Нужно ли трудящимся участвовать в выборах буржуазной реакционной власти?

 

От редакции. В «М» № 7 (285) в рубрике «Подумаем вместе» публиковалось начало статьи В.Усова, в которой автор высказывает мнение о нецелесообразности коммунистическим организациям в данный момент, с учетом сегодняшних настроения масс и состояния комдвижения, участвовать в буржуазных выборах и предлагает развернуть среди трудящихся работу по агитации за неучастие в выборах. Ниже – окончание этой статьи.

5. Давайте теперь поразмышляем о тактике и об организации проведения агитационно-пропагандистской работы за неучастие в выборах. Многие коммунисты, ссылаясь на В.И.Ленина, считают, что необходимо всегда идти на выборы буржуазных органов власти для получения там трибуны для агитации масс. Согласен, что трибуна для агитации нужна. Но давайте все же сравним период жизни В.И.Ленина и настоящее время. Сейчас, в отличие от начала двадцатого века, появились мощные СМИ: телевидение, радио, большие тиражи газет, которые в корне меняют ситуацию. Теперь, чтобы правильно понять и решить проблему агитации, надо всегда иметь в виду следующее.

По территориальному охвату и количеству реципиентов можно выделить четыре основных информационных уровня:

Уровень 1: центральные средства массовой информации и пропаганды (центральная печать, программы центральных радио и ТВ, центральные издательства политической литературы);

Уровень 2: местные средства массовой информации и пропаганды (областная печать, местные радио- и телепрограммы, издательства областных центров партийной пропаганды и пр.);

Уровень 3: средства массовой информации и пропаганды на заводах, фабриках, учреждениях и т.д. (заводские газеты, радиоузлы предприятий и учреждений, наглядная агитация на территориях предприятий);

Уровень 4: политическая учеба и информация для персонала предприятий.

Так вот правильное использование этих уровней пропаганды – залог успеха всей нашей работы в борьбе за Советскую власть. Ошибка в выборе главного уровня агитационно-пропагандистского воздействия на трудовые массы в нынешней обстановке чревата жестоким поражением и потерей авторитета рабочей коммунистической партии.

За 15 лет деятельности мы должны понять свою ошибку. Она состоит в том, что ставка на первый уровень была на руку реакционной власти. Ведение агитационной работы с трибуны буржуазного парламента – это все тот же первый высший уровень, в котором, после того, как были сданы врагу все центральные СМИ, победы над противником мы никогда не добьемся. Этот уровень навязали нам оппортунисты, спровоцировав компартию на жестокое поражение. Всем, наверное, это становится очевидным, когда мы видим политическую программу на центральном или местном ТВ. Любое выступление коммуниста, с большим трудом пробившегося к микрофону, по наглому зажимается и дискредитируется. Никаких перспектив нам первые два уровня не сулят. Поэтому нам надо делать главную ставку на два последних, а первые два использовать по обстоятельствам. Следовательно, и вся тяжесть нашей работы должна приходиться на заводские газеты, листовки, устную агитацию, а также на политическую учебу на местах. Другого не дано, и лидеры коммунистической партии должны приложить все силы для организации агитационно-пропагандистской работы именно на местах, в трудовых коллективах!!

В газете «Трудовая Россия» №1 (257) написано: «В соответствии с теорией и наиболее известной практикой борьбы, коммунисты используют выборную кампанию прежде всего для проведения своей пропаганды, для революционизации масс, для превращения простых просителей, недовольных и несогласных, плачущих и возмущенных, в организованных борцов. Не просто улавливать настроения голосующих, а сдвигать их влево – вот главная работа коммунистов на выборах». Фактически этот текст можно рассматривать как призыв к участию в избирательной кампании для достижения определенных целей.

Я считаю, что если компартия ставит такие цели, идя на буржуазные выборы, то это принципиальная ошибка, которая обернется для партии напрасной тратой сил, времени и средств. Дело в том, что надо сначала определить, какие массы можно и нужно революционизировать. На выборах имеют право голоса и убаюканные властью бабушки и дедушки, и зеленая молодежь, и отсталые и забитые массы. Таких немало. Сколько времени надо работать с такой массой, скольких агитаторов надо для них?! Где все это взять для такого контингента с правом голоса, политически неграмотного, сильно предрасположенного и подверженного внушению буржуазных СМИ? Революционизировать такие массы – это абсурд. В.И.Ленин писал другое: «Первой исторической задачи (привлечь сознательный авангард пролетариата на сторону Советской власти и диктатуры рабочего класса) нельзя было решить без полной идейной и политической победы над оппортунизмом и социал-шовинизмом» (ПСС.т.41, стр.78). Революционизация масс – это огромный спектр задач, требующих для решения не только времени и сил, но и избирательности направления в пропаганде, учета очень многих факторов, влияющих на психологию масс, в том числе воздействия буржуазной пропаганды.

«Принцип индивидуализации требует, чтобы пропагандистское сообщение соответствовало уровню сознания людей, к которым оно обращено. Хотя пропаганда всегда ориентирована на массы, восприятие ее, как правило, индивидуально и обусловлено личностными характеристиками людей» (Леслав Войтасик. «Психология политической пропаганды». 1981г.) Невозможно революционизировать все массы, в том числе и отсталые, за несколько месяцев предвыборной агитации в условиях повального зомбирования людей буржуазными СМИ. Пустая трата времени, потеря авторитета и, как следствие, жестокая дискредитация в массах. Ведь не говорить же избирателям, что коммунисты совершат в буржуазном парламенте пролетарскую революцию? Лидеры КПРФ обещают, что в случае победы на выборах они вернут людям социализм, Советскую власть. Лихо, конечно!

Так вот стратегия борьбы за Советскую власть строится по совсем другому принципу. Не через выборную агитацию всех и каждого, а через привлечение и подготовку авангарда рабочего класса, начиная с организации кружков в трудовых коллективах и кончая подготовкой профессиональных кадров, т.е. их обучением теории и практике революционной борьбы. И такая работа может быть эффективной только в том случае, если коммунисты будут использовать в своей агитационно-пропагандистской деятельности, считая их главными, 3 и 4 уровни информации. Участие в буржуазных выборах компартии в настоящее время, в период, когда на ее стороне еще нет политического большинства рабочего класса, трудящихся, может служить лишь для агитации масс за неучастие в самих этих выборах! И обосновывать это надо тем, что рабочий класс должен участвовать только в выборах своей родной Советской власти, которую надо еще завоевать через революцию.

А высказывание В.И.Ленина об обязательном участии в выборах революционной компартии надо понимать с учетом логики реальной ситуации. Участие в буржуазных выборах имеет смысл только для боеспособной компартии, компартии, способной защитить себя от разгона, защитить рабочий класс, – для облегчения взятия власти. Оппозиция, не имея большой народной и силовой поддержки, выглядит в парламенте жалко. И без пользы для дела установления Советской власти. Революционная компартия нужна рабочему классу не для того, чтобы участвовать в буржуазных выборах, а чтобы сплачивать рабочий класс, готовить его к реальной борьбе за власть Советскую, за победу социализма.

Так что пусть оппортунисты, называющие себя коммунистами и партией народа, а фактически являющиеся, по словам В.И. Ленина, «злейшими реакционерами», не козыряют его высказыванием об обязательном участии в парламентаризме и выборах. Это – не для них. Это для коммунистической партии рабочего класса, отстаивающей в реальной борьбе его насущные интересы.

6. Наверное, самый очевидный из всех доводов, приведенных здесь мною, – это довод о невозможности народного контроля за буржуазными выборами. Какая может быть победа, если оппозиция лишена контроля за выборами не только в ЦИК, но и на местах? Даже необходимое число копий протоколов с итогами голосования не удается собрать. Прежде чем идти на выборы, оппозиции надо отстоять доступ ко всем документам, касающимся соответствующих выборов в центре и на местах. В условиях буржуазных, заведомо нечестных выборов, нечего звать людей на избирательные участки, коли отсутствуют реальные права на подсчет и проверку правильности результатов голосования. Я считаю, что это не меньшее зло, нежели подтасовка избирательных бюллетеней. Поэтому призыв лидера КПРФ к населению об участии в буржуазных выборах – это очередная попытка эксплуатации доверия масс трудящихся при четко обозначенных целях оппортунистов – обеспечить законность преступной антинародной власти!

7. Вся Европа будет удивлена, если на ближайшие всенародные выборы в России придут только 10-12 % избирателей. На мой взгляд сама Европа «заждалась» революции именно из-за того, что коммунистам буржуазных стран понравилась игра в птички-галочки, которую они ведут вместе с оппортунистами и буржуазией. Я думаю, что наш опыт неучастия в буржуазных выборах может заставить компартии Европы серьезно задуматься о том, в какую авантюру они втягивают людей каждые 4-5 лет, призывая своих сторонников голосовать за коммунистов. Они увидят, что вместо таких призывов целесообразнее вести агитационно-пропагандистскую работу за неучастие в антинародных выборах, разоблачая ложь и демагогию властей, что источник их власти – якобы, народ. На самом деле буржуазная власть держится не на воле народа, а на силе. И придти к власти трудящимся помогут не выборы, а сила трудящихся, которая прежде всего в их сплоченности и солидарности. Поможет подготовленная и осуществленная под руководством большевистской коммунистической партии социалистическая революция, которая сделает трудящихся настоящими хозяевами в своих странах. В этой связи я считаю, что международному коммунистическому движению необходим Новый Интернационал, так как не имея международного центрального политического органа, без международной солидарности трудящихся, мы не сможем эффективно вести борьбу против буржуазии и оппортунистов, классовую борьбу за Советскую власть.

В.В. УСОВ,

гуя, Ивановская обл.