — различные пособия, связанные с рождением детей, тем более, что обещанных 250 тыс. рублей после рождения второго ребенка сегодня хватит лишь на приобретение трех метров жилья или на оплату одного года обучения в вузе.

Второй вывод, звучавший практически в каждом докладе конференции, формулировался так: капиталистический рынок, в том виде, в котором он создан и сложился в России (а другим он и быть не мог – ред."М"), губителен для страны и ее населения. В нашем случае мы можем лишь констатировать неоспоримый факт: прописанное больному лекарство стало для него смертельным. Последствия экономических реформ 1990-х годов оказались намного серьезнее, чем предполагали даже самые убежденные их критики. Современная российская рыночная экономика, ориентированная на рост прибылей, антисемейна и направлена против рождаемости.

Существовал и еще один общий тезис, так или иначе звучавший в каждом выступлении: камнем преткновения в любом положительном начинании, нацеленном на борьбу с вымиранием нации, сегодня будут власть и бюрократический аппарат, предельно коррумпированные и равнодушные к судьбе страны и граждан.

Что же делать в сложившейся ситуации?

Тихо вымирать, сложа руки и обливаясь слезами жалости к народу, уходящему с арены истории подобно скифам, половцам, гуннам и десяткам им подобных, понятно, никто не собирается. Рецепты остановить вымирание нации существуют, они вполне реальны. Беда в том, что реализовать их можно, лишь если есть желание сделать это. Но власть, государство — только продукты существования общества. И когда общество оказывается неспособным заставить собственные порождения действовать в его интересах, участь такого общества печальна.

Стране требуется не одна государственная программа, не две и не три, а долговременная политика в области демографии. Ясно, что эта политика отнюдь не может ограничиваться сугубо материальными факторами. Наше общество остро нуждается в духовном лечении, коррекции чудовищных перекосов, возникших за последние полтора десятилетия, — касаются ли они принципов функционирования рыночной экономики, деятельности средств массовой информации, потрясающим образом превратившихся из источников знаний в бездонные омуты бескультурья и невежества, или работы административно-чиновничьего аппарата.

Не так давно министр экономического развития Г. Греф представил правительству прогноз динамики экономического развития России до 2050 года. Прогноз учитывает и демографические предположения, согласно которым население страны к окончанию расчетного периода будет составлять 120 млн человек — как раз столько, сколько и обещает приведенный выше пессимистический сценарий.

То есть борьбу с депопуляцией долгосрочный план министерства не предусматривает. А когда немедленно вслед за программой реформирования здравоохранения (вроде бы в интересах населения, а не воротил медицинского бизнеса) возникает государственный проект «Народная (дешевая) водка», говорить уже вообще ни о чем не приходится...

Заканчивать статью на пессимистической ноте не хочется, а в мажорную тональность перейти довольно трудно — факты и окружающая нас действительность не располагают к необоснованному оптимизму. Но повод для надежды есть, и он весьма основателен.

Мы, россияне, — большой, великий и действительно могучий народ, чтобы вот так просто уйти с лица Земли. Здесь, на российской почве, из семени и чрева народа рождались величайшие умы, не раз и не два определявшие пути развития всего человечества. Мы переживаем — в который раз! — очередные беды и напасти. Пусть дух наш пошатнулся в поисках новой опоры, но смутные времена неизбежно минуют вместе с памятью об их вдохновителях.

Так было не один раз в нашей долгой истории. Так обязательно случится и теперь. (Как мы поняли, ученые уверены в появлении нового Ульянова-Ленина и связывают с ним свои надежды – ред. “М”)

 

Борис Руденко