О ПАРТИЙНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ
Читая в
местной прессе материалы с неумеренными восторгами по поводу сегодняшней
архитектуры в нашем городе, я вспоминаю фразу, которая в свое время (а дело
было в мои молодые студенческие годы, в начале 70 годов теперь уже прошлого
столетия) меня тоже удивила – автор одной из статей в газете «Вечерний
Новосибирск», архитектор из института «Новосибирскгражданпроект»,
писал тогда о партийности в архитектуре. Слов нет, я был тогда абсолютно согласен со словами о партийности в литературе, в
искусстве. Но чтобы партийность присутствовала в архитектуре? Это утверждение
было тогда для меня слишком необычным. И, пожалуй, даже спорным.
Увы! – время, однако подтвердило
правильность этих слов. Архитектуры сегодня – тому наглядный пример. Она,
архитектура, как вчера, так и сегодня, есть общественная практика, выражающая
вкусы и пристрастия правящего на данный момент класса; есть вектор
устремленности того или иного общества. А куда устремлено сегодня наше общество
– это мы наглядно видим – не в будущее, а в прошлое. Нынешний правящий класс (а
как он пришел к власти, как он овладел собственностью, кто составляет его
костяк – об этом мы прекрасно осведомлены) демонстрирует все свои пороки и
пристрастия во всех сферах жизни; в том числе в камне, стекле и бетоне.
Приказчики от архитектуры здесь ему усиленно прислуживают.
А еще слова о партийности
архитектуры были верными потому, что архитектура, это ведь не явление природы,
закономерности которой надо постичь, но архитектура, это еще и люди (в первую
очередь – люди!) которые делают ее. А уж какие у тех
людей мозги, то такую они делают и архитектуру.
Вот известный барнаульский специалист главный архитектор города Сергей
Боженко в одном из своих интервью, оценивая нынешнее состояние дел в
архитектуре города, заявил как-то следующее: «Лучше безвкусица, чем
однообразие». Что ж, у архитекторов сегодня более, чем
когда либо стоит вопрос «чего изволите?». А для того, чтобы хоть как-то
оправдать такую свою позицию, и придумывают они вместе с хозяевами нынешней
жизни разного рода хлесткие фразы, демонстрирующие их якобы объективность.
И таких хлестких фраз нынешние
благодетели жизни насочиняли нам более чем достаточно. В этом деле творцы
либеральных реформ – большие мастера. А если серьезно вдуматься в смысл
сказанной им фразы, то сразу же увидишь, что это громкая фраза – фраза пустая.
Безвкусица, которой гордится архитектор – это банки, офисы, казино, теремки-коттежджи. Но ведь у социалистической архитектуры
был совершенно иной социальный заказ: дворцы культуры, кинотеатры, дома
творчества, жилые массивы, новые города. Что-что – а новые города новая власть
уже не строит. А массовое жилье? Это все за порогом сегодняшней архитектуры.
Простой человек уже плохо вписывается во все, что она создает. Прислуживает она
вкусам очень сытого и холеного хозяина.
Да, город наш ныне на глазах
преображается – но как?
Скажем, появилось здание
местного отделения железной дороги рядом со строгих форм и ясных пропорций
зданием железнодорожного вокзала. Кто проектировал это новое здание? Посмотришь
на него и плечами только пожмешь. На место строгих форм и ясных пропорций
пришла вычурность с эклектикой.
При всей роскоши, праздности, и
неуемной вроде бы фантазии форм архитектура нынешних дней демонстрирует нам
суетливую нищету мысли. Архитектура сегодня – при всей ее вроде бы раскрепощенности – это пир во время чумы. Архитектурный
пир. Нездоровье общества прорезает толщу румян в ее помпезности и вычурности.
При всех изъянах и огрехах прошлого строительства, при всей скуповатости
архитектурных форм старая советская архитектура была все же более гармоничной.
В сегодняшней архитектуре все – эгоизм, самолюбование, когда на первое место
ставится только «я» собственника. И это главный ее изъян. Своим агрессивным
индивидуализмом она буквально взрывает сложившуюся десятилетиями архитектурную
среду, менее всего заботясь о гармонии, которая,
казалось бы, должна присутствовать в архитектуре по определению. Гармония всех
составляющих ее частей. И не только частей зданий и конструкций. Но и человека.
И не просто отдельно взятого человека, но взятого в совокупности целого общества.
Что ж, архитектура всегда точно
отражала и отражает портрет своего времени. Нынешняя архитектура не исключение.
Причем, если хорошо вглядеться в нынешний ее лик, то видно явное сходство
нынешней архитектуры с архитектурой начала прошлого века: как и тогда,
жиреющий, как на дрожжах, капитализм стремится освоить поскорее вокруг себя
жизненное пространство. В архитектуре как нынешней, так и той – все та же
эклектика и вычурность; все те же башенки и шатры. Купчик, с туго набитым
кошельком, перешагивая походя страждущих и жаждущих,
утверждая свои вкусы и пристрастия, вновь пришел в наш город. И пристрастия,
как видим, остались у него неизменными. А коли так, то при всем вроде бы
всесилии дизайна, в обществе, где превалирует теперь не общественный, но частный
интерес, ото всюду лезет мурло
безвкусицы. И не только в одной архитектуре; возьмите хоть газету, хоть книгу,
возьмите наружную рекламу в городе, театральную постановку, музыкальную
программу, нынешнюю ли форму у военных или у милиции, новую геральдику с ее
убогими и путаными символами.
Нет, мы не
будем охаивать и отвергать абсолютно все в практике сегодняшней архитектуры и
говорить о том, что все в советской архитектуре было расчудесно и суперкласно (там тоже было много глупостей; большие были
тогда нарекания и к качеству строительства), но магистральный путь советской
архитектуры, при всех ее недостатках и недоработках, все же был более верен.
Он отражал порыв нашего общества в будущее. Отражал динамику устремленности
общества вперед.
А ныне эклектика, вычурность, замешанные на махровом эгоизме заказчика-собственника,
говорят о том, что нынешнему правящему классу, буржуазному обществу кроме своих
причуд и дурного вкуса по большому счету предложить абсолютно нечего.
В заключение же хочу предложить
строки, которые родились у меня после прочтения очередного бодрого интервью
нашего известного архитектора:
Он глядит на нас устало
Вновь с улыбкой
нагловатой;
«Ах, какие золотые
наступили времена!
Архитекторы богатым
строят новые палаты!»
Ну, подумаешь там –
малость,
В пропасть
катится страна.
В. БРОВКИН,
г.Барнаул