Капиталистические «герои» – 2

Малый бизнес

 

Нет, всё-таки журнал «Форбс» – настоящая находка для исследователя капитализма. Сами того не желая, его издатели преподносят материал, подтверждающий истину марксизма-ленинизма.

На сей раз он преподнёс нам галерею «героев» малого бизнеса. Малый бизнес, независимый бизнес при «свободной конкуренции» – идеал прошлого, голубая мечта буржуазных теоретиков. Он в моде. Заниматься малым бизнесом не брезгуют знаменитые кино- и театральные «звёзды». Например, Эдита Пьеха держит парикмахерский салон, где она сама и её дочь Илона Броневицкая причёсываются за плату. Другие содержат колбасные цеха, магазины и т.д.

Как живет и какими способами выживает малый бизнес нам показывает журнал «Форбс». По подсчётам разных источников, в малом бизнесе занято от 17 до 22 процентов самодеятельного населения. В среднем на июнь 2007 г. в малом бизнесе работали около миллиона предприятий. Готовящийся в Госдуме проект закона о малом бизнесе определяет предприятия с численностью работников до 16 человек, как микропредприятия, от 16 до 100 человек – как малые предприятия, от 101 до 250 человек – как средние предприятия. Такие и показывает нам журнал «Форбс». Тем легче понять, как они «зарабатывают».

Вот пример. «Мостехнадзор», организация, обязанная следить за безопасностью строительных работ, выделила из себя компанию, которая скупает по дешёвке подержанные башенные краны и сдаёт их в аренду малым строительным фирмам. А потом мы слышим, что башенные краны падают и гибнут люди.

Вот ещё один вид частного бизнеса – посреднический при купле и продаже банков. Да, да, если у вас есть необходимое количество триллионов долларов, вы можете купить банк. Как картошку или арбуз на рынке. После дефолта 1998 г. банки продавались десятками, а профессиональный посредник при торговых сделках Андрей Марьин нажил целое состояние на организации продаж. Он продаёт банки и иностранным компаниям, и заведомым жуликам. Бизнес есть бизнес.

Вот ещё один вид «частного бизнеса» – пиаровское агентство («PR») «Париж», которое за 630 евро впишет успехи вашей фирмы в «книгу рекордов Гиннеса в России». Последнее издание «книги рекордов» содержит 40000 записей. Ну-ка, подсчитайте, какой доход принесла эта книга бывшему корреспонденту «Комсомольской правды» Алексею Свистунову, начавшему это дело ещё в 1989 г.

За отдельную плату в 4500 евро Свистунов готов организовать присутствие официальных представителей агентства при рекорде. Ещё доплатите – Свистунов сам придумает рекорд для вас и осуществит его. Рекорды – пожалуйста, на выбор. Сеть по продаже канцтоваров «Комус» представила «самую большую в мире» канцелярскую скрепку, а Волжская текстильная компания – «самый большой в мире» комплект постельного белья. Использование тщеславия идёт успешно.

Правда, бывает и более «интеллектуальный» малый бизнес. Пресловутый Константин Боровой – некогда основатель товарно-сырьевой биржи. Он был отставлен от неё по неясным причинам. Теперь он обзавёлся небольшой фирмой в Италии (на всякий случай?) и собственным издательством в России, где печатает свои «шедевры». Например, трактат о проституции в России (!).

Бывший аспирант-экономист Сергей Лямин решил «зарабатывать» на своей диссертации о рынке корпоративных (частных, выпущенных банками и ТНК) облигаций. В России вместе с ростом приватизации тема из теоретической превратилась в «хлебную».

Виртуальная (существующая только в Интернете) фирма Лямина «Corporate bonds», или кратко «Bods.ru», «сбондила» в 2005 г. 100 тысяч долларов, а в 2007 г. – 1.7 миллиона долларов за сведения о торгах облигаций и прогнозах их стоимости.

Показательна история Владимира Латышенко. В 1991 г. он, тогда заместитель главы Центрального конструкторского бюро по проектированию судов на подводных крыльях. Увёл около 100 специалистов и организовал в Нижнем Новгороде производство водоплавающей техники.

Но для того, чтобы производить корабли, нужен уставной капитал (а кредит ещё взять негде – 1991 г.), нужны помещения, нужно нанять рабочих. Всё это тоже надо было «увести». «Увод» был очень типичен. К примеру, на многих московских предприятиях начальники цехов захватывали в собственность десяток станков и объявляли это своей фирмой. Администрация, как правило, не возражала, чтобы легче было раздробить единый коллектив.

По опросам ВЦИОМ только 40%  малых предпринимателей воспользовались кредитом, а остальные основывали бизнес на «левых» деньгах.

Но вернёмся к Латышенко. Его фирма живёт заказами МЧС и МВД – строит катера на воздушной подушке. Для МВД они построили два катера «Антитеррор» для борьбы с терроризмом в морских портах. Фактически, перед нами очень типичное для Запада и Японии изолированное отделение в данном случае государственной корпорации.

Владелец фирмы «Башкирский мёд» Ринат Галеев пасек не содержит и мёда не производит – не выгодно. Он применяет методы XIX века – скупает чужой мёд, раскладывает его в глиняные горшки, туеса из бересты, шкатулки, коробки, фигурки медведей. При этом мёд становится вдвое дороже, чем на пасеке. Самый ловкий рекламный ход Галеева – доставка мёда диких пчёл, собранного в дуплах деревьев (бортничество) и упакованного в тюбики, на Международную космическую станцию.

Скупщик при капитализме – явление неизбежное, но назвать его прогрессивным просто смешно. Есть среди скупщиков и более «крупномасштабные». Новосибирский бизнесмен Михаил Лосев в Новосибирском академгородке разыскивает перспективные группы учёных, финансирует их работу (так он называет покупку умов), патентует их открытия и изобретения на своё имя (лишает их права на признание авторства), пускает товар в продажу, естественно, от своего имени, авторам платит вознаграждение: на первом этапе продажи – 10 %, дальше – 1,5-2 % от сделки. Учёные соглашаются.

Но бывают «скупочные пункты» более «изящные», «современные».

Давид Якобашвили, совладелец многомиллионной молочно-соковой компании «Вим-Биль-Данн», занимается розыском перспективных с точки зрения компании бизнес-идей. Найдя подходящие, договаривается с партнёрами и выдаёт инвестиционные кредиты. Кредиты даются на короткий срок, так что проценты большие. И тогда малый бизнес авторов идеи прочно прирастает к «Вим-Биль-Данн». Например, её специализация – разлив соков – тоже купленная идея.

Если подвести итоги, то учтём следующее. Упомянутый журнал «Форбс» привёл высказывания бизнесмена, профессора Германа Кричевского, основателя одной из научно-производственных фирм: «Малый бизнес не только не прибавляется, а наоборот, исчезает, превращаясь в средний».

Что же, открытый Марксом закон тенденции капиталистического накопления, по которому централизация и концентрация производства, увеличение его масштабов идёт с неумолимостью законов природы, ни опровергнуть, ни отменить нельзя.

Вольный, независимый конкурентоспособный малый бизнес – голубая мечта буржуазии XIX  в. – сегодня не осуществим. Он либо разоряется и выходит из игры, либо, стараясь казаться независимым, на самом деле вынужденно служит большому бизнесу, либо существует, как криминально-паразитическая структура.

Кадры малого бизнеса могут проявлять недовольство, отсюда разные «несогласные». Но более склонны они ко всякого рода реакционным движениям.

По подсчётам журналиста Леонида Радзиховского, в России насчитывается 119000 миллионеров, из них состояние свыше 90 миллионов долларов имеют 500 человек. Если прибавить к ним их семьи и обслугу, – то вот вам слой, образующий надёжную (несмотря на некоторые споры) опору существующей власти.

Причём, примерно половина «слоя» сосредоточена в Москве, что, учитывая экономическое влияние «миллионеров», легко объясняет реакционность этого города.

Стоит поблагодарить Г.Е.Явлинского с его кислым «Яблоком» и «Союз правых сил» за их восхваление реакционнейшей системы хозяйства, помогающей добить экономику России.

Ю.И.Аренкова