Вокруг “письма академиков”
В двадцатых числах июля с.г.
средства массовой информации самого разного направления опубликовали письмо
десяти ведущих российских ученых президенту РФ В.В. Путину, в котором
выражалась озабоченность в связи со стремлением Русской Православной Церкви
(РПЦ) вмешиваться в науку и образование. Это письмо подписали лауреаты
Нобелевской премии по физике Ж.И. Алферов, В.Л. Гинзбург и еще 8 академиков.
Ученые, подписавшие письмо,
придерживаются разных политических взглядов. Ж.И. Алферов – коммунист, а В.Л.
Гинзбург – симпатизирует демократам яблочного направления. Тем не менее, они
единым фронтом выступили против клерикализма в защиту науки и гуманистических
ценностей, что отрадно.
Главная тема письма – активное
стремление руководства РПЦ и околоцерковных кругов
пробить включение в Федеральный образовательный стандарт «Основ православной
культуры» и, тем самым, стимулировать преподавание несколько модифицированного
«Закона Божия» во всех государственных и
негосударственных школах. И, попутно, добиться, как максимум, изъятия из
школьных программ неудобного для церкви естественнонаучного материала
(биологическая эволюция, происхождение человека от обезьяны). Или же, как
минимум, одновременного преподавания и эволюции, и сотворения мира Высшей
Силой, чего подписавшие письмо академики решительно не одобряют.
Любой нормальный коммунист не
может не согласиться с мнением уважаемых академиков. Религиозное (или, как
стыдливо говорят, духовно-нравственное) воспитание школьников – не дело
государства и государственных школ. Этим может заниматься сама церковь в рамках
своих структур и за свой счет с теми детьми, которые сами тянутся к религии
(которых, на самом деле, родители к ней приобщают – ред.). Как это, кстати,
очень неплохо делали и делают порвавшие с казенным православием старообрядцы.
Ясен вопрос и для всерьез
верующего человека, немного знающего историю. Как показал опыт дореволюционных
гимназий, обязательное, всеобщее и навязчивое преподавание Закона Божьего
является наиболее эффективным средством атеистического воспитания подрастающего
юношества.
И, тем не менее, письмо десяти
академиков вызвало бурю возмущений в средствах массовой информации и на сайтах
Интернета. К этой буре можно было бы отнестись спокойно и философски, если бы
против письма академиков не выступил... неофициальный орган КПРФ газета
«Советская Россия» (!), опубликовавшая 4 августа встречное письмо группы
общественных деятелей и статью О. Кальмуцкого «Надо
было раньше бить тревогу».
О статье О. Кальмуцкого
читатель может судить уже по одной цитате:
«Пусть бы учёные сначала по
ускоренной технологии создали условия, при которых хотя бы из одной обезьяны
человек произошёл, и желательно не Шариков, а потом бы уже настаивали на
преподавании дарвинизма в школе».
Думаю, что приведенный отрывок
наглядно показывают бессмысленность каких-либо дискуссий с О. Кальмуцким. А вот к письму общественных деятелей имеет
смысл дать некоторые комментарии.
Сначала «базовая» цитата из
письма общественных деятелей:
«Были уже академики,
общественные деятели, революционные нигилисты, низвергавшие тысячелетнюю
отечественную культуру, призывавшие «во имя грядущего завтра» растоптать цветы
искусства, «сжечь Рафаэля», а вместе с ним Пушкина, Гоголя, Достоевского и
многих других людей, которые обращали свой взор к Вере, Православию, Евангелию.
А ведь все эти люди достойнейшие, умнейшие.
Чувствуется, что годы
нравственного и духовного воспитания академиков как раз и совпали с годами
этого погрома отечественной культуры...
Как можно
отрицать, что русская культура не возросла (стилистика авторов - ред.) на
духовных основах православия, что великий мыслитель Киевский митрополит
Илларион создал основополагающий труд древнерусского мировоззрения «О законе и
благодати», что величайший художник русского средневековья был иконописец
Андрей Рублёв, что основоположник многих начинаний в области русской науки
Ломоносов сочинял оды Богу, что великий композитор Мусоргский вдохновлялся
духовными песнопениями, гигант мировой литературы Достоевский видел
спасение в глубокой Вере. Люди выдающихся научных открытий Д. Менделеев, Н.
Пирогов, И. Павлов тоже опирались на православные мироощущение, этику,
культуру, на православные основы, были люди духовно образованные». И т.д.
А теперь комментарии к ней.
Действительно, были «революционные»
нигилисты, ниспровергавшие отечественную культуру. И их было достаточно много.
Формировались они из любителей бежать изо всей дурацкой
мочи впереди паровоза (по молодости, глупости или/и тщеславию). Вчера паровоз
шел в атеистическом направлении, и эта публика ниспровергала религию, сегодня
паровоз дал задний ход, и эта же публика демонстрирует
где надо и где не надо свое навязчивое благочестие. Отрекаясь попутно не только
от коммунистической идеологии, но и ото всей русской и мировой демократической
культуры XYIII-XX веков.
Я не думаю, что в 1920-х годах
академики Алферов и Гинзбург при всем их атеизме с одобрением воспринимали бы
разрушение церквей. А вот некоторые современные радетели православия в роли
тогдашних погромщиков храмов Божиих очень даже
смотрятся!
Утверждение о том, что русская
культура возросла на духовных основах православия ставит
телегу впереди лошади. На самом деле все было с точностью до
наоборот: русское православие выросло на духовных
основах русской культуры и русской истории. Существование на Руси
высокоразвитой дохристианской культуры не вызывает никаких сомнений, как и
длительное сосуществование православных и языческих верований. Русь стала по
настоящему православной только после того, как
преобразив православие, сделала его идеологией освободительного движения,
направленного против татаро-монгольского ига.
Утверждать, что русская культура
выросла на духовных основах пришедшего из Византии православия как-то даже и не
патриотично. Мы что же, без греков были не в состоянии создать свои духовные
ценности?
Вместе с тем, коммунисты с
большим уважением относятся ко многим православным деятелям далекого прошлого.
Особенно к таким, как протопоп Аввакум, который в начале XXI-го века неизбежно
стал бы коммунистом и, скорее всего, атеистом.
Русская культура «использовала»
православие, как одну из временных оболочек, которая уже в XIX веке была
сброшена, как помеха для дальнейшего роста и развития. Хотим мы этого или не
хотим, но в XX веке православие находилось на периферии российской культуры. И
стремление вернуть его обратно в центр искусственными приемами не сулит ничего
хорошего ни русской культуре, ни самому православию.
«...многие годы, и
даже столетия, исторические лукавцы, гордецы и шарлатаны, а по-церковному
— слуги дьявола, пытались отлучить веру от знания, противопоставить науку и
религии».
В настоящее время
противопоставлять друг другу науку и религию активнее всего пытаются борцы с
дарвинизмом из церковных и околоцерковных кругов. И
если авторы письма считают, что означенные борцы служат отцу зла – диаволу, то я не буду против этого ничего возражать.
Еще одна цитата:
«Но как мог подписать такое
обращение товарищ Алфёров? Это странно! Он и его соратники по партии не раз
заявляли о необходимости глубокой, всесторонней образованности наших людей. А
тут такой научный обскурантизм. Сотни, тысячи, возможно, миллионы не самых
богатых людей поддерживают социальные и общественные программы КПРФ. А
заявления такого рода одного из видных его членов не вызовут у них желания и
впредь выступать за неё».
Думается, что
подписав заявление 10 академиков, Жорес Иванович поступил так, как и подобает
поступать настоящему коммунисту. Другое дело, что, может быть, академику Ж.И.
Алферову при его взглядах действительно лучше перейти в другую коммунистическую
партию? Например, в РКРП-РПК.
Подозреваю, что после чтения
«Советской России» от 4 августа 2007 года этот же вопрос зададут себе многие
рядовые члены КПРФ, для которых коммунистическая идеология не является пустым
звуком.
Справедливости ради следует
отметить, что в номерах от 9 и 16 августа «Советская Россия» опубликовала
многочисленные отклики своих читателей, поддерживающие письмо десяти академиков
и критикующие письмо представителей православной и околоправославной
общественности. Это весьма отрадно.
С.В. Багоцкий,
канд.биологич.наук