Мегамаркеты зажигают огни

 

За последний год в Киеве произошло немало поджогов местных базаров. И дело здесь вовсе не в бандитизме, как принято думать, а в капитализме. Законы рынка неумолимы. Базары были нужны, пока капитал не был сконцентрирован в руках избранных.

Возьмем обойный базар на Окружной. Там торговали стройматериалами. Но вот на противоположной стороне трассы выросли два огромных строительных мегамаркета. И обойный базар стал мешать их хозяину, ведь на нем можно было все купить дешевле, поторговаться и т.д. И на обойном рынке начались пожары. За последний год их было уже три. Причем, первый раз треть базара дотла сгорела, второй раз – половина, а третий раз – весь. Как в сказке.

Был в Киеве стихийный продуктово-вещевой рынок возле станции метро «Шулявская». Безусловно, зрелище он представлял неэстетичное, создавал неудобства и для транспорта, и для пешеходов. Но пока на противоположной стороне проспекта Победы не были построены мегамаркеты: «Сільпо”, “Домотехника”, а неподалеку от них – “Большевик” (реклама которого, кстати, своей буржуазной пошлостью и дегенеративностью уродует и принижает, а потому и оскверняет исторический образ большевика-красноармейца, за что на хозяина этого супермаркета следовало бы, как минимум, подать в суд), он никому не мешал. Но мегамаркеты были построены – и начались пожары. Как и в первом случае, рынок горел три раза; причем, каждый раз пропорции материального ущерба торговцам строго соблюдались. Последний раз, в апреле этого года, сгорел дотла, плюс от него загорелась станция метро.

Горсовет принял решение базар демонтировать. Торговцы вышли с плакатами на пепелище и пытались не допустить этого. Возникла драка с милицией, но базар демонтировали.

Заместитель мэра Кульчицкая в своем выступлении заявила: “Рынок мешает движению, мы приняли решение о его демонтаже, мы его выполняем. А что будет с людьми, которые там работали, нас абсолютно не волнует – это их проблемы”. Все предельно честно, хотя и цинично.

Не мелкие ли торговцы – главная опора данной системы производства и власти? Не они ли во время каждых очередных выборов бегают, кто в оранжевых, а кто в голубых лентах, поддерживая того или иного капиталиста? Не они ли с пеною у рта выбирали нынешнего мэра – банкира Черновецкого? Им нравится капитализм как способ жизни, при котором можно варить прибыли, эксплуатировать чужой труд и быть хозяином. Почему же они протестуют против закона накопления и концентрации капитала? Возможность жить по формуле: товар – деньги – товар всегда “выдается” лишь в “праздничном наборе” с необходимостью быть разоренными по мановению руки тех, кто уже давно живет по формуле: деньги – товар – деньги-штрих. Война всех против всех подразумевает, что в ней неминуемо будут проигравшие, которые вынуждены будут пополнить ряды пролетариата или люмпенизируются. Их чисто по-человечески жалко, но они, выступая за капитализм, сами этого хотели.

Все знают – киты питаются планктоном. Планктон может сколько угодно мечтать превратиться в кита, но тот его все равно сожрет. Что тут можно поделать?

НАТАЛИЯ КУЗЬМЕНКО,

Украина, Киев